Цели урока:
продолжение работы над народными сказками, над умением разбирать сказки, отличая волшебные,
развивать умение высказывать своё мнение,
работа над сознательным выразительным чтением,
расширение знаний о художниках и их работах (Васнецов),
развитие умения анализировать картину.
Ход урока
На доске:
- К какому жанру относятся эти произведения?
- Какие это сказки? (волшебные)
- На какие две группы можно разделить произведения? (авторская, народная)
- На какие 3 группы делятся сказки? (бытовая, о животных, волшебная)
Загадка: Если вы отгадаете загадку, то узнаете, над каким произведением мы будем работать.
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода,
В ямке от копытца.
Работа над сказкой Чтение учащихся с учителем (комбинированное чтение).
- Докажите, что это русская сказка? (имена, жив. дом)
Физминутка: Учитель читает отрывки из сказок. Если это начало сказки, ученики
поднимают одну руку, если середина – две руки, если конец –
хлопок в ладоши.
1.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (середина)
2. Один мельник оставил своим трём сыновьям небольшое наследство – мельницу, осла, кота. (начало)
3. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. (начало)
4. И я там был, мёд пиво-пиво, по усам текло, а в рот не попало. (конец)
5.
С шумом встретил их народ
Все бегут за колесницей
За Дадоном и царицей –
Всех приветствует Дадон (середина)
6. Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей напугал. (конец)
7. По щучьему велению, по моему хотенью вези меня печка в лес. (середина)
8. В некотором царстве, в 3-десятом государстве жил-был царь. (начало)
9. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему… (середина)
Продолжение работы над сказкой
Прочтите ещё раз сказку.
Ответьте на вопросы после текста. (вопросы в учебнике)
- Какие опасные места встречаются в сказке по представлению другого человека?
- Какой представляется Алёнушка?
(На доске модели одежды): русская национальная одежда, современная одежда, одежда других национальностей.
Выберите из коллекции одежду для Алёнушки. Какие элементы к одежде ещё можно добавить (лента, кокошник и т.д.).
Выборочное чтение: Учитель показывает рисунки, ученики находят отрывки к этим рисункам.
Работа по картине:
Рассмотрите картину, которую создал русский художник Васнецов. В сказке нет эпизода, изображённого на картине художника Васнецова.
Рассмотрите картину:
- Что вы видите?
- Как художник изобразил Алёнушку?
- Почему мы решили, что она плачет?
- Какое настроение вызывает картина? Докажите.
- Какие приёмы использовал художник?
- Как заканчивается сказка?
Творческая работа: (словесное рисование картины)
Давайте нарисуем свою картину, чтобы она вызывала радость.
Домашнее задание: Прочитать волшебную сказку по ролям.