Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи, общую эрудированность, знания в области истории астрономии.
Условия проведения:
- Класс делится на 3-4 команды (можно провести игру между классами как внеклассное мероприятие).
- Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией и по возможности эмблему команды и девиз.
- Жюри астрономического боя формируется из учителя и 2-3х учеников класса.
- В поединке по набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой “5” в журнал.
Правила проведения боя:
- Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).
- Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.
- Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
- Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Если всё задание выполнено верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.
№ |
Название раунда |
Время |
1 |
Анаграммы | 4 минуты |
2 |
Планеты | 5 минут |
3 |
Астрономия +… | 7 минут |
4 |
Загадки | 5 минут |
5 |
Космонавтика | 5 минут |
6 |
Великие астрономы | 7 минут |
7 |
Четвёртый лишний | 3 минуты |
8 |
Термины | 4 минуты |
9 |
Созвездия | 3 минуты |
10 |
Кроссворд | 5 минут |
Число и очерёдность раундов ведущий может варьировать.
Представление команды
Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 3 балла).
Раунд “А Н А Г Р А М М Ы”
Разгадайте анаграмму. За каждый правильный ответ — 1 балл.
*
Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово (например, “лиса” — “сила”).Задания |
|
|
|
Ответы: 1. Марс, 2. Надир, 3. Кастор, 4. Уран, 5. Болид, 6. Ракета, 7. Полет, 8. Луна, 9. Линза, 10. Парсек.
Раунд “П Л А Н Е Т Ы”
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Задания |
|
|
|
Ответы: 1. Плутон, 2. Венера, 3. Марс, 4. Сатурн, 5. Юпитер, 6. Юпитер, 7. Меркурий, 8. Марс, 9. Уран, нептуний, плутоний, 10. Меркурий.
Раунд “А С Т Р О Н О М И Я +…”(межпредметные связи)
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Задания |
|
Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года. Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния, без грозных туч, Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? О чём писал Ломоносов? Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение? “Мир освещается солнцем, а голова- …”. Закончите народную пословицу. Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 *109 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах. |
Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран. С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей. Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление. Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано? В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей? |
Ответы: 1. Солнечное затмение, 2. Полярное сияние, 3. Ультрафиолетовое, 4. Знанием, 5. t=s/v=1,1 ч, 6. Гершель, 7. Спектральный анализ, 8. Приливы и отливы, 9. Солнечная активность, 10. Фотоэффект.
Раунд “З А Г А Д К И”
Отгадайте загадки. Правильный ответ — 1 балл.
Задания |
|
Ещё ты дремлешь, друг прелестный- Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина? |
Стало светать, нечего собирать. от него прячемся. |
Ответы: 1. Небо, звёзды, месяц, 2. Комета, 3. Солнечное затмение,4. Венера, 5. Водород, 6. Ракета, 7. Звёздное небо, 8. Солнце, 9. Солнца, Луны, 10. Ковш Большой Медведицы.
Раунд “К О С М О Н А В Т И К А”
Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
Вопросы |
|
|
|
Ответы: 1. Н.Кибальчич, 2. 4 октября 1957 г, 3. 1934 г, 4. 108 минут, 5. “Восток”, 6. В.Терешкова, 7. “Аполлон”, 8. Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9. А.Леонов, 10. К.Циолковский.
Раунд “В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы”
Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет.
Правильный ответ — 0,5 балла, найден портрет — ещё 0,5 балла.
Вопросы |
Портреты |
|
|
А. |
Е. |
Б. |
Ж. |
|
В. |
З. |
|
Г. |
И. |
|
Д. |
К. |
Ответы:1. М.В.Ломоносов(Г), 2. И.Ньютон(Е), 3. Г.Галилей(Д), 4. Н.Коперник(А), 5. И.Кеплер(Ж), 6. О.Рёмер(И), 7. Птолемей(Б), 8. Эратосфен(К), 9. Дж.Бруно(З), 10. У.Гершель(В).
Раунд “Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й”
Исключите из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ — 1 балл.
Задания |
|
|
|
Ответы: 1. 23 февраля, 2. Юпитер, 3. Лунное затмение, 4. Харон, 5. Тихий Океан, 6. Титан, 7. Кассиопея, 8. Нептун, 9. Бетельгейзе, 10. “Вега”.
Раунд “Т Е Р М И Н Ы”
Ответьте на вопросы. Правильный ответ - 1 балл.
Вопросы |
|
|
|
Ответы: 1. Перигелий, 2. Болид, 3. Астрофизика, 4. Эклиптика, 5. Элонгация, 6. Астрономическая единица, 7. Фаза, 8. Реголит, 9. Астероид, 10. Фотосфера.
Раунд “С О З В Е З Д И Я”
Назовите созвездия. Правильный ответ — 2 балла.
Задания |
|
1. |
3. |
2. |
4. |
5. |
Ответы: 1. Большая Медведица, 2. Орион, 3. Возничий, 4. Лебедь, 5. Кассиопея.
Раунд “К Р О С С В О Р Д”
Ответьте на вопросы. За каждое слово, в том числе и ключевое – 1 балл.
1. Ближайшая к Солнцу звезда.
2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.
3. Одна из основных частей телескопа.
4. Созвездие, главная звезда которого Альтаир.
5. Звезда-ориентир на южном небе.
6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.
7. Зодиакальное созвездие.
8. Линия на карте звёздного неба, указывающая границу видимости звёздного неба.
9. Зеркальный телескоп.
Ключевое слово: одна из координат небесных тел.
Ответы:
1. Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл
5. Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт
9. Рефлектор
Ключевое слово: “Склонение”