Использование технологии уровневой дифференциации на уроке русского языка в 4-м классе по теме "Глаголы-исключения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с глаголами - исключениями;
  • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
  • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов;
  • повышать культуру речи;
  • прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина;
  • учить оказывать первую помощь при солнечном ударе;
  • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

У. Сегодня мы

1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;

2) правильно писать безударные окончания глаголов;

3) познакомимся с глаголами-исключениям из этого правила;

4) будем учиться оказывать первую помощь при солнечном ударе.

II. Чистописание.

У. Эпиграфом нашего урока послужит пословица

Кто много видит и слышит, тот много знает.

У. Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).

III. Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.

У-1 (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим , брать.

У-2 (со средним уровнем развития)

В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, плавать, порхать, летать, учить, считать, писать, читать.

У-3 (с высоким уровнем развития)

К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... э класть зубы на полку -... .

(Если ребёнок не справится, то предложить сделать дома со взрослыми).

IV. Выборочный диктант с творческим заданием. (Закрепление умения ставить глаголы в неопределённую форму).

У. Сейчас я вам зачитаю правила оказания первой помощи при солнечном ударе, а вы должны найти глаголы и записать их в неопределенной форме. Помните, что, если вопрос к глаголу начинается с приставки “с”, то вопрос в неопределенной форме тоже должен начинаться с приставки “с”.

Запишите заголовок.

Первая помощь.

Если солнце сильно напечёт голову, то человек получит солнечный удар. Пострадавшего поместят в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от стесняющей одежды. Больного напоят подсоленной водой и дадут понюхать нашатырный спирт.

Проверка записи в тетради.

Первая помощь.

Напечь, получить, поместить, уложить, приподнять, освободить, напоить, дать, понюхать.

V. Работа по развитию культуры речи.

У. Вспомните, как правильно произнести личные формы глагола “печь”. Устно проспрягайте его. (Работа с учениками высокого уровня развития, далее У-3).

Приложение № 5, слайд № 1)

1 л. я пеку мы печём
2 л. ты печёшь вы печёте
3 л. она печёт они пекут

VI. Комментированное письмо, закрепление умения определять спряжение глагола и написание гласной в его окончании.

У. Прочитайте пословицу на доске и объясните её смысл:

(Без)б…ды друга (не)узна...ш .

У. Как вы понимаете эту пословицу?

Прокомментируйте правописание слов. Поставьте ударение в глаголе. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

Дети рассказывают алгоритм определения безударного личного окончания, а слабым детям (У-1) учитель выдаёт намятку-алгоритма рассуждения и памятку по определению спряжения.

Приложение № 1

Приложение № 2.

Ученики рассуждают, а учитель записывает на доске:

Узна…шь – узнать – Iспр. – узнаешь.

VII. Распознавание спряжения глагола

У. Как сказать иначе? Замените высказывания одним словом и запишите в два столбика по спряжениям.

1. Доставлять радость кому-либо.

2. Вызывать удивление.

3. Устанавливать сходство и различие.

4. Соединять какие - либо части с помощью клея.

5. Вести спор.

Проверка записи в тетради.

I спр. II спр.
радовать клеить
удивлять спорить
сравнивать

VIII. Запись предложения под диктовку у доски с комментированием, нахождение грамматической основы предложения (Закрепление навыка правописания безударного личного окончания глагола).

Весеннее солнце ярко светит и ласкает нас своим теплом.

IX. Физминутка для головного мозга и глаз.

1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.

2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.

X. Объяснение нового материала

У. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями.

(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).

Приложение № 5, слайд № 2.

Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

XI. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь.

(В это время учитель проверяет работу по карточкам, данным в начале урока).

Проверка записи в тетради по таблице (Приложение № 3)

Исключения из I спряжения.

-еть -ать
смотреть гнать
видеть держать
ненавидеть дышать
зависеть слышать
вертеть
обидеть
терпеть

У. Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок:

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

Рисунок. Приложение № 4

У. Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: ,,брить" и „стелить".

XII. Разноуровневое закрепление знания глаголов-исключений.

У. А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений.

Приложение № 5, слайд № 3.

У-1,2: Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.

У-3: Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.

1.

“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”

2.

“Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”

3.

“Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”

4.

“Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

5.

“И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”

6.

“Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

7.

“Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

У. Из каких сказок вы услышали отрывки?

Приложение № 5, слайд № 3.

Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня:

Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.

XIII. Итог урока

У. Назовите глаголы-исключения из I и II спряжения.

Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.

Чему вы ещё научились на уроке?

XIV. Домашнее задание:

Выучить глаголы-исключения.

У-1: Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.

У-2: Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.

У-3: Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

XV. Оценивание работы учеников на уроке.