Тип урока: закрепление изученного.
Вид: урок-практикум.
Технология: проектно-исследовательская.
Цели урока:
формирование умений и навыков
решения физических задач графическим способом с
применением информационных технологий,
исследовательской работы и умений обосновывать
свой вариант решения.
Задачи урока:
развитие познавательного
интереса и коллективизма у школьников.
Оборудование:
- 10 компьютеров,
- локальная сеть,
- интерактивная доска.
Оформление урока:
- мультимедийная презентация (Приложение1) к интерактивной доске с графиками движения с ошибками,
- 5 вариантов исследовательских задач (Приложение 2),
- памятки (этапы моделирования, организация интерфейса физических моделей) (Приложение 3).
План урока
- Мотивационное начало урока (орг. момент).
- Повторение и обобщение (слайды) (10 мин)
- Разработка кинематической модели в Excel (30 мин)
- Решение исследовательских задач (10 мин)
- Защита исследования (25 мин)
- Подведение итогов
- Домашнее задание: объединить все модели на 1 листе.
Ход урока
В чём заключается главная задача кинематики? (Определение местоположения тела в любой момент времени)
У многих задач есть несколько способов решения. Мы прорешали большое количество задач, вычисляя местоположения тела аналитическим способом. Но есть задачи, которые можно решить графически. В построении графиков может помочь компьютер и программа Excel.
Слайд 1. Тема урока (запишите в тетради).
Повторим, какие виды движения вы знаете, как их описать с помощью формул?
(2 чел у доски: равномерное и равноускоренное движения)
Повторим, как по графикам определить вид движения и кинематические величины.
Слайд 2, 3
1. Каков характер движения?
2. Определите величины, характеризующие движение (найдите и исправьте ошибки)
Таким образом, мы вспомнили чтение графиков.
Слайд 4. Вспомним этапы информационного моделирования.
Слайд 5.
Разработка кинематической модели в Excel (30 мин) Класс разбивается на 10 групп (в зависимости от количества компьютеров). Каждая группа получает задачу (цель моделирования), план организации интерфейса физических моделей в электронных таблицах.
Решение исследовательских задач с помощью электронных таблиц (10 мин) Рассмотреть решение задач предложенных на карточке, используя созданные модели. Придумать свою задачу для применения модели.
Защита исследования 3-4 задачи (25 мин) Представьте свою модель исследования, покажите возможности её применения. В какой профессиональной отрасли деятельности человека можно использовать вашу модель?
Подведение итогов: что общего между этими моделями и ваше предложение по их доработке?
Домашнее задание: объединить все модели на 1 листе
Работы учеников (Приложение)
Литература:
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
- Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н.Степанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10-й класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Бирих Р.В., Ерёмин Е.А., Чернатынский В.И. Компьютерные модели в школьном курсе физики / Информатика № 8, 14, 2006