Урок-семинар по физике по теме "Законы фотоэффекта и их значение для человека"

Разделы: Физика


Тип урока: урок-семинар. (2 часа)

Задачи урока:

  1. Образовательные: Научить применять законы фотоэффекта для объяснения явлений природы, особенностей зрения человека, освоить приемы решения задач на применение законов фотоэффекта, развитие умений строить определения понятий, сравнений, владение способами само - и взаимооценки, развитие умений коллективно работать.
  2. Воспитательные: Формирование знаний о строении вещества, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания фотоэффекта.
  3. Развивающие задачи: развитие речи, способности наблюдать явления, делать выводы, способность работать с источником информации (Интернет, литература.)

Оборудование к уроку: солнечная батарея, светофильтры, осветитель, гальванометр. Листы оценок, карточки-задания с задачами, проверочный тест.

План урока:

Этап урока Приемы и методы Время
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Краткое повторение изученного материала

Выступления учащихся с дополнительным материалом

Взаимоконтроль

Решение задач

Тестирование

Подведение итогов урока

Фронтальная беседа

Фронтальная беседа

Взаимоопрос

Анализ решений с комментариями

Тестирование с выбором ответа

10 минут

20 минут

10 минут

20 минут

15 минут

5 минут

Ход урока

№  этапа Деятельность учителя Деятельность ученика
1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

Класс предварительно разделен на группы, получившие задания по следующим пунктам: физики – теоретики, физики – практики, физики – биологи, пресс – центр.

Учитель оценивает выступления учащихся по 5-ти балльной шкале с учетом выставленных баллов учащимися из пресс-центра.

 

 

 

 

Предварительно были даны рекомендации по источникам информации (литература, Интернет), Была оказана помощь в систематизации материала.

Выступления учащихся оценивают с учетом качества изложения материала, степени уверенности, владения теорией и с учетом ответов на вопросы со стороны пресс-центра.

Проводится демонстрация опыта: солнечная батарея подключена к гальванометру, освещается через различные светофильтры, в результате гальванометр фиксирует разный по величине ток или его отсутствие.

Обращает внимание на допущенные неточности в решении и оформлении, привлекая к проверке учащихся всего класса.

Контролирует процесс выполнения теста, по окончании осуществляется проверка теста.

Анализируются основные ошибки, допущенные в процессе выполнения теста. Дает домашнее задание.

1. Выступление группы физиков-теоретиков по следующим вопросам:

а) Что такое абсолютно черное тело

б) Гипотеза Планка для объяснения распределения энергии в спектре

в) Законы Стефана-Больцмана, законы Вина

г) Теоретическая база фотоэффекта

д) Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Учащиеся из пресс-центра задают вопросы выступающим учащимся и оценивают их ответы.

2. Выступление учащихся-биологов, освещающих следующие вопросы: цветное зрение человека, особенности фотосинтеза, почему мы не видим в инфракрасном и ультрафиолетовом цвете, особенности цветовой гаммы растений и насекомых.

Учащиеся из группы пресс-центра задают вопросы в виде качественных задач.

3. Учащиеся, используя знания по теории фотоэффекта, объясняют результаты опыта.

 

 

4. Учащиеся из группы физиков-теоретиков демонстрируют решенные задачи с подробными комментариями к решению задач.

5. Группы отвечают на вопросы тестовых заданий по теоретической части материала.

6. Учащиеся задают вопросы, возникшие в процессе выполнения теста, и заполняют таблицу оценок.

Приложение:

1. Задачи группе физиков-теоретиков №1696, 1699, 1703, 1700 сборник задач по физике Г.И.Степанова.

2. Таблица оценок

Ф.И.О Основной вопрос Дополнительный Задачи качественные Тест Итого
       

Каждая группа учащихся получает лист, который заполняется по следующей шкале:

- выступление учащихся – 2 балла

- ответ на дополнительный вопрос – 1 балл

- решенная задача – 2,5 балла

- тест – 5 баллов (от 1 балла до 5 баллов)

Затем баллы суммируются, и вся группа получает оценки (в зависимости от вклада каждого) по пятибалльной шкале.

Шкала перевода:

Количество набранных баллов Оценка
20 – 22 5 отлично
17 – 19 4 хорошо
13 – 16 3 удовлетворительно 

Используемая литература:

1. Учебники физики (11 класс) под редакцией Пинского.А.А, Москва “Просвещение” 2003.

2. Сборник задач по физике составитель Г.И.Степанова, Москва “Просвещение” 2003.

3. Перекрестки химии, физики, биологии В.Р.Ильченко, Москва “Просвещение” 1986.

4. Биофизика на уроках физики Ц.Б.Кац, Москва “Просвещение” 1983.