Оборудование:
- веера,
- свеча,
- свечки нарисованные на картоне,
- лист креповой бумаги (надрезанный на тонкие полосы),
- таблица “Дневной и береговой ветер”,
- карточки “атмосфера”, “муссоны”,
- карта полушарий,
- учебник “Мы и окружающий мир” 2 класс/ Дмитриева, Казаков.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
- Домашнее задание проверим, проведя тест “Да-нет”. Ответ даёте одним словом. Согласны – “да”, не согласны – “нет”.
- В составе воздуха больше всего кислорода. (Нет.)
- В воздухе есть водяной пар и частички пыли. (Да.)
- Озон защищает Землю от избытка солнечной радиации. (Да.)
- Воздух плохо сжимается. (Нет.)
- Воздух имеет форму. (Нет.)
- Воздух проводит звук. (Да.)
- Воздух хорошо предохраняет зимой землю от промерзания. (Да.)
- Прибор для измерения давления воздуха называется термометр. (Нет.)
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. (Ответы на доске.)
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки.
3. Сообщение темы урока.
- По данным мною координатам найдите буквы, из которых сложится слово – тема нашего урока.
(1,3) (2,4) (3,3) (3,2) (4,2)
4 | О | Е | З | Ю |
3 | В | Р | Т | Ф |
2 | П | А | Р | Ы |
1 | И | К | У | Д |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сегодня на уроке вы узнаете, что такое ветер и как он образуется.
4. Работа над темой урока.
- Как вы думаете, что такое ветер? (Ответы детей.)
Опыт № 1.
Возьмите в руки веер. Помашите.
Как теперь ответите на мой вопрос?
Ветер – это перемещающийся воздух. Сейчас мы с вами заставили двигаться воздух.
А что заставляет двигаться воздух в атмосфере Земли? На этот вопрос нам предстоит ответить.
По заданию учебника вы наблюдали за движением воздуха из труб печей и котельных.
Как же движется дым? (Вверх.)
Почему? (Тёплый воздух поднимается вверх, т.к. при нагревании расстояние между молекулами увеличивается и он расширяется.)
Нагретый огнём воздух легче, чем окружающий его холодный. Вот дым и устремляется вверх. Так зарождается вертикальный ток воздуха – начало всех ветров на Земле.
Наблюдение.
Понаблюдайте за движением полосок бумаги над батареей. (Полоски поднимаются вверх.)
Как вы думаете, движется ли холодный воздух? (Да.)
Вспомните, что вы чувствуете, когда открываете окно, дверь в подъезде и т.п. (Поток холодного воздуха.)
Холодный воздух очень быстро проникает внутрь помещения. Расстояние между молекулами маленькое, воздух тяжёлый. Он как бы вливается внутрь.
Опыт № 2.
Подтвердить это можно на опыте со свечкой.
(Учитель подносит зажжённую свечу к открытому окну. Дети наблюдают за направлением пламени свечи.)
Движение воздуха возникает тогда, когда температура в помещении не везде одинакова.
Тёплый воздух поднимается вверх, а на его место приходит холодный.
Прикрепите свечки на доске так, чтобы было видно движение холодного и тёплого воздуха через открытое окно.
Теперь можно ответить на вопрос “Почему в комнате форточки делают вверху, а батареи внизу, под окном?”
Такой же круговорот воздуха происходит в природе (в атмосфере (табличка на доске)). Солнечные лучи в течение дня пронизывают воздушную оболочку Земли. Часть из них достигает поверхности. Они нагревают почву, камни и скалы, воду морей и океанов. А те отдают это тепло, окружающему воздуху, и воздушная оболочка Земли (атмосфера) нагревается.
Вода и суша нагреваются неравномерно.
Вспомните опыт с ковшом (предыдущий материал) и скажите, что быстрее нагреется: суша или вода? (Суша.)
Да, вода нагреется медленнее. Следовательно, и остывать будет медленнее.
Работа по таблице. Приложение (рисунок № 2).
Таблица “Дневной и береговой ветер”.
Итак. Суша нагревается быстрее воды. Нагретый ею воздух, как уже знаем, устремляется вверх, а более холодный, с водоёма, спешит занять его место. Возникает движение воздуха: с воды на сушу дует ветер (морской ветер).
Когда зайдёт солнце, суша быстро остынет.
А, вода? (Нет.)
Где, теперь теплее воздух? (Над водой.)
Как, теперь будет дуть ветерок? (С суши на водоём.)
Обобщение.
Расскажите, как возникает ветер (по таблице).
Ветры носятся над всей Землёй – над сушей и океанами. Одни из них дуют постоянно в одном и том же направлении. Другие, время от времени, меняют своё направление на противоположное. Есть ветры, которые охватывают весь земной шар, но есть и местные ветры. Всего на Земле насчитывают около 300 различных названий ветров.
5. Работа по учебнику.
- На странице 116 прочитайте первый абзац.
- О каких ветрах идет речь? (О муссонах (карточка “муссоны” на доске).)
- Что обозначает это слово в переводе с арабского?
- Прочитайте второй абзац.
Работа с картой.
Рассказать и показать, как образуются ветры-муссоны Индийского океана.
Значение ветров.
Как вы думаете, нужны ли ветры?
На странице 119 (второй абзац снизу) прочитайте о пользе ветров и расскажите то, о чём мы ещё не сказали.
6. Обобщение.
- Как образуются ветры?
- Чем интересны ветры муссоны?
Какое значение имеют ветры?
7. Работа с карточками. Приложение (рисунок № 2 без стрелок).
- У каждого на парте лежит карточка. Синим и красным карандашами нарисуйте стрелки, которые покажут движение воздуха днём и ночью.
Проверка по рисунку на доске.
Поднимите руки те, кто правильно поставил стрелки.
Кто ошибся, дома внимательно прочитайте материал учебника.
8. Домашнее задание.
Страницы 115-119