Цели урока:
- познакомить с глаголами - исключениями;
- развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи урока:
- развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
- совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
- закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов;
- повышать культуру речи;
- прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина;
- учить оказывать первую помощь при солнечном ударе;
- воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
У. Сегодня мы
1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;
2) правильно писать безударные окончания глаголов;
3) познакомимся с глаголами-исключениям из этого правила;
4) будем учиться оказывать первую помощь при солнечном ударе.
II. Чистописание.
У. Эпиграфом нашего урока послужит пословица
Кто много видит и слышит, тот много знает.
У. Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).
III. Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.
У-1 (с низким уровнем развития)
Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.
Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим , брать.
У-2 (со средним уровнем развития)
В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.
Ходить, бегать, ползать, плавать, порхать, летать, учить, считать, писать, читать.
У-3 (с высоким уровнем развития)
К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.
Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... э класть зубы на полку -... .
(Если ребёнок не справится, то предложить сделать дома со взрослыми).
IV. Выборочный диктант с творческим заданием. (Закрепление умения ставить глаголы в неопределённую форму).
У. Сейчас я вам зачитаю правила оказания первой помощи при солнечном ударе, а вы должны найти глаголы и записать их в неопределенной форме. Помните, что, если вопрос к глаголу начинается с приставки “с”, то вопрос в неопределенной форме тоже должен начинаться с приставки “с”.
Запишите заголовок.
Первая помощь.
Если солнце сильно напечёт голову, то человек получит солнечный удар. Пострадавшего поместят в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от стесняющей одежды. Больного напоят подсоленной водой и дадут понюхать нашатырный спирт.
Проверка записи в тетради.
Первая помощь.
Напечь, получить, поместить, уложить, приподнять, освободить, напоить, дать, понюхать.
V. Работа по развитию культуры речи.
У. Вспомните, как правильно произнести личные формы глагола “печь”. Устно проспрягайте его. (Работа с учениками высокого уровня развития, далее У-3).
Приложение № 5, слайд № 1)
1 л. | я пеку | мы печём |
2 л. | ты печёшь | вы печёте |
3 л. | она печёт | они пекут |
VI. Комментированное письмо, закрепление умения определять спряжение глагола и написание гласной в его окончании.
У. Прочитайте пословицу на доске и объясните её смысл:
(Без)б…ды друга (не)узна...ш .
У. Как вы понимаете эту пословицу?
Прокомментируйте правописание слов. Поставьте ударение в глаголе. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
Дети рассказывают алгоритм определения безударного личного окончания, а слабым детям (У-1) учитель выдаёт намятку-алгоритма рассуждения и памятку по определению спряжения.
Ученики рассуждают, а учитель записывает на доске:
Узна…шь – узнать – Iспр. – узнаешь.
VII. Распознавание спряжения глагола
У. Как сказать иначе? Замените высказывания одним словом и запишите в два столбика по спряжениям.
1. Доставлять радость кому-либо.
2. Вызывать удивление.
3. Устанавливать сходство и различие.
4. Соединять какие - либо части с помощью клея.
5. Вести спор.
Проверка записи в тетради.
I спр. II спр. радовать клеить удивлять спорить сравнивать
VIII. Запись предложения под диктовку у доски с комментированием, нахождение грамматической основы предложения (Закрепление навыка правописания безударного личного окончания глагола).
Весеннее солнце ярко светит и ласкает нас своим теплом.
IX. Физминутка для головного мозга и глаз.
1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.
2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.
X. Объяснение нового материала
У. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями.
(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).
Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.
XI. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь.
(В это время учитель проверяет работу по карточкам, данным в начале урока).
Проверка записи в тетради по таблице (Приложение № 3)
Исключения из I спряжения.
-еть -ать смотреть гнать видеть держать ненавидеть дышать зависеть слышать вертеть обидеть терпеть
У. Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок:
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
У. Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: ,,брить" и „стелить".
XII. Разноуровневое закрепление знания глаголов-исключений.
У. А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений.
У-1,2: Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.
У-3: Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.
1.
“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”
2.
“Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”
3.
“Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”
4.
“Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”
5.
“И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”
6.
“Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”
7.
“Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”
У. Из каких сказок вы услышали отрывки?
Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня:
Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.
XIII. Итог урока
У. Назовите глаголы-исключения из I и II спряжения.
Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.
Чему вы ещё научились на уроке?
XIV. Домашнее задание:
Выучить глаголы-исключения.
У-1: Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.
У-2: Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.
У-3: Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.
XV. Оценивание работы учеников на уроке.