"Путешествие по родному краю", урок русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщение и углубление знаний пройденных орфограмм.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение и углубление знаний пройденных орфограмм, продолжение формирования каллиграфически правильного письма, способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся и фонематический слух;
  • совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора;
  • развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные:

  • воспитание любознательности, формирование интереса к родному краю, произведениям осетинских поэтов, природе родного края;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • аккуратность, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы: коллективный, работа в парах, инсценировка, взаимопроверка, самоанализ.

Оборудование: флаг, герб Осетии, осетинский орнамент, иллюстрации.

Ход урока

1. Организационное начало урока. Сценка.

1 уч.

Один прилежный ученик
Уроки выполнять привык,

2 уч.

– Сижу над книгой день за днём,
Чтоб выучить страницу в нём,
Но в памяти страница не хочет уложиться.

3 уч.

- Ты не учебник свой ругай, а сам себя, мальчишка
Зубрежкой мало что возьмёшь, я это знаю точно
А то, что хорошо поймешь, ложится в память прочно.

- Я надеюсь, ребята, вы постараетесь быть внимательными на уроке, чтобы то новое, что вы узнаете, осталось в вашей памяти.

Мы совершим путешествие, а какое, вы попробуете угадать сами.

Каждый вид работы будет обозначен определённым рисунком. Если какой- то вид работы вам понравится, вы откладываете картинку. А в конце урока я посмотрю, что вам особенно понравилось.

2. Минутка чистописания. Учитель показывает осетинский орнамент.

- С помощью орнамента определите, какие буквы будем писать. А какое слово спрятано в этих буквах? (е я е т о с и и слово Осетия).

- Посчитайте количество букв и звуков в слове Осетия.

- Какой город является главным в нашей республике? (Владикавказ)

Владикавказ основан по указу Елизаветы в 1784 году на месте осетинского аула Капкай. Площадь Северной Осетии равна 8 000кв.км.

Два ученика читают стихотворение Евгении Александровой «Счастье».

Мне выпало счастье в Осетии жить
Дышать вместе с нею, грустить и смеяться,
О, сколько мне надо добра совершить,
Чтоб сыном достойным её называться.

Я знамя аланов в слезах целовал,
Что реет над миром с высот Джимарая,
Я в каждом Джигите Коста узнал,
Любуясь красотами горного края.

Ученик, который первым угадал спрятанное слово, под гимн Осетии поднимает флаг РСО – Алании.

- Как вы думаете, какое путешествие мы совершим? Урок – путешествие по родному краю.

- Скажите, из каких цветов состоит осетинский флаг?

(Из белого, красного, желтого.)

- А что символизируют эти 3 цвета?

(Учитель обобщает ответы учеников)

Белый цвет - символ душевной чистоты, поэтому часть флага окрашена в белый цвет.

Красный цвет - символом воинской доблести, цвет пламени. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.

3. Словарная работа.

- А теперь ваши одноклассники прочитают вам стихотворение Е. Александровой «Малышам Осетии». Вы постараетесь запомнить название животных и птиц, которые услышите в этом стихотворении.

1 ученик.

Милый Терек, как барашек
Скачет меж суровых скал.
Вьётся сотнями кудряшек
Блещет тысячью зеркал.

2 ученик.

Там, бредя тропинкой тайной,
Тур мелькнёт из-за скалы.
С быстротой необычайной
Следом ринутся орлы.

3 ученик.

Быстроногие олени
Чуя страх издалека,
Промелькнут, как будто тени,
Убежав наверняка.

4 ученик.

У подножья в темной чаще,
Разгоняя сонных сов,
Пронесется в зной палящий
Стая диких кабанов.

5 ученик.

Косолапый медвежонок
У берлоги задремал,
И испуганный спросонок
В лес от мамы убежал.

6 ученик.

Всюду шорохи, загадки,
Водопады, родники,
И блестят под солнцем гладким
Вековые ледники.

7 ученик.

Здесь – Осетия, равнины,
Парки, скверы и поля.
Здесь зелёные долины –
Лучезарная земля.

Дети называют животных и птиц. (Кабан, тур, олень, орёл, сова, медведь.)

- Из нашего словаря по русскому языку вспомните названия животных и птиц, обитающих в наших краях (заяц, лисица, сорока, ворона).

Включается диск с изображением этих животных.

- Какое животное, обитающее в наших краях, считается символическим для нашего народа? (снежный барс).

- Почему? (Он изображен на гербе РСО – Алании). Один из учеников делает сообщение об этом животном. И показывается иллюстрация герба.

- Барс из семейства кошачьих, его длина – 1,5 м. Он красив, опасен, поворотлив, отважен. Искусно лазает по деревьям и скалам, при необходимости может плавать в воде. Барс решительный и отчаянный зверь. В трудной ситуации не отступает. Символически это означало, что осетины обладают, как барс, храбростью и самоотверженностью.

(Все слова записывают в тетрадь с комментированием.)

3. Комментированное письмо предложения.

(Барс хорошо лазает по скалам и деревьям.)

Синтаксический разбор этого предложения.

4. Работа над однокоренными и родственными словами.

- О чём ещё шла речь в этом стихотворении? (о водопадах, родниках, ледниках)

- Что такое ледник? Назовите однокоренные слова к этому слову (ледниковый, ледяной, лёд, наледь, заледенеть). Выделите корень.

- Какие ледники вы знаете на территории Северной Осетии?

- Общая площадь трех наиболее крупных ледников Караугомского, Майли, Цейского составляет 75 кв. км. Площадь Караугомского ледника 35 кв.км., ледника Майли на 13 кв.км. меньше площади Караугомского. Скажите, какова площадь ледника Майли? Цейского ледника?

5. Письмо по памяти.

- Многие поэты и писатели такие как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и многие другие восхищались природой Северной Осетии. Богат растительный мир нашего края. А какие деревья преобладают в наших лесах?

(бук, граб, сосна)

- В Северной Осетии 60% лесной площади занимает бук, граб занимает 12%,а сосна на 30% меньше площади, занимаемой буком. Какой процент площади занимает сосна?

А вся эта растительность?

- На доске написано стихотворение о сосне. Проводится предварительный орфографический разбор. Производится детьми в тетрадях письмо по памяти.

Растёт в горах Осетии сосна

В иголочках зеленых, молода,

В наряде неизменном, как всегда.

(Проводится взаимопроверка. Работа в парах.)

6. Творческая работа.

- Как я уже говорила, много поэтов и писателей прославляли Осетию и её народ. А кто из осетинских поэтов является самым знаменитым? Правильно, Коста Леванович Хетагуров.

В сборник К. Л. Хетагурова «Осетинская гармонь» вошло 61 произведение, среди которых 8 басен и 1 поэма. Скажите, сколько стихотворений вошло в сборник?

- Сейчас мы представим себя писателями и попробуем написать сочинение – миниатюру на тему: «Я люблю тебя, мой край» с помощью опорных слов. (на доске опорные слова: Владикавказ, парки, скверы, горы, реки, бурный Терек, прекрасные, народ, осетины, люблю.) Только вы разделитесь на 3 группы, и каждой группе будет дано время, чтобы вместе придумать красивое сочинение. Затем вы выберите представителя, который выразительно зачитает ваше сочинение. Чьё сочинение будет более удачным, та группа побеждает.

- Ребята, что такое Терек? Главная водная артерия Северной Осетии. Её протяженность 110 км.

С помощью опорных слов дети составляют и записывают в тетрадь сочинение – миниатюру. Лучшее сочинение дети определяют сами.

7. Итог урока.

- Ребята, я в начале урока уже предложила вам откладывать картинки с понравившимся видом работы. Сложите их красиво и покажите получившуюся картинку.