Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;
- закрепить умение применять их на практике;
- воспитывать умение работать сообща (в парах).
Оборудование:
- оценочный лист для каждого учащегося,
- индивидуальный тест,
- группа слов для каждого ряда,
- текст с пропущенными словами или словосочетаниями для работы в парах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1. Организационный момент 2. Сообщение темы и целей урока -Обратите внимание на тему нашего урока. Сегодня мы обобщим наши знания по пройденной теме “Имя прилагательное”. Результаты своей работы будем заносить в оценочный лист который лежит перед вами. Оценочный лист
- Проверим свои теоретические знания по этой теме, ответим на вопросы теста. Выберите по одному ответу в каждом вопросе. |
Чтение стихотворения
|
||||||||||||
Тест 1. Имя прилагательное обозначает:
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
3. Как изменяется имя прилагательное?
4. В каком числе прилагательные не изменяются по родам?
5. С какой частью речи связано имя прилагательное?
|
Дети отвечают на вопросы. | ||||||||||||
Контроль - Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов. (а, б, в, б, б) Оценивание - Занесите результат в оценочный лист, за правильность всех ответов поставьте +. Выборочно спросить: - Согласны ли вы с оценкой? - Как справился с работой Илья? - Какой вопрос вызвал затруднение? Итак, что же такое имя прилагательное? |
Оценивают соседа | ||||||||||||
3. Работа по теме урока. - Откройте тетради, запишите число. - Переходим к практической части урока. (слова на доске)
|
Чтение слов глазами (для каждого ряда, далее работа по рядам) | ||||||||||||
- Прочитайте слова, что общего? На какие 2 группы можно разделить эти слова? | Отвечают на вопросы: - слова из словаря; -существительные, прилагательные. |
||||||||||||
- Повторим усвоение правописания данных
слов вставив пропущенные буквы. - Выпишите только существительные. Контроль - Проверим себя (слова на доске со вставленными буквами) |
Выписывают слова. Проверка в парах (один читает орфоэпически, другой орфографически называя вставленную букву) |
||||||||||||
- Выпишите прилагательные. Не забудьте
выделить окончания. Контроль - Проверим себя. Какие знания нам потребовались, чтобы выполнить это задание? На протяжении всего урока эти знания нам пригодятся. Оценивание - За правильно выполненную работу поставьте +, будьте честны по отношению к себе. - С какой единицей речи работали? (ставлю карточку “слово”) - Составьте из данных слов словосочетания, что должны знать, чтобы правильно выполнить это задание. Запишите словосочетания - у прил. определите род или число, выделите окончания. |
Выписывают слова. Чтение слов. -Знания правописаний слов из словаря. Оценивают себя. Отвечают на вопрос. - Прилагательное употребляется в том же роде и числе, что и существительное. Записывают словосочетания. |
||||||||||||
Контроль - Сколько словосочетаний получилось? Какое прилагательное осталось? Подберите подходящее по смыслу существительное, запишите словосочетание. - Запишите полученные словосочетания, употребив их 1ряд в Р.п., 2 ряд в Д.п., 3 ряд в Т.п. - Повторите последовательность своих действий, которые надо выполнить, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных. |
Читают полученные словосочетания,
называя род или число. - Употребить существительное в определенном падеже, задать от него вопрос к прилагательному, по вопросу записать окончание. |
||||||||||||
Контроль - Прочитайте полученные словосочетания. Четко проговаривая вопрос и окончания прилагательного. |
Проверка по рядам. - (чего?) вагона, вагона (какого?) пассажирского, окончание –ого и т.д. |
||||||||||||
Оценивание - За правильно выполненную работу +. - Итак, над какой единицей речи работали? (карточка “словосочетание”) |
Оценивают себя. Отвечают на вопрос. |
||||||||||||
Физ. минутка. - Прежде чем перейти к следующей работе немножко отдохнем. - Что такое слова – антонимы? - Ученица называет прилагательное ж.р. – встают девочки, называя антоним к этому слову, м. р. – встают мальчики, а если прилагательное множественного числа – встают все. |
Ученица проводит физ. минутку. | ||||||||||||
Холодная, высокий, большие, солнечный,
прекрасная, рассеян - Поработали над словосочетанием, как вы думаете над чем работа пойдет дальше? (карточка “предложение”) - Работу продолжаем в парах. Перед вами лежат карточки. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания из вашей группы слов. Форму слова можно изменять. 1 ряд В киоске мы приобрели _________, чтобы не было скучно в поезде. Наш_______ отправился в поездку. Сев в ____________ тронулись в путь. Приехав на ________ купили билеты в ____________. 2 ряд В одном из них сделали остановку. На поезде ребята проделали __________________. Ходили по _________________________. На пути им встретилось много ________________. У всех было ________________________. 3 ряд Вели ____________________________. Красивая и _____________ наша ______________. Наше _____________ закончилось. Мы бродили по _____________________. Пора собираться домой. |
Отвечают на вопрос. Работа с карточкой. |
||||||||||||
Контроль - Прочитайте только те предложения в которые вставили слова или словосочетания. Оценивание - За правильно выполненную работу +. |
Чтение предложений (каждый ряд) Оценивают себя. |
||||||||||||
Что такое текст? (карточка “текст”) - Посмотрите еще раз на полученные предложения, можно ли их назвать текстом? Что нужно сделать, чтобы получился связный текст? - Проделайте эту работу. |
Отвечают на вопрос. Работа по карточке. |
||||||||||||
Контроль - Прочитайте полученный текст. Оценивание - Оцените правильность своей работы. |
Чтение по рядам. Оценивают себя. |
||||||||||||
- Запишите полученный текст в тетрадь. В предложениях выделенных звездочкой определите падеж, выделите окончания у прилагательных. | Записывают полученный текст в тетрадь, определяют падеж, выделяют окончания. | ||||||||||||
Контроль - Прочитайте прилагательные называя падеж и окончания. Оценивание - Давайте прочитаем еще раз полученные тексты, начиная с первого ряда. Что заметили? Каким словом из словаря можно его озаглавить? (путешествие). Какая же главная мысль полученного рассказа? Вспомните русскую народную пословицу, которая может подойти к нашему рассказу. |
Чтение прилагательных по рядам. Оценивают себя. - Получился рассказ. - В гостях хорошо, а дома лучше. |
||||||||||||
Подведение итогов (оценивание) - Посмотрите на свой оценочный лист. Проанализируйте свою работу, у кого в каждом задании положительный результат? Какой можно сделать вывод? Рефлексия - Какое задание вызвало затруднение? Какое понравилось больше всего? |
Делают вывод (тема усвоена на хорошем уровне) | ||||||||||||
Итог - С какими единицами речи сегодня работали? От чего же зависит число, род, падеж прилагательного? |
- От существительного с которым оно связано. |