Открытый урок по литературному чтению, 2-й класс, по теме "Работа над волшебной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • продолжение работы над народными сказками, над умением разбирать сказки, отличая волшебные,

  • развивать умение высказывать своё мнение,

  • работа над сознательным выразительным чтением,

  • расширение знаний о художниках и их работах (Васнецов),

  • развитие умения анализировать картину.

Ход урока

На доске:

- К какому жанру относятся эти произведения?

- Какие это сказки? (волшебные)

- На какие две группы можно разделить произведения? (авторская, народная)

- На какие 3 группы делятся сказки? (бытовая, о животных, волшебная)

Загадка: Если вы отгадаете загадку, то узнаете, над каким произведением мы будем работать.

Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода,
В ямке от копытца.

Работа над сказкой Чтение учащихся с учителем (комбинированное чтение).

- Докажите, что это русская сказка? (имена, жив. дом)

Физминутка: Учитель читает отрывки из сказок. Если это начало сказки, ученики

поднимают одну руку, если середина – две руки, если конец –

хлопок в ладоши.

1.

А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (середина)

2. Один мельник оставил своим трём сыновьям небольшое наследство – мельницу, осла, кота. (начало)

3. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. (начало)

4. И я там был, мёд пиво-пиво, по усам текло, а в рот не попало. (конец)

5.

С шумом встретил их народ
Все бегут за колесницей
За Дадоном и царицей –
Всех приветствует Дадон (середина)

6. Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей напугал. (конец)

7. По щучьему велению, по моему хотенью вези меня печка в лес. (середина)

8. В некотором царстве, в 3-десятом государстве жил-был царь. (начало)

9. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему… (середина)

Продолжение работы над сказкой

Прочтите ещё раз сказку.

Ответьте на вопросы после текста. (вопросы в учебнике)

- Какие опасные места встречаются в сказке по представлению другого человека?

- Какой представляется Алёнушка?

(На доске модели одежды): русская национальная одежда, современная одежда, одежда других национальностей.

Выберите из коллекции одежду для Алёнушки. Какие элементы к одежде ещё можно добавить (лента, кокошник и т.д.).

Выборочное чтение: Учитель показывает рисунки, ученики находят отрывки к этим рисункам.

Работа по картине:

Рассмотрите картину, которую создал русский художник Васнецов. В сказке нет эпизода, изображённого на картине художника Васнецова.

Рассмотрите картину:

  1. Что вы видите?
  2. Как художник изобразил Алёнушку?
  3. Почему мы решили, что она плачет?
  4. Какое настроение вызывает картина? Докажите.
  5. Какие приёмы использовал художник?
  6. Как заканчивается сказка?

Творческая работа: (словесное рисование картины)

Давайте нарисуем свою картину, чтобы она вызывала радость.

Домашнее задание: Прочитать волшебную сказку по ролям.