Цель проведения:
- показать методику проведения интегрированного занятия по информатике, физике и БЖД, с использованием активных методов обучения и реализации экологической направленности средствами информационных технологий.
Задачи:
образовательная:
- научить учащихся строить диаграммы любых типов,
- закрепить теоретические знания по физике атомного ядра и вредном воздействии ионизирующего излучения
развивающая:
- развитие навыков работы в MS Excel, логического мышления, исполнительской деятельности
воспитательная:
- вызвать у учащихся стремление принимать активное участие в поиске нового знания,
- возбудить потребность в самостоятельной поисковой деятельности
Вид занятия: урок
Тип урока: интегрированный
Методы проведения: объяснительно-иллюстративные, самоконтроля, активные.
Квалификационные требования (в соответствие с ГОС СПО) студент должен
знать: методы построения диаграмм, виды и типы диаграмм, принципы работы с табличным процессором MS Excel
уметь: работать с данными в MS Excel, производить пошаговое построение диаграмм любого типа
Междисциплинарные связи.
1. Физика.
Раздел: Физика атома и атомного ядра.
Темы: Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Биологическое действие радиоактивных излучений.
2. Экология и Безопасность жизнедеятельности
Темы: Биологическое действие и предельно допустимые уровни ионизирующих излучений. Радиационная безопасность. Защита от ионизирующих излучений.
Внутрипредметные связи:
Тема: Назначение и возможности MS Excel. Строка меню. Панель инструментов. Редактирование таблиц.
Методическое обеспечение занятия:
- Персональные компьютеры.
- Мультимедиа-проектор, экран, презентации.
- Excel -Файл.
Ход занятия
1. Организационный момент – 2 мин.
- Приветствие
- Проверка присутствия учащихся
- Проверка готовности аудитории к работе
2. Сообщение темы и цели занятия: – 2 мин.
Тема: Построение диаграмм в MS Excel.
Цель занятия: учащиеся должны научиться работать с мастером диаграмм в MS Excel, для правильного и грамотного представления данных в графическом виде.
Актуализация опорных знаний: – 7 мин.
Фронтальный опрос:
- Каково назначение и функциональные возможности обработки электронных таблиц?
- Перечислите панели инструментов и их назначение?
- Что называется диаграммой?
- Какие виды диаграмм вы знаете?
- Для чего используются диаграммы?
4. Мотивация учебной деятельности: – 3 мин.
Цель занятия: научиться работать с мастером диаграмм, правильно, грамотно и наглядно представлять данные в графическом виде.
Умение строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. Использование диаграмм для изложения показателей позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчает их восприятие, а во многих случаях уяснить изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции развития, взаимосвязь характеризующих его показателей, особенно это характерно для физики. (Приложение 1)
5. Сообщение новых знаний: – 10 мин.
6.Выполнение работы на компьютере – 40мин.
Открыть файл с именем Диаграммы.xls (Приложение 3) из сетевой папки и сохранить его на своем компьютере. Вместе с учителем по шагам построить диаграмму на первом листе.
Книга разбита на несколько листов:
- Листы с именами Задание 1, Задание 2, Задание 3 – это задания обязательного уровня, которые должны выполнить все студенты;
- Лист с именем Задание 4 - задание, используемое для самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
- Листы Задача 1, Задача 2, Задача 3 – это задания повышенной сложности, предназначенные для студентов, быстро подвигающихся в усвоении материала и требующие знания смежных предметов.
7. Проверка правильности выполненного задания – 10 мин
8. Подведение итогов. Сообщение домашнего задания: – 6 мин.
Дифференцированное домашнее задание
1. Всем обязательно ответить на следующие вопросы:
- Какие допущения делает Excel при формировании диаграммы?
- Способы создания диаграмм в Excel.
- Как добавить новые данные на уже созданную диаграмму?
- Как изменить тип одного из рядов данных?
- Как подписать одно значение на диаграмме?
- Как изменить тип диаграммы?
Выполнить задание: подготовить макет электронной таблицы с числовыми данными в тетради для последующего построения диаграмм на уроке.
2. Желающим:
Выполнить дома на компьютере построение гистограммы, линейчатой диаграммы и графика из таблиц, предложенных преподавателем. (Приложение 5)
3. Наиболее успевающим ученикам подготовить доклад в форме презентации, обязательно включающей диаграммы, выполненные в Excel, и внедренные в презентацию с помощью OLE технологии.
Темы докладов:
- Средства индивидуальной защиты от ионизирующих излучений.
- Коллективные, средства защиты от ионизирующих излучений.
- Методы и приборы определения ионизирующих излучений.
Литература:
- В. А. Касьянов. Физика. 11 класс: Учебн. для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2001. - 416 с.
- Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 6-е. изд. – М.: Просвещение, 1999 – 254 с.
- Л. С. Жданов. Учебник по физике для средних специальных заведений. Издание второе, стереотипное. Издательство «Наука». Москва, 1977.
- Н. М. Шахмаев, Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. –М.: Просвещение, 1993. – 239 с.
- Экология и безопасность жизнедеятельности. Под ред. Доктора физ-мат. Наук, чл.-корр. РЭА, профессора Л. А. Муравья. Москва. ЮНИТИ, 2000.