Потребность в быстром и эффективном овладении знаниями вызывает к жизни новые формы и методы обучения, новые образовательные технологии. Одной их таких технологий является информационно-компьютерная технология. В настоящее время компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения любому предмету, включая математику и физику.
Использование информационно-компьютерных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, т.е. увеличить скорость усвоения материала, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, получить максимальное количество информации за кратчайшее время.
Наряду с этим важным моментом педагогической деятельности является непосредственная связь любого предмета с другими учебными дисциплинами и их взаимообогащение. Ярче всего эта интеграция прослеживается в преподавании математики и физики. Ее установление способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Интегрированный урок имеет и психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей, тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, т.к. позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Оптимальной организации интегрированных уроков способствует применение интерактивных компьютерных технологий.
Представленный интегрированный урок “Применение производной” рассчитан на два академических урока по 45 минут, проводился в 10-ом физико-математическом классе.
Цель интегрированного урока – дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства – синтетичность и универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
По своей структуре он является повторительно-обобщающим.
Оборудование урока:
- интерактивная доска;
- проектор;
- персональный компьютер.
Рады видеть всех, присутствующих на этом интегрированном уроке, который позволит объединить знания по математике и физике.
Предлагаем следующий режим работы: три двадцатиминутных мини урока с двумя физическими паузами.
Эпиграфом к уроку выбраны слова ученого-химика Евгения Вагнера: “Вся глубина мысли, которая заложена в формулировку математических понятий, впоследствии раскрывается тем умением, с которым эти понятия используются”.
Цель наших совместных действий определим следующим образом: в ходе урока мы должны убедиться в значимости знаний, получаемых на уроках математики, и их прикладном характере и эффективности использования при решении физических задач. Только осознанное применение знаний, овладение математическим аппаратом, умение логически мыслить позволит достичь успехов в покорении вершин других наук.
Какой математической операции посвящен урок мы узнаем, если правильно ответим на вопросы кроссворда. (Слайды №2-10)
Вопросы кроссворда:
- Фрацузский математик 17 века Пьер Ферма
определял эту линию так:
“Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности
заданной точки ”. - Раздел механики, изучающий механическое движение тел в пространстве с течением времени.
- Приращение какой переменной обычно обозначатся ?х.
- Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а, то в этой точке функцию называют... (Подсказка: график такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша без отрыва от бумаги.)
- Что является мерой изменения механической энергии?
- Эта величина определяется как производная скорости по времени.
- Если функцию f(x) можно представить в виде y=f(x)=g(h(x)), где y=g(t), t=h(x) - некие функции, то функцию называют.. .
Кроссворд заполнен, и мы по горизонтали читаем слово “Лагранж”.
С именем Лагранжа связана такая операция математического анализа, как нахождение производной. Обратимся к истории появления в математике термина “ производная”. Небольшая историческая справка-сообщение об ученых Лагранже, Ньютона, Декарте, Ферма, Лейбнице. (Слайды №11-14)
В 19 лет он стал профессором в Артиллерийской
школе Турина. Именно Лагранж в 1791 г. ввёл термин
“производная”, ему же мы обязаны и современным
обозначением производной
(с помощью штриха). Термин “вторая производная”
и обозначение (два штриха) также ввёл Лагранж.
Задача определения скорости прямолинейного неравномерного движения была впервые решена Ньютоном. Функцию он назвал флюэнтой, т.е. текущей величиной, производную же - флюксией. Ньютон пришел к понятию производной, исходя из вопросов механики. Предполагают, что Ньютон открыл свой метод флюксий ещё в середине 60-х годов XVII в.
Первый общий способ построения касательной к алгебраической кривой был изложен в “Геометрии” Декарта. Более общим и важным для развития дифференциального исчисления был метод построения касательных Ферма.
Основываясь на результатах Ферма и некоторых других выводах, Лейбниц значительно полнее своих предшественников решил задачу о построении касательной к кривой в некоторой точке.
Итак, теперь мы можем сформулировать тему урока: “Производная. Геометрический и физический смысл производной”.
Ответим на следующие вопросы:
- Что такое производная функции?
- В чем ее геометрический смысл?
- В чем ее физический смысл?
Чтобы эффективно использовать производную при решении конкретных задач, необходимо, как таблицу умножения, знать таблицу производных элементарных функций.
Убедимся в том, что вы эту таблицу знаете в совершенстве.
Математический диктант
Ответы к диктанту. (Слайд №15-16)
Математический диктант написан, бланк ответов, лист с диктантом сдан. Пожалуйста, поднимите руки, кто из вас написал диктант без единой ошибки? Сделал не более трех ошибок?
Однако, формальное знание таблицы производных - это только инструмент, с помощью которого можно решать задачи, как по математике, физике, так и по экономике, биологии и другим наукам.
Физкультурная пауза.
Переходим к следующему этапу урока, который покажет, как вы владеете этим эффективным и универсальным инструментом - производной.
(Слайды №17-20) Вам предлагаются четыре графика функций. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
По первому графику определите знак углового
коэффициента
касательной, проведенной к графику функции в
точках с абсциссами “а”, “в”, “с”.
На следующих графиках укажите точки, в которых
производная
равна нулю, и точки, в которых производная не
существует.
Ответы к заданиям:
1) Знак углового коэффициента в точке с
абсциссой “а” - плюс,
с абсциссой “в” - минус, с абсциссой “с” - плюс.
2) На втором графике производная равна нулю в
точках 0 и 3,5 , не
существует в точке -1.
3) На третьем графике производная равна нулю в точке -4 и не существует в точках -2, 6, 2.
4) На четвертом графике производная равна нулю в точках -4 и -1,5 и не существует в точке 4.
Можно ли, зная, в чем заключается геометрический смысл производной, ответить на вопрос: “Каков характер движения материальной точки, если ее координата “х” изменяется с течением времени “t” согласно графикам, представленных на следующем слайде? (Слайды №21-22)
Первый график: tgaB>tgaA —> VB>VA.
Второй график: tgaB<tgaA —> VB<VA.
Действительно. Производная - это универсальный инструмент, позволяющий быстро решать задачи из любой области знаний. Обратимся к математической задаче.
Данная задача была представлена ученикам в электронном курсе “Открытая математика”. На конкретном примере ученики увидели преимущества использования производной при определении промежутков монотонности функции в сравнении с нахождением этих промежутков по определению. (Слайд 23).
Эффективность использования производной подтверждается также обращением к задачам по физике из раздела “Кинематика”. (Слайды №24-25).
- Координата тела меняется по закону X = 5 - 3t + 2t2 (м).
- Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 сек
- Пусть X = 2 + 4t2 - sin2пt. Найти: а) мгновенную скорость, б) ускорение, если t = 0,5 c
Первую задачу решим, используя формулы, связывающие между собой кинематические характеристики равнопеременного движения.
Vox= - 3 м/с; хо=5 м; ах = 4м/с2 —> Vx = Vox+ axпt =-3 + 8 = 5 (м/с)
Эта задача решается довольно просто. Но как быть, если координата движущегося тела с течением времени изменяется по закону: Х=2+ 4t?- sin2?t а необходимо ответить на вопрос: “Какова скорость и ускорение этого тела в момент времени 2 секунды?” Формулы кинематики нам здесь не помогут. К чему, по вашему мнению, мы должны обратиться? - Конечно, к производной, к ее физическому смыслу. Это позволит нам практически без особых усилий ответить на поставленные вопросы.
V(t) = X =8t - 2cos 2пt = 16 -2 cos 4пt ~16 - 6,28п10 (м/с)
ах(t) = V'(t) = 8 + 4п2 sin 2пt = 8 (м/с2)
Прежде, чем продвигаться дальше, обращаем ваше внимание на индивидуальное домашнее задание, которое вы видите на столах. Выполните его к следующим урокам по математике и физике. Домашнее задание предлагается в нескольких вариантах.
Один из вариантов:
- Точка движется по закону x(t)=2t3 -3t. Чему
равно ускорение в момент
времени 1с. - Ускорение тела выражается формулой a =4t. Найти
скорость тела через 5с
от начала движения. - Скорость тела выражается формулой v(t)=3t2 -8t.
Найти ускорение тела
через 2с от начала движения. - По прямой движутся две материальные точки по
законам x1(t)=l\3 t3 и
X2(t)=5t2 -21t. В каком промежутке времени скорость первой точки меньше
скорости второй точки? - Тело, брошенное со скоростью 40 м/с, достигло
максимальной высоты
подъема. Чему равна эта высота? Какова скорость тела через 2 с после
броска? - Задание по математике из задачника, по которому занимаются учащиеся.
А теперь подведем итоги двух этапов урока, ответив на вопросы:
- Что дают нам знания о производной?
- Какие задачи можно решать, используя физический и геометрический смысл производной?
Вы правильно ответили на вопросы, и это позволяет нам переходить к выполнению следующего задания.
Физкультурная пауза.
(Слайды №26-38)
Вам предлагается самостоятельная работа, при верном решении которой мы получим ключ к дальнейшим действиям. В бланк ответов (один на два варианта) вы заносите буквы, соответствующие полученным решениям; первый вариант - с цифры “1” по “6”, а второй вариант - с “7” по “12”. Не забудьте на бланке указать фамилию и соответствующий вариант.
Тест. Вариант 1
1. Точка движется по закону S(t)=2t3+3t.
Чему равна скорость точки в момент времени t= 1c ?
А) 5
Б) 12
В) 9
Г) 13
2. Чему равен тангенс угла наклона касательной к графику функции
g(x)=4x2 - х в точке Х0=1
А) 8
Б) 7
В) 3
3. Найти силу, действующую на материальную точку массой Зкг, движущуюся прямолинейно по закону S(t)=3t3 - 4,5t2 при t=2c?
А) 27
Б) 30
В) 81
Г) 54
4. Найти производную функции g(x)=tg(2x+п/3)
a) 2(2x+п/3)/cos2x 6)2/cos2x b)2/cos2 (2х+п/3)
5. Заряд, протекающий через электролит, меняется по линейному закону q=2t + 0,02t3 (Кл)
Какова сила тока в цепи в момент времени t=5c?
А) 2,0 Б) 1,5 В) 3,5 Г) 4,0
6. Составьте уравнение касательной к графику функции у=х2 - Зх + 5 в точке а=-1
А) у=-5х + 4 Б) у=5х-4 В) у=-5х
Тест. Вариант 2
7. Точка движется прямолинейно по закону x(t)= - t3/6+3t2-5.Найти момент времени t, когда ускорение точки равно 0.
А) 2
М) 4
К) 8
0) 6
8. В какой точке графика функции y=vx касательная наклонена к оси абсцисс под углом 30°?
Г) нет ответа
9. Заряд, проходящий через поперечное сечение
проводника, меняется с
течением времени по закону q(t)=0,2t + 3t2 + 1
Найти мгновенное значение силы тока в момент времени t=2c
Ф)19 А)18,4 В)13 И)21
10. Найти производную функции
11. Две материальные точки движутся по законам: Xl(t)=2,5t2-6t+l; X2(t) =0,5t2 + 2t - 3
В какой момент времени их скорости равны?
Р)10
Б) 4
И) 2
Ю) 7
12. Составьте уравнение касательной к графику функции у=2 - х2 в точке
х0=3
А) у =2х +5 Е) у =6х +11 В) у = -Зх - 6 Г) нет ответа
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
и |
С |
С |
Л |
Е |
Д |
О |
В |
А |
Н |
И |
Е |
Итак, если вы абсолютно правильно решили все задания, то мы читаем слово “ исследование”, а оно, как никакое другое соответствует теме нашего сегодняшнего урока. Как применить производную к исследованию функции, мы увидим на следующем примере:
Исследовать на монотонность функцию у =2х3 +3х2 -1 и построить график этой функции.
f(x) = 6x2 + 6x = 6x(x + 1)
Умение исследовать поведение функции очень важно и при решении физических задач, особенно тех, которые традиционными способами решаются сложно и громоздко.
Обратимся к вопросу определения условий, при которых мощность, выделяемая на нагрузке в цепи постоянного тока, будет максимальной (Слайд 39).
Завершая урок, мы надеемся, что все поняли и приняли истину: математика - это, действительно, царица наук, которая не гнушается выступать и в роли служанки, помогающей нам в покорении вершин других наук. Прав был Вагнер, когда говорил, что “Вся глубина мысли, которая заложена в формулировку математических понятий, впоследствии раскрывается тем умением, с которым эти понятия используются”.
И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Если - да, то как? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока (Слайд 40).
Урок завершен. Всего вам доброго. До свидания.
ЛИТЕРАТУРА
- Н.Я. Виленкин и др. Алгебра и математический анализ 10. Москва, Мнемозина, 2004 г.;
- И.М. Гельфгад и др. Тысяча одна задача по физике. Москва, Илекса, 2005 г.;
- Ф.М. Дягелев. Из истории физики и жизни ее творцов. Москва, Просвещение, 1986 г.;
- Б.Н. Иванов. Современная физика в школе. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.;
- А.А. Леонович. Физический калейдоскоп. Москва, Бюро Квантуси, 1994 г.;
- А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начало анализа (профильный уровень). Москва, Мнемозина, 2006 г.;
- С.М. Никольский и др. Алгебра и начало анализа. Москва, Просвещение, 2003 г.;
- Ю.И. Сазонов. Сборник задач по физике. Москва, Высшая школа, 1999 г.;
- Физика: реальные тесты и ответы. Сергиев Посад. Фолио, 2007 г.;
- Интерактивный курс “Открытая Математика”. CD, Физикон.