Учебное занятие по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;
  • закрепить умение применять их на практике;
  • воспитывать умение работать сообща (в парах).

Оборудование:

  • оценочный лист для каждого учащегося,
  • индивидуальный тест,
  • группа слов для каждого ряда,
  • текст с пропущенными словами или словосочетаниями для работы в парах.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

-Обратите внимание на тему нашего урока. Сегодня мы обобщим наши знания по пройденной теме “Имя прилагательное”. Результаты своей работы будем заносить в оценочный лист который лежит перед вами.

Оценочный лист

Тест Работа со словами Работа со словосочетанием Работа с предложением Составление текста Определение падежей прилаг.
           

- Проверим свои теоретические знания по этой теме, ответим на вопросы теста. Выберите по одному ответу в каждом вопросе.

Чтение стихотворения

Вы проверьте все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

Тест

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам
б) по числам и падежам
в) по родам, числам и падежам

4. В каком числе прилагательные не изменяются по родам?

а) в единственном
б) во множественном

5. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом
б) с существительным

Дети отвечают на вопросы.
Контроль

- Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.

(а, б, в, б, б)

Оценивание

- Занесите результат в оценочный лист, за правильность всех ответов поставьте +.

Выборочно спросить:

- Согласны ли вы с оценкой?

- Как справился с работой Илья?

- Какой вопрос вызвал затруднение?

Итак, что же такое имя прилагательное?

Оценивают соседа
3. Работа по теме урока.

- Откройте тетради, запишите число.

- Переходим к практической части урока.

(слова на доске)

1 ряд 2 ряд 3 ряд
п.ссажирский

в.кзал

к.ллектив

инт.ресная

в.гон

г.зета

б.летная

г.рода

расст.яние

р.ссийские

.громное

ул.цы

пр.красные

праз.ничное

а.лея

б.седы

б.резовая

Род.на

х.рошие

б.гатая

пут.шествие

Чтение слов глазами (для каждого ряда, далее работа по рядам)
- Прочитайте слова, что общего? На какие 2 группы можно разделить эти слова? Отвечают на вопросы:

- слова из словаря;

-существительные, прилагательные.

- Повторим усвоение правописания данных слов вставив пропущенные буквы.

- Выпишите только существительные.

Контроль

- Проверим себя (слова на доске со вставленными буквами)

Выписывают слова.

Проверка в парах (один читает орфоэпически, другой орфографически называя вставленную букву)

- Выпишите прилагательные. Не забудьте выделить окончания.

Контроль

- Проверим себя.

Какие знания нам потребовались, чтобы выполнить это задание? На протяжении всего урока эти знания нам пригодятся.

Оценивание

- За правильно выполненную работу поставьте +, будьте честны по отношению к себе.

- С какой единицей речи работали?

(ставлю карточку “слово”)

- Составьте из данных слов словосочетания, что должны знать, чтобы правильно выполнить это задание. Запишите словосочетания - у прил. определите род или число, выделите окончания.

Выписывают слова.

Чтение слов.

-Знания правописаний слов из словаря.

Оценивают себя.

Отвечают на вопрос.

- Прилагательное употребляется в том же роде и числе, что и существительное.

Записывают словосочетания.

Контроль

- Сколько словосочетаний получилось? Какое прилагательное осталось? Подберите подходящее по смыслу существительное, запишите словосочетание.

- Запишите полученные словосочетания, употребив их 1ряд в Р.п., 2 ряд в Д.п., 3 ряд в Т.п.

- Повторите последовательность своих действий, которые надо выполнить, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных.

Читают полученные словосочетания, называя род или число.

- Употребить существительное в определенном падеже, задать от него вопрос к прилагательному, по вопросу записать окончание.

Контроль

- Прочитайте полученные словосочетания. Четко проговаривая вопрос и окончания прилагательного.

Проверка по рядам.

- (чего?) вагона, вагона (какого?) пассажирского, окончание –ого и т.д.

Оценивание

- За правильно выполненную работу +.

- Итак, над какой единицей речи работали?

(карточка “словосочетание”)

Оценивают себя.

Отвечают на вопрос.

Физ. минутка.

- Прежде чем перейти к следующей работе немножко отдохнем.

- Что такое слова – антонимы?

- Ученица называет прилагательное ж.р. – встают девочки, называя антоним к этому слову, м. р. – встают мальчики, а если прилагательное множественного числа – встают все.

Ученица проводит физ. минутку.
Холодная, высокий, большие, солнечный, прекрасная, рассеян

- Поработали над словосочетанием, как вы думаете над чем работа пойдет дальше?

(карточка “предложение”)

- Работу продолжаем в парах. Перед вами лежат карточки. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания из вашей группы слов. Форму слова можно изменять.

1 ряд

В киоске мы приобрели _________, чтобы не было скучно в поезде.

Наш_______ отправился в поездку.

Сев в ____________ тронулись в путь.

Приехав на ________ купили билеты в ____________.

2 ряд

В одном из них сделали остановку.

На поезде ребята проделали __________________.

Ходили по _________________________.

На пути им встретилось много ________________.

У всех было ________________________.

3 ряд

Вели ____________________________.

Красивая и _____________ наша ______________.

Наше _____________ закончилось.

Мы бродили по _____________________.

Пора собираться домой.

Отвечают на вопрос.

Работа с карточкой.

Контроль

- Прочитайте только те предложения в которые вставили слова или словосочетания.

Оценивание

- За правильно выполненную работу +.

Чтение предложений (каждый ряд)

Оценивают себя.

Что такое текст? (карточка “текст”)

- Посмотрите еще раз на полученные предложения, можно ли их назвать текстом? Что нужно сделать, чтобы получился связный текст?

- Проделайте эту работу.

Отвечают на вопрос.

Работа по карточке.

Контроль

- Прочитайте полученный текст.

Оценивание

- Оцените правильность своей работы.

Чтение по рядам.

Оценивают себя.

- Запишите полученный текст в тетрадь. В предложениях выделенных звездочкой определите падеж, выделите окончания у прилагательных. Записывают полученный текст в тетрадь, определяют падеж, выделяют окончания.
Контроль

- Прочитайте прилагательные называя падеж и окончания.

Оценивание

- Давайте прочитаем еще раз полученные тексты, начиная с первого ряда. Что заметили? Каким словом из словаря можно его озаглавить? (путешествие). Какая же главная мысль полученного рассказа? Вспомните русскую народную пословицу, которая может подойти к нашему рассказу.

Чтение прилагательных по рядам.

Оценивают себя.

- Получился рассказ.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

Подведение итогов (оценивание)

- Посмотрите на свой оценочный лист. Проанализируйте свою работу, у кого в каждом задании положительный результат? Какой можно сделать вывод?

Рефлексия

- Какое задание вызвало затруднение?

Какое понравилось больше всего?

Делают вывод (тема усвоена на хорошем уровне)
Итог

- С какими единицами речи сегодня работали? От чего же зависит число, род, падеж прилагательного?

- От существительного с которым оно связано.