Урок изучения новых знаний по теме "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу;
  • рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Развивающая: развивать речь, мышление детей, учить сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за всё живое.

Оборудование:

  1. Картинки редких животных, птиц, насекомых, занесенных в Красную книгу;
  2. Макет Красной книги;
  3. Раздаточный материал;
  4. Проектор;
  5. Экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Я в школе на уроке

- Сейчас начну учиться

- Я радуюсь этому (пауза)

- Внимание моё растёт

- Я как разведчик, всё замечу

- Память моя крепка

- Голова мыслит ясно (пауза)

- Я хочу учиться

- Я очень хочу учиться

- Я готов к работе

/Дети повторяют слова за учителем с закрытыми глазами под тихую музыку/.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: а сейчас мы с вами поиграем в игру “Морской бой”. Для этого вам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке по теме “Размножение и развитие животных”.

Как называется наука о животных?

Молодцы! На мой вопрос вы ответили правильно. К игре вы готовы?

Обратите внимание на экран. Перед вами табло игры “Морской бой”

/слайд/.

В каждой клетке табло с помощью чисел зашифровано задание. Чем больше число, тем сложнее задание.

  1 2 3
А 6 баллов 3 баллов 7 баллов
В 7 баллов 4 балла 4 балла

Задания

А-1: Заполните пропуски в этапах развития животных:

Яйцо – личинка-…- бабочка (куколка)

Икринка - …- лягушка (головастик)

А-2: Назовите основные группы животных?

А-3: Как заботятся о своем потомстве птицы?

В-1: Как заботятся о своем потомстве звери?

В-2: Почему весной запрещена охота?

В-3: Почему весной запрещена рыбная ловля?

III. Изучение нового материала.

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Рассказ учителя и сообщения детей о животных, которые вымерли по вине людей.

Учитель: ребята, посмотрите на выставку. Не правда ли, прекрасны творения природы, если бы не одно:

Многим из них угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые уже исчезли давно.

(на доске выставка редких животных)

Так примерно 250 лет назад в море, у восточных берегов России, жили огромные, неповоротливые, но очень доверчивые звери, которые не боялись людей. И люди их безжалостно истребили. Это были морские коровы /слайд/.

В Северной Америке жили голуби. Они перелетали стаями с одного места на другое. Их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди истребили их всех до одного /слайд/.

На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов стала человеческая деятельность: охота, коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнения окружающей среды.

Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет.

К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году на международной конференции был основан союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных. А позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения и редкие виды.

Учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель: как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

Дети: красный цвет – сигнал опасности.

Учитель: Красная книга – не закон об охране природы, это факты, собранные учеными. У каждого государства своя Красная книга. У России тоже есть Красная книга, в которую внесены редкие животные нашей Родины.

Физминутка.

Ходьба с подниманием рук на месте

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

На доске стоит макет Красной книги.

Учитель открывает 1 страницу.

ИНФОРМИРУЕТ

ПРИЗЫВАЕТ

ИЗУЧАТЬ

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

СОВЕТУЕТ

Учитель: внимательно прочитайте, для чего нужна Красная книга.

1 ученик: информирует, сообщает какие виды в опасности.

2 ученик: призывает изучать, почему это случилось.

3 ученик: предупреждает об их исчезновении.

4 ученик: советует как сохранить.

Учитель: правильно.

Составление 1 варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

Вопрос: ребята, как вы думаете, почему она переиздавалась?

Учитель открывает новую страницу Красной книги.

ИСЧЕЗАЮЩИЕ

СОКРАЩАЮЩИЕСЯ

РЕДКИЕ

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ

ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ

Учитель: на какие группы разделены виды животных?

1 ученик: исчезающие, которые невозможно спасти без специальных мер охраны.

2 ученик: сокращающиеся виды, которые встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность сокращается.

3 ученик: редкие виды, находятся под угрозой вымирания.

4 ученик: неопределенные виды, малоизвестные виды животных.

5 ученик: восстанавливающиеся, те, которые смогли спасти.

Учитель переворачивает следующую страницу “Красной” книги.

ЖИВОТНЫЕ

Учитель: животные играют огромную роль в природе. Без них не могли бы многие растения размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

Почему? (дают продукты питания и ценный мех)

Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных. Ведь леса, реки и озера – дом для животных.

Переворачиваем еще страницу.

ЗВЕРИ

1 ученик: я хочу рассказать о морже. Он занесён в Красную книгу (рассказ ученика).

2 ученик: я подготовил сообщение о тигре. Он там же находится под охраной государства (рассказ ученика).

Учитель: во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках, зоопарках.

Объяснение слов:

Заповедники – это участок дикой природы, на котором охраняются все природные объекты. Здесь запрещена какая-либо хозяйственная деятельность людей, сбор грибов, ягод. Лекарственных растений, запрещена охота, рыбная ловля. В заповедниках ведётся научно-исследовательская работа.

В Подмосковье недалеко от города Серпухова есть Приокско-Террасный заповедник, на территории которого есть зубровый питомник и крупное вольное стадо /слайд/.

Национальные парки – это природный музей под открытым небом. Места отдыха и туризма. Это также охраняемая территория. На речках Москва и Клязьма находится национальный парк “Лосиный остров”. В древности устраивались псовые гонные охоты на лосей. И в нашем лесу обитает этот лесной великан. Местные охотники заготавливают корм и раскладывают его в лесу в зимнее время.

Зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных.

Учитель: ребята, а кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?

Учитель: когда в заповеднике или зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Так удалось спасти бобра /слайд/.

Бобры обитают на нашей речке Большая Смедова. Их плотины вы сможете увидеть на нашем водоеме.

Физминутка.

Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять за парты сесть.

Учитель переворачивает ещё страницу “Красной” книги.

ПТИЦЫ

Учитель: ребята, давайте прочитаем в учебнике о розовом фламинго и об орле-беркуте.

Работа с учебником.

Переворачиваем еще страницу.

НАСЕКОМЫЕ

Учитель: в Красную книгу занесены не только звери, птицы, но насекомые.

Учитель: об одном из них мы сейчас прочитаем в учебнике на странице 133. Это жук-красотел /слайд/.

Работа с учебником.

Учитель: беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. А для этого надо знать правила друзей природы, которые написаны у нас в учебнике.

Работа с учебником.

Итак, мы сегодня с вами обсудили важный вопрос: “Охрана животных”

Докажите, что животных необходимо охранять? (обратиться к Красной книге 1, 2 страница).

IV. Закрепление знаний и первичная проверка усвоенного материала.

Вопросы учителя:

  1. Какую роль в природе и жизни человека играют животные?
  2. Почему многие виды диких животных становятся редкими?
  3. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?
  4. А как вы себя ведете?
  5. Что люди делают для охраны животных в нашей деревне?
  6. А как вы сможете помочь животным?

(построить скворечники, кормушки).

V. Самостоятельная работа (разгадывание кроссворда)

Вопросы:

  1. Животные, которые используют зубы, вместо пилы для строительства плотины?
  2. Могучий морской зверь?
  3. Большая величественная птица, парящая в небе?
  4. Сильный, ловкий зверь, близкий родственник кошки?
  5. Красивая птица с нежно-розовым оперением?

Учитель: какое ключевое слово получилось? Как вы думаете, кто обращается к нам с такой просьбой?

Что объединяет животных, название которых были зашифрованы в ответах кроссворда?

Еще раз посмотрите изображения этих животных в учебнике. Будьте внимательны и найдите животных, о которых мы сегодня не говорили. Они есть на выставке книг, есть они и в библиотеке.

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать страницы учебника 112 – 115.
  2. Ответить на вопросы страницы 115 – 116.
  3. Подобрать материал о других животных Красной книги.