Цели: (слайд № 2)
- дать представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми и детьми;
- помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, узнать историю своей семьи;
- развивать уважение к близким, умение понимать родителей;
- воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке.
Оборудование:
- фотографии из семейного альбома учащихся,
- рисунки с членами своей семьи,
- любимые игрушки детей, принесённые из дома,
- предметы (инвентарь) для уборки квартиры.
Ход урока
1. Организационный момент.
Рассматривание выставки.
Учитель: Шотландский поэт Роберт Бернс произнёс замечательные строки:
В крепкой дружбе наша сила,
Дружбе слава и хвала. (слайд № 3)
2. Вводная беседа.
Учитель читает стихотворение Н. Геля и Г. Григорьева: (слайд № 4)
Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых, и новых –
У нас, у семейства…!
(называет фамилии учащихся) (слайды № 5 – 10)
Учитель: Посмотрите внимательно на эти семейные фотографии.
- Кто изображён на фотографиях?
- Кого из своих товарищей вы узнали на них?
- Покажите, где его бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат.
- Какое настроение у них на фотографиях?
- Что они делают?
(рассказ учащихся о семье)
Обобщая ответы детей и рассказ ученика, учитель обращает внимание на отношение близких людей друг к другу.
Учащиеся заканчивают вводную беседу чтением стихотворения: (слайд № 11)
Итак, мы сегодня
Для вас открываем
Семейный альбом:
Мы в этом альбоме
Гостей принимаем,
Цветы поливаем
И в игры играем,
Мы спорим, гуляем,
Мы дом убираем,
Друзей принимаем
И песни поём!
3. Изучение новой темы.
А) Чтение и обсуждение рассказа « Ты и твоя семья» (учебник стр. 22) (слайд 12)
Вопросы для обсуждения:
- Кто приготовил завтрак?
- Чем занимались остальные члены семьи утром?
- Как проходил семейный вечер?
- Какие взаимоотношения установлены в этой семье?
- Как члены семьи запланировали провести выходной день?
- Что бы вы хотели перенять из их семейного опыта для себя?
- Что вам понравилось в описанной семье?
Б) Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». (слайд 13)
Учитель: Рассмотрите рисунки на с. 22. Как вам показалось, чем занята Лена?
Ученики: Она играет со своими игрушками – куклой и медвежонком.
Учитель: Можете назвать её игру?
Ученики: «Семья», «Дочки-матери».
Учитель: Помогите Лене, покажите, что должна делать мама со своими детьми в течение дня. Возьмите свои любимые игрушки, «оживите» в игре каждую картинку, а на месте пустых картинок придумайте сценку – продолжение сюжета игры и покажите всем нам.
В) Выполнение задания «Познакомимся с семьёй Лены» на с. 23. (слайд 14)
Учитель: Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён на портретах в учебнике на с. 23. Теперь прочитайте и назовите их имена, подпишите портреты в пустых прямоугольниках. Как вы можете объяснить свой выбор?
Г) Физкультминутка. (слайд 15)
Д) Анализ ситуации « На меня в обиде мама…» (слайд 16)
Учитель:
Пусть никто не удивляется,
Если мама обижается.
Детям и взрослым должно быть ясно,
Что обида никогда не бывает напрасной.
Вы согласны с этим мнением? Что может послужить причиной маминых огорчений? Приведите примеры.
Давайте обсудим ситуацию нарисованную на с. 23 учебника:
- Что случилось с мамой медведицей?
- Отчего она расстроена и сердится?
- Почему мишутка опустил голову виновато?
- А в комнате вещи разложены аккуратно?
- В портфеле лежат учебники и тетрадки?
- Игрушки на полках? Одежда в порядке?
Учащиеся описывают нарисованную ситуацию, выражают своё отношение к поступку медвежонка, к чувствам мамы-медведицы.
Как вы думаете, сам Мишутка понял причину маминых огорчений? Он нашел правильный выход из сложившейся ситуации? Посоветуйте ему, как поступить.
(слайд 17)
(Учащиеся предлагают свои ответы решения ситуации)
Конечно, нужно всё исправить, убрать, привести в порядок, починить, подклеить. Безусловно, никогда больше не допускать неряшливости, беззаботности, небрежного отношения с предметами быта, игрушками, школьными принадлежностями, личными вещами. Но и это ещё не всё. Как должен поступить обидчик?
(Ответы с предложениями детей)
Послушайте, как в аналогичной ситуации поступил один мой знакомый мальчик:
Причина в том,
Скажу вам прямо,
Что на меня в обиде мама…
Что ж все исправить не спешу?
Пойду, прощенья попрошу!
Е) Беседа по сюжетным картинкам на тему
«Кем приходится вашим родителям бывать,
Каких профессий работу выполнять?».
Учитель: Посмотрите сюжетные картинки на с. 24 учебника. Люди каких профессий изображены на рисунке? Кто из ваших родителей выполняет такую же работу? Помните, как поётся в «Песенке про папу» В. Шаинского и М. Танича? (слайд 18)
(Дети исполняют песню)
И папы, и мамы, и бабушки, и дедушки делают очень много, умеют совмещать несколько профессий.
Расскажите, кем часто приходится быть вашим родным:
- Кто вяжет носочки, варежки?
- Кто починит стул?
- Кто моет посуду?
- Кто склеит твою любимую книжку?
- Кто вылечит твоё больное горло?
- Кто блинчиков напечёт с утра пораньше?
- А что вы делаете в своей семье? Помогаете ли вы родителям? Это мы сейчас и проверим.
Ж) Дидактическая игра «Грязи – нет, и пыли – нет!». (слайд 19)
Описание: Учитель вместе с детьми распределяет домашние обязанности. Каждый ученик получает необходимые для уборки предметы и занимает своё рабочее место.
Учитель читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый ученик (группа детей) показывает, как он умеет выполнять свою работу.
На столе – посуда горкой.
Под столом – с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас!
Генеральная! Аврал! Наша мама - генерал!
Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!
Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.
И от дяди много толку – он помыл на кухне полку.
Дедушка с бабушкой вышли во двор –
Палкой они выбивают ковёр.
Учащиеся все вместе:
Все мы грязи не выносим,
Из квартиры сор выносим,
Полотенцем, пылесосом
Под сервантом и столом –
Так, что пыль стоит столбом!
(Учитель благодарит помощников)
4. Закрепление материала.
А) Выполнение задания «Выбери и подчеркни ответ» на с 24 учебника. (слайд 20)
Учитель: Так что же вы выбрали для того, чтобы ваша семья жила счастливо?
(Учащиеся зачитывают свои ответы)
Впишите главное, что нужно для счастья семьи, продолжив предложение в красной рамочке на с. 24.
5. Итог урока. (слайд 21)
Учитель: Пройдите лабиринт добрых дел и правильных поступков. Кто первый? Что вы обошли в лабиринте? Где не сделали остановку? Почему? Готовы назвать главное правило для жизни семьи? В чём оно заключается?
(Ответы детей)
Все вы молодцы, умеете не только хорошо трудиться по дому, но и отдыхать вместе со своими родными. Один мальчик придумал правило для родителей. Хотите послушать?
В дни отдыха
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей.
Пусть надпись – буквы покрупней –
Там ярко освещается:
ВХОД МАМАМ, ПАПАМ
БЕЗ ДЕТЕЙ
СТРОЖАЙШЕ ВОСПРЕЩАЕТСЯ.
Тогда бы поняли они –
Всё взрослое сообщество, -
Как детям в праздничные дни
Быть с ними вместе хочется!
Предложите родителям сходить вместе в парк, покататься на каруселях, в музей. Придумайте, как можно интересно провести время с родителями.
6. Творческое задание (по желанию). (слайд 22)
Изобразите в рисунках ваш семейный отдых.