Правоведение в начальной школе. Беседа-путешествие и заочная экскурсия по Санкт-Петербургу

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Восприятие учащимися в качестве жизненных ценностей малой родины – города, в котором мы живём, с его историей, особенностями быта, традициями. Создать условия для формирования активно-положительного отношения к родному городу.
  • Дать представление о культурно-исторических памятниках, связанных с историей российского флота.
  • Создать условия для развития речи, творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас необычная встреча. Мы отправляемся в путешествие! Ваши парты – вагоны, а вы в них – пассажиры. Покажите, как едут вагоны. Скажу: “Поехали!” - будете делать это движение. Путешествовать мы будем мысленно вместе с героями любимых мультфильмов (иллюстрация на магнитной доске) под музыку. Вместе с ними споём песенку “Голубой вагон”. Поехали! (Звучит музыка. Дети изображают на месте движение поезда, поют песенку.)

II. Беседа о Санкт-Петербурге

- Вот и первая остановка. Сейчас ваш товарищ прочитает вам стихотворение, а вы попробуете догадаться, в какой город мы прибыли. (Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”: “Люблю тебя, Петра творенье…”).

- Итак, в какой город мы приехали? Кто уже бывал в этом городе? Что вы знаете о Санкт-Петербурге? Сейчас мы совершим маленькую экскурсию по городу. У всех бывает День рождения. Есть День рождения и у нашего города. Его отмечают в мае, а какого числа это происходит, ты узнаешь из программы.

- Санкт-Петербург был заложен Петром І 27 мая 1703 года. (На доске: портрет Петра І). Царю нужна была крепость и новая столица. Собственными руками Пётр сделал чертёж новой крепости. Она была названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла Петропавловской. Это было первое строение новой столицы. Символом и хранителем города считается ангел, застывший на шпиле Петропавловской крепости.

“Раздумал, видно, ангел улететь…
И вдруг застыл, пространство не осиля,
Ему на город весело глядеть,
С вершины Петропавловского шпиля…”

(На доске: фото Петропавловской крепости)

- Столица получила своё название и свой герб. На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт. (На доске: изображение герба Санкт-Петербурга.)

- Каждый день ровно в полдень в крепости стреляет пушка холостым залпом, возвещая городу о том, что идёт ещё один новый день. Посмотрите на модели часов, представленные на доске. Какие из них показывают верное время выстрела? (На доске: модели часов с разными показаниями времени). (Подготовленный ученик читает стихотворение.)

“Стреляет в полдень пушка, Шумит волна речная
Скрывается в дыму. У крепостной стены.
Когда стреляет пушка, А пушка ведь ручная:
Не страшно никому! Она не для войны”.

- На строительство нового города выписано было из разных областей более 20000 работников. Сам царь беспрестанно находился рядом в специально построенном рабочем домике. 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы заложили Адмиралтейство – верфь и крепость, которая спустя 7 лет была увенчана башней со шпилем и флюгером-корабликом.

- Определи высоту Адмиралтейского шпиля, используя программу.

(Подготовленный ученик читает стихотворение).

“Над грохотом и пылью, Летают рядом чайки,
Над шумной суетой Звезда горит вдали.
Плывёт на тонком шпиле Он бы и рад причалить,
Кораблик золотой. Да в небе нет земли”.

- Узнай названия рек Санкт-Петербурга.

3 + 1, 5 – 3, 1 + 2, 2 + 3

5 - 4, 3 + 3, 8 – 1, 4 + 4, 10 - 5

8 1 2 3 4 5 6 7
к м е в н а о й

- Какие ещё реки Санкт-Петербурга знаете?

(Подготовленный ученик читает стихотворение, на доске – фотография).

“У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река.
Баржи, лодки, пароходы
На себе несёт Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева”.

(Учитель читает стихотворение, показывая фотографии мостов города).

“Мост нагнулся над рекой,
Над водою ровной:
Ах, красивый я какой!
Ах, какой огромный!

Вот тяжёлый, гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный отлитый,
Весь почти кружевной”.

- У гранитного спуска к Неве на высоких подножиях лежат удивительные каменные существа. У них голова человека, а туловище льва. Кто это? Проверь ответ с помощью цифр.

И

С

Ф

К

С

Н

3

6

2

5

1

4

- Великаны сфинксы сделаны из розового гранита. Их высекали из камня искусные египетские мастера. Более 300 лет назад сфинксы смотрели в жёлтые воды далёкой реки Нила. (Ученик читает стихотворение).

“Лежит гранитный добрый лев
У входа в старый дом.
И ребятишки, осмелев,
Сидят на нём верхом.
Гранитный лев ребятам рад,
Без них скучает он”.

- Пожалуй, самым известным памятником Санкт-Петербурга является Медный всадник. (Ученик читает стихотворение, на доске – фото.)

“Вот памятник царю Петру
И царскому коню,
Фотографируют его
По 200 раз на дню.

Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно”.

III. Станция Угадай-ка!. Викторина

- Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждёт станция “Угадай-ка!”.

- Поехали! (Звучит музыка. Дети выполняют движения). Стоп! Приехали. Сейчас мы выясним, кто лучше всех знает город Санкт-Петербург. За верный ответ – жетон. Подумайте и ответьте, какое слово лишнее.

  • Ленинград, Петрозаводск, Петроград, Петербург.
  • Нева, Волга, Смоленка, Фонтанка, Мойка, Карповка.
  • Дворцовая площадь, Красная площадь, Сенная площадь.
  • Вокзалы: Московский, Ленинградский, Балтийский, Варшавский, Витебский, Финляндский.
  • Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
  • Автово, Нарвская, Ладожская, Красная площадь, Петроградская.
  • Невский проспект, Арбат, Адмиралтейский проспект, Большой проспект.
  • Васильевский остров, Каменный остров, остров Корсика, Кировские острова.

- У кого больше всех жетонов? Победителю – приз: календарик с изображением видов Санкт-Петербурга.

IV. Беседа о городе Ломоносове

- Поехали дальше! Рассаживайтесь по вагонам. (Звучит музыка, дети выполняют движения, имитируя движения поезда, поют песенку.) Стоп! Сегодня мы ненадолго заедем в наш город Ломоносов, а если понравится, то и останемся. (Учитель читает стихотворение о городе Ломоносове).

“Утром из дымки встаёт он гордо…
Тихо подходит к пристани катер.
Наш Ломоносов – маленький город,
Который не сразу найдёшь на карте.
Почти три века город строит
Парки, дворцы – наших предков забота.
А ныне домов непрерывный строй
Там, где когда-то были болота.

Здесь в сорок первом насмерть встали.
Отсюда пошли на прорыв блокады.
Был бронёй из крепчайшей стали
Маленький город под Ленинградом.
В парках дворцы в дубовых кронах,
Замерли липы, словно на старте…
Вот он, обычный труженик-город,
Который не сразу найдёшь на карте!”

- Посмотрите на герб нашего города. Что вы видите? (Апельсиновое дерево).

- Раньше наш город назывался Ораниенбаумом. По одной из версий краеведов и историков, так был назван город по названию оранжевых деревьев, то есть апельсиновых, которые, возможно, росли в царских теплицах и садах. А после Великой Отечественной войны в 1948 году город был переименован в честь великого русского учёного М.В. Ломоносова. Перед вами листочки с гербами нашего города. Давайте раскрасим герб и запомним его. Ведь это герб нашей Родины, мы здесь родились и живём.

V. Станция “Рисуй-ка!”

- Итак, наша последняя станция “Рисуй-ка!” Едем туда под музыку и рисуем. (Звучит музыка, дети рисуют.)

VI. Подведение итогов

- Наш урок-путешествие окончен. Но путешествия по нашему городу только начинаются. Подумайте, где бы вы хотели побывать, что хотели бы ещё узнать, а может быть, вы захотите сами что-нибудь рассказать.

Занятие кружка “Знай и люби свой город”