Программа спецкурса по математике "Дополнительные главы к курсу алгебры и начал анализа"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Занятия спецкурса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.

В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.

Включение дополнительных вопросов преследует две цели:

- создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;

- восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.

Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Для поддержания и развития интереса к предмету в программу включены занимательные задачи, сведения из истории математики.

Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику “Алгебра и начала анализа: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – М.: Просвещение, 2006.

Цель программы:

  • создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 10 класса.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;
  • систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;
  • развивать математические способности учащихся;
  • способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Класс гимназический, универсальный.

Срок реализации программы 1 год.

Содержание программы

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Повторение.

Числа и вычисления. Упрощение выражений.

Уравнения, системы уравнений.

Неравенства, системы неравенств.

Рациональные уравнения. Неравенства.

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.

Теорема Безу.

Корень многочлена.

Корень степени n

Функция у = vх и ее график.

Решение текстовых задач.

Задачи на проценты.

Задачи на смеси и сплавы.

Задачи на совместную работу.

Логарифмы

Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

Десятичные логарифмы.

Степенные функции.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

Показательные уравнения.

Логарифмические уравнения.

Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.

Показательные и логарифмические неравенства.

Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.

Графический способ решения уравнений и неравенств.

Синус и косинус угла

Примеры использования арксинуса и арккосинуса.

Формулы для арксинуса и арккосинуса.

Тангенс и котангенс угла

Примеры использования арктангенса и арккотангенса.

Формулы для арктангенса и арккотангенса.

Тригонометрические уравнения и неравенства

Тригонометрические уравнения.

Замена неизвестного t = sin x + cos x.

Тригонометрические неравенства.

Уравнения и неравенства с модулем.

Уравнения и неравенства с параметром.

Элементы теории вероятностей

Математическое ожидание.

Сложный опыт.

Формула Бернулли. Закон больших чисел.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов по теме

Повторение.

Числа и вычисления. Упрощение выражений.

Уравнения, системы уравнений.

Неравенства, системы неравенств.

3

1

1

1

Рациональные уравнения. Неравенства.

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.

Теорема Безу.

Корень многочлена.

3

1

1

1

Корень степени n.

Функция у = vх и ее график.

2

2

Решение текстовых задач.

Задачи на проценты.

Задачи на смеси и сплавы.

Задачи на совместную работу.

3

1

1

1

Логарифмы.

Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

Десятичные логарифмы.

Степенные функции.

6

4

1

1

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Показательные уравнения.

Логарифмические уравнения.

Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.

Показательные и логарифмические неравенства.

Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.

Графический способ решения уравнений и неравенств.

6

1

1

1

1

1

1

Синус и косинус угла.

Примеры использования арксинуса и арккосинуса.

Формулы для арксинуса и арккосинуса.

2

1

1

Тангенс и котангенс угла.

Примеры использования арктангенса и арккотангенса.

Формулы для арктангенса и арккотангенса.

2

1

1

Тригонометрические уравнения и неравенства.

Тригонометрические уравнения.

Замена неизвестного t = sin x + cos x.

Тригонометрические неравенства.

Уравнения и неравенства с модулем.

Уравнения и неравенства с параметром.

5

1

1

1

1

1

Элементы теории вероятностей.

Математическое ожидание.

Сложный опыт.

Формула Бернулли. Закон больших чисел.

3

1

1

1

Итого

35 часов

Требования к математической подготовке учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  • правила преобразования выражений
  • способы решения текстовых задач
  • четко основные определения и свойства
  • основные приемы решений рациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем

уметь:

  • выполнять тождественные преобразования логарифмических, тригонометрических выражений
  • решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса
  • применять аппарат математического анализа к решению задач.

Формы, методы, способы и средства реализации программы

  • привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовлению наглядного, дидактического, раздаточного материала
  • использование на занятиях игровых моментов: конкурсов, математических боев, КВН и др.
  • изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы
  • использование компьютерных, тестовых и других технологий

Учебно- методическое обеспечение программы

  • специальная справочная литература
  • методическая литература
  • дидактический и раздаточный материал
  • набор КИМов ЕГЭ прошлых лет

Список литературы по программе

  • А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Разноуровневые дидактические материалы.
  • М.К.Потапов, А.В.Шевкин. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Дидактические материалы.
  • С.В.Кравцов и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных.
  • М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений.
  • М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Неравенства и системы неравенств.
  • В.А.Гольдич. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. Школьная программа.
  • В.Г.Брагин, А.И.Грабовский. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Алгебра. Геометрия.
  • В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа, “Просвещение”, 1990.
  • В.С.Крамор, А.А.Михайлов. Тригонометрические функции, “Просвещение”, 1983.
  • А.Мерзляк и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу. 8-11 кл. “АСТ-ПРЕСС: Магистр-S”, 1998.
  • Л.О.Денищева и др. Учимся решать уравнения и неравенства. 10-11кл.
  • М.И.Башмаков и др. Задачи по математике. Алгебра и анализ.
  • Б.Г.Зив. Тесты по алгебре и началам анализа. 10-11кл.
  • Р.Д.Лукин и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа..
  • Г.Г.Левитас. Карточки для коррекции знаний по алгебре. 10-11кл.
  • Е.С.Канин и др. Упражнения по началам математического анализа в 10-11кл.
  • И.Т.Бородуля. Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения).
  • А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Алгебраический тренажер. “Илекса” “Гимназия”, Москва-Харьков, 1998.
  • Р.Б.Райхмист. Графики функций. Задачи и упражнения. “Школа-пресс”, Москва, 1997.
  • Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства с параметрами. “Просвещение”, Москва, 1972.
  • И.Т.Бородуля. Тригонометрические уравнения и неравенства. “Просвещение”, Москва, 1998.
  • Газета “Математика”, журнал “Математика в школе”