Цели урока:
- обобщение изученного об односоставных предложениях;
- развитие навыка определения типа односоставного предложения;
- отработка различных видов разбора;
- воспитание интереса к истории родного края.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами проводим не совсем обычный урок. Мы должны повторить всё, что узнали об односоставных предложениях.
Весь урок вы будете работать с
текстом, который лежит на столе. Он называется
“За други своя” и рассказывает нам о Святом
благоверном князе Михаиле Ярославиче Тверском,
портрет которого вы видите на доске. В далёкие
времена, когда Тверь соперничала с Москвой за
право называться столицей, Михаил Ярославич
хотел объединить русские земли, чтобы бороться с
монголо-татарским игом. Князь принял
мученическую смерть, спасая родную землю. 5
декабря – день памяти Михаила Тверского. У нас на выставке книги, из которых можно узнать о жизни этого великого человека. На доске открытки с видами древней Твери, на обратной стороне которых записаны задания. В конце урока листочки сдаём, каждый получит отметку. |
II. Чтение текста
“За други своя”
- Начало сентября 1318 года. Раскинувшаяся на огромной территории Золотая Орда. Смотришь на берег Азовского моря и видишь множество шатров. Вечереет. На небе нет ни облачка. Становится прохладно. Пахнет дымом костров.
- Михаил Ярославич прибыл к хану Узбеку на суд. Князю объявили смертный приговор. Его обвинили в убийстве сестры хана.
- Но по случаю праздников казнь отложили. Приставили к Михаилу стражу, заковали в цепи, на шею надели дубовую колоду.
- Хан разъезжал по своим землям, а Михаилу с колодой на шее приходилось брести за ханским конём. В Дербенте князя вывели на базарную площадь и заставили стоять на коленях.
- После двадцати шести мучительных дней и ночей Михаилу было сказано, что хан Узбек дарует ему жизнь, если князь примет магометанскую веру. Но Михаил отказался. Не бывать этому! Без правды не проживёшь.
- Тверские бояре, приехавшие в Орду, говорили: “Князь, не слушай всего света, а слушай доброго совета. Кони готовы. Бежим!” Но Михаил отвечал: “Ступайте. Если спасусь, а землю свою оставлю в беде, то какая мне будет слава”.
- 22 ноября 1318 года Михаила Ярославича не стало. Тело его сначала было привезено в Москву, а затем передано в Тверь и погребено в Спасо-Преображенском соборе. И не было ни одного человека в городе, кто бы не плакал, не жалел князя.
- Имя Михаила Тверского, окружённое ореолом мученичества, - одно из самых почитаемых на Руси. О князе рассказывается в летописях. Проходят годы, века, а о подвиге Михаила Ярославича помнят в России, потому что нет у нас права забыть человека, отдавшего жизнь “за други своя”.
III. Работа с текстом
Сегодня вы будете выполнять задания, связанные не только с синтаксисом, но и с орфографией, фонетикой, морфологией. Но главный объект нашего рассмотрения – односоставные предложения.
Какие предложения называются односоставными?
На какие группы делятся односоставные предложения?
Какие односоставные предложения называются назывными?
1. В 1 абзаце найти (и выписать) назывные предложения. Подчеркнуть в них подлежащее. Сравнить эти предложения по наличию второстепенных членов.
2. Выполнить фонетический разбор.
Почему назывные предложения употреблены в начале текста? (Кратко сообщают о времени и месте действия).
На какие три группы делятся односоставные предложения с главным членом – сказуемым?
Какие предложения называются определённо-личными?
3. В 1 абзаце найти определённо-личное предложение, подчеркнуть грамматическую основу, на листочке постройть схему.
В какой форме стоит глагол-сказуемое? (2 л. ед.ч.)
4. В 6 абзаце найти определённо-личные предложения, в которых глагол-сказуемое стоит в других формах. Определить форму (лицо, число, время).
(1 л. мн.ч.)
((2 л. мн.ч.))
Если а землю свою (1 л. ед.ч.) в беде, то какая мне будет слава.
Почему именно в этом абзаце употребляется больше определённо-личных предложений? (Диалог; в определённо-личном предложении подразумевается подлежащее – говорящий или собеседник).
5. Выполнить морфологический разбор глагола оставлю3 (6 абзац).
(гл. что сделаю?; начальная форма – оставить;
сов. вид, переходн., II спр.; употр. в ф. изъявит. наклонен., ед.ч., буд. врем., 1 лица)
6. В 5 и 6 абзацах найти односоставные предложения, сказуемое в которых выражено глаголом в форме 2 лица ед.ч. Выписать. Определить тип предложения.
Без правды не
Не всего света, а доброго совета.
(обобщённо-личные, справедливы по отношению ко всем)
Какие предложения называются неопределённо-личными?
7. В 3 абзаце подчеркнуть глаголы-сказуемые в неопределённо-личных предложениях. Среди них найти глагол, состав которого соответствует схеме
а в корне есть чередование. Обозначить состав этого слова (отложили).
В какой форме стоят сказуемые в найденных предложениях? (Мн.ч., пр. вр.).
А в каких ещё формах может быть сказуемое в неопределённо-личном предложении? (3 л. мн. ч. наст. и буд. времени).
8. Во 2 и 4 абзацах найти неопределённо-личные предложения. Подчеркнуть в них сказуемые.
В Дербенте князя на базарную площадь и стоять на коленях.
Почему во 2, 3, 4 абзацах автор употребляет так много неопределённо-личных предложений? (Важно само действие).
Чем отличаются безличные предложения от определённо-личных и неопределённо-личных? (Подлежащее даже не подразумевается)
9. В 1, 4, 5 и 7 абзацах найти безличные предложения (простые и в составе сложных). Подчеркнуть сказуемые, указать, чем они выражены.
1 абзац
(Составное именное сказуемое: безличный глагол-связка + наречие)
дымом костров. (Личный глагол в безличной форме)
4 абзац
(Составное глагольное сказуемое: безличный глагол + глагол в неопределённой форме)
5 абзац
После 26 мучительных дней и ночей Михаилу
(Составное именное сказуемое: безличный глагол–связка + краткое причастие)
(Глагол в неопределённой форме)
7 абзац
22 ноября 1318 г. Михаила Ярославича
(Личный глагол в безличной форме)
И ни одного человека в Твери… (Личный глагол в безличной форме)
10. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, 3 части.
1 ч. Простое, двусоставное, нераспространённое, осложнено однородными подлежащими.
2 ч. Простое, односоставное неопределённо-личное, распространённое.
3 ч. Простое, односоставное безличное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
11. Найти все двусоставные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
IV. Подведение итогов
Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
Как называются односоставные предложения, в которых есть только подлежащее?
Какие три типа односоставных предложений с главным членом – сказуемым вы знаете?
V. Выставление отметок
VI. Домашнее задание
Выписать из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” по 2 односоставных предложения разных типов. Подумать над ролью каждого их этих предложений.