Построение диаграмм в Excel

Разделы: Физика, Информатика


Цель проведения:

  • показать методику проведения интегрированного занятия по информатике, физике и БЖД, с использованием активных методов обучения и реализации экологической направленности средствами информационных технологий.

Задачи:

образовательная:

  • научить учащихся строить диаграммы любых типов,
  • закрепить теоретические знания по физике атомного ядра и вредном воздействии ионизирующего излучения

развивающая:

  • развитие навыков работы в MS Excel, логического мышления, исполнительской деятельности

воспитательная:

  • вызвать у учащихся стремление принимать активное участие в поиске нового знания,
  • возбудить потребность в самостоятельной поисковой деятельности

Вид занятия: урок

Тип урока: интегрированный

Методы проведения: объяснительно-иллюстративные, самоконтроля, активные.

Квалификационные требования (в соответствие с ГОС СПО) студент должен

знать: методы построения диаграмм, виды и типы диаграмм, принципы работы с табличным процессором MS Excel

уметь: работать с данными в MS Excel, производить пошаговое построение диаграмм любого типа

Междисциплинарные связи.

1. Физика.

Раздел: Физика атома и атомного ядра.

Темы: Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Биологическое действие радиоактивных излучений.

2. Экология и Безопасность жизнедеятельности

Темы: Биологическое действие и предельно допустимые уровни ионизирующих излучений. Радиационная безопасность. Защита от ионизирующих излучений.

Внутрипредметные связи:

Тема: Назначение и возможности MS Excel. Строка меню. Панель инструментов. Редактирование таблиц.

Методическое обеспечение занятия:

  • Персональные компьютеры.
  • Мультимедиа-проектор, экран, презентации.
  • Excel -Файл.

Ход занятия

1. Организационный момент – 2 мин.

  • Приветствие
  • Проверка присутствия учащихся
  • Проверка готовности аудитории к работе

2. Сообщение темы и цели занятия: – 2 мин.

Тема: Построение диаграмм в MS Excel.

Цель занятия: учащиеся должны научиться работать с мастером диаграмм в MS Excel, для правильного и грамотного представления данных в графическом виде.

Актуализация опорных знаний: – 7 мин.

Фронтальный опрос:

  1. Каково назначение и функциональные возможности обработки электронных таблиц?
  2. Перечислите панели инструментов и их назначение?
  3. Что называется диаграммой?
  4. Какие виды диаграмм вы знаете?
  5. Для чего используются диаграммы?

4. Мотивация учебной деятельности: – 3 мин.

Цель занятия: научиться работать с мастером диаграмм, правильно, грамотно и наглядно представлять данные в графическом виде.

Умение строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Использование диаграмм для изложения показателей позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчает их восприятие, а во многих случаях уяснить изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции развития, взаимосвязь характеризующих его показателей, особенно это характерно для физики. (Приложение 1)

5. Сообщение новых знаний: – 10 мин.

Приложение 2

6.Выполнение работы на компьютере – 40мин.

Открыть файл с именем Диаграммы.xls (Приложение 3) из сетевой папки и сохранить его на своем компьютере. Вместе с учителем по шагам построить диаграмму на первом листе.

Книга разбита на несколько листов:

  • Листы с именами Задание 1, Задание 2, Задание 3 – это задания обязательного уровня, которые должны выполнить все студенты;
  • Лист с именем Задание 4 - задание, используемое для самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
  • Листы Задача 1, Задача 2, Задача 3 – это задания повышенной сложности, предназначенные для студентов, быстро подвигающихся в усвоении материала и требующие знания смежных предметов.

7. Проверка правильности выполненного задания – 10 мин

Приложение 4

8. Подведение итогов. Сообщение домашнего задания: – 6 мин.

Дифференцированное домашнее задание

1. Всем обязательно ответить на следующие вопросы:

  • Какие допущения делает Excel при формировании диаграммы?
  • Способы создания диаграмм в Excel.
  • Как добавить новые данные на уже созданную диаграмму?
  • Как изменить тип одного из рядов данных?
  • Как подписать одно значение на диаграмме?
  • Как изменить тип диаграммы?

Выполнить задание: подготовить макет электронной таблицы с числовыми данными в тетради для последующего построения диаграмм на уроке.

2. Желающим:

Выполнить дома на компьютере построение гистограммы, линейчатой диаграммы и графика из таблиц, предложенных преподавателем. (Приложение 5)

3. Наиболее успевающим ученикам подготовить доклад в форме презентации, обязательно включающей диаграммы, выполненные в Excel, и внедренные в презентацию с помощью OLE технологии.

Темы докладов:

  1. Средства индивидуальной защиты от ионизирующих излучений.
  2. Коллективные, средства защиты от ионизирующих излучений.
  3. Методы и приборы определения ионизирующих излучений.

Литература:

  1. В. А. Касьянов. Физика. 11 класс: Учебн. для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2001. - 416 с.
  2. Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 6-е. изд. – М.: Просвещение, 1999 – 254 с.
  3. Л. С. Жданов. Учебник по физике для средних специальных заведений. Издание второе, стереотипное. Издательство «Наука». Москва, 1977.
  4. Н. М. Шахмаев, Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. –М.: Просвещение, 1993. – 239 с.
  5. Экология и безопасность жизнедеятельности. Под ред. Доктора физ-мат. Наук, чл.-корр. РЭА, профессора Л. А. Муравья. Москва. ЮНИТИ, 2000.