Нетрадиционные формы уроков инфоматики

Разделы: Информатика


Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы. Интерес к предмету можно повышать используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность и особенно интересны игровые уроки. В процессе игры у детей можно выработать умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не осознает, что учится.

Еще А.М. Горький писал: “Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Поэтому, я считаю, что игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизации их психических процессов и непозволительно недооценивать их роль в учебном процессе.

Урок-повторение по теме “История развития ЭВМ”.

Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии.

Вид урока: урок-игра.

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания об истории возникновения и развития компьютеров на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело;
  2. Учебная – повторение основных понятий и определений;
  3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Эпиграф к уроку: То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно. (П. Лаплас)

План урока: для успешного проведения урока необходимо перед началом сформировать команды и жюри, выдать домашнее задание, тщательно продумать и подготовить конкурсы. Для игры класс делиться на две команды. Каждая команда выбирает капитана. В жюри выбираются три ученика, которые помогают учителю подготовить игру. Подсчет результатов по итогам конкурсов осуществляется с помощью приложения MS EXCEL. Результаты демонстрируются на экране с помощью проектора.

Домашнее задание командам: создать эмблему, придумать приветствие, название, и девиз команды.

Ирга должна быть построена по следующему плану:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представление жюри.
  3. Приветствие команд.
  4. Конкурс разминка.
  5. Конкурс капитанов.
  6. Конкурс историков.
  7. Подведение итогов.
  8. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Вступительное слово учителя – сегодня необычный урок, сегодня урок-игра, в ходе которой нам предстоит еще раз вспомнить историю развития компьютеров и тех людей, которые внесли свой вклад в появление современных чудо машин, без которых невозможно обойтись ни в одной области деятельности современного человека.

Итак, мы начинаем. Победит самая знающая и дружная команда. Удачи всем!

1. Представление жюри.

2. Приветствие команд. Конкурс оценивается максимально в 5 баллов. Команды должны представить на суд жюри название, девиз и эмблему команды; приветствие жюри и соперников по игре.

3. Конкурс разминка. Конкурс оценивается максимально в 5 баллов ( по 1 баллу за каждый правильный ответ, по 5 вопросов каждой команде).

Вопросы для конкурса разминка, команды отвечают по очереди:

  1. Другое название компьютера (ЭВМ).
  2. Древнее приспособление для облегчения вычислений (абак).
  3. Первый программист (Ада Лавлейс).
  4. Математик, физик, философ, который в 17 веке изобрел и изготовил механическое устройство для сложения чисел (Блез Паскаль).
  5. Кто впервые высказал идею создания машины, работающей по заранее написанной программе (Чарльз Беббидж).
  6. Кто является основоположником отечественной вычислительной техники (Сергей Алексеевич Лебедев).
  7. Тонкая картонная карта с дырочками, предназначенная для автоматической работы механического устройства (перфокарта).
  8. Кто впервые сформулировал программный принцип работы ЭВМ, который до сих пор используется в работе компьютера (Джон фон Нейман).
  9. Где и когда была создана первая советская ЭВМ (1951 год, Киев).
  10. Механическое устройство, используемое до середины 20 века, которое позволяло выполнять основные арифметические действия (арифмометр).

4. Конкурс капитанов: Конкурс оценивается максимально в 10 баллов. Капитанам команд предлагаются карточки с характеристиками поколений ЭВМ. За отведенное время (3 минуты) необходимо их разобрать в соответствии с поколением. (Приложение 1).

Во время проведения конкурса жюри объявляет промежуточные результаты по первым двум конкурсам.

5. Конкурс историков: Конкурс оценивается в 3 балла за каждый правильный ответ. Обе команды отвечают на каждый вопрос. На обдумывание ответа дается 1 минута. После объявления ответов звучит правильный ответ. Очки получает та команда, которая дала более полный ответ.

1. Вопрос: В 1871 году в английском журнале “Панч” было напечатано стихотворение:

Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Ступить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.

Кому посвящено стихотворение? Каков вклад этого человека в развитии вычислительной техники?

Ответ: Речь идет об английском ученом Ч. Беббидже, главным делом жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Беббидж сконструировал аналитическую машину – прообраз современных компьютеров, которую в то время не смогли построить.

2. Вопрос: Кто автор этих строк, и какое они имеют приложение к информатике?

Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.

Ответ: Автор этих строк А.С. Пушкин. В стихотворении подразумевается двоичное кодирование, которое используется при представлении информации в ПК.

3. Вопрос: Эта машина занимала помещение размером 9х15 метров, весила около 30 тонн и потребляла мощность 150 киловатт. Для работы такой машины использовалась специальная электростанция. О какой машине идет речь? Где и когда она была построена?

Ответ: Речь идет о первой электронной вычислительной машине, которая была построена в 1946 году в США и называлась ЭНИАК, что в переводе означает “электронно-цифровой компьютер”.

4. Вопрос: Кому принадлежат пророческие слова:

Нам говорят “Безумец” и “Фантаст”.
Но, выйдя из зависимости грустной,
С годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусственно создаст.

Ответ: Автор строк – Иоганн Вольфганг Гёте – немецкий мыслитель, поэт, естествоиспытатель.

Подведение итогов. Жюри объявляет результаты конкурса историков и окончательные результаты игры, которые с помощью проектора демонстрируются на экране.

Заключительное слово учителя: закончилась наша игра. Я поздравляю не только победителей, но и всех участников нашего конкурса. Сегодня мы еще раз повторили основные понятия по теме “История создания ЭВМ” и я надеюсь, что эти знания не раз пригодятся вам не только на уроках информатики.