Ведущие задачи урока:
- познакомить учащихся с новым понятием жанра- познавательная сказка;
- помочь в освоении позиции читателя – исследователя;
- формировать умения исследовать внутренний мир героя и автора.
Время проведения: 2-я четверть, 21.11.07 г
Возраст учащихся: 2-й класс (9 лет)
Количество часов: 1 час (из трёх)
Цель урока. Помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение произведений художественной литературы.
- развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексте событиям познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного , правильного и выразительного чтения
Тип урока: проблемный
Используемая учебная литература:
- “Начальная школа ХХI века”, Вентана Граф, 2 класс,
- 1-я часть учебника “ Литературное чтение”, стр.123-127
- Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр.59-60
- Сборник стихотворений Ф.И. Тютчева
Оборудование. Иллюстрации к произведению; nворческая тетрадь, цветные карандаши, “поздравления от Морозко” - 20 штук; загадки о “Морозе”, толковый словарь, эпиграф к изучаемой теме урока, отрывки из стихотворения Ф.И. Тютчева, 2 фломастера, 2 листа (А3) для моделирования обложки, несколько цветных кругов, прямоугольников, квадратов, треугольников.
I. Оформление доски
I. Речевая разминка
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.
Вот и проведём такой тренинг.
1. Представьте , что
Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.
Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)
2. Обратите внимание на доску.
На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на доске)
II. Проверка домашнего задания
- Откройте рабочую тетрадь №1 на стр.65-66 и расскажите, как выполнили задания к сказке “Снегурочка” и сказке “Девочка Снегурочка” автора В.И. Даля.
Зад.№1 - Как начинается каждая сказка?
Зад.№2 - Какие слова вы вписали в абзац, описывающий, как дед и баба лепили Снегурочку?
- Какой суффикс помог вам узнать, что Снегурочка была маленькая? (- к-: ручКи , ножКи, головКу )
Зад.№3 - Сравнив 2-е сказки, какое вы нашли сходство и различие?
Сходство: | Различие: |
Главный герой Снегурочка | Авторская сказка“ Девочка Снегурочка” |
Старик и старуха | “Снегурочка” - рус. народная |
Подружки | Вернулась домой - |
Похожи началом – зачин | Растаяла и превратилась в облачко. |
Итог: - Какой же вы представили Снегурочку? Прочитайте свои записи(2-3 человека)
III. Актуализация опорных знаний
- Вспомните, над каким большим блоком мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? ( “ Снежок порхает, кружится…”)
Литературная викторина.
Вы готовы проверить себя, свою память?
- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.
- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.
- “Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “ Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети Деда Мороза” )
- “… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает снег” )
- “…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в лесу”)
- “… Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко , пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)
- “Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора Александрова “Зима”)
(По числу набранных фишек выявляется САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ в классе.)
IV. Определение темы и цели урока
- Приготовьте учебник “Литературное чтение”, откройте на стр.123 и рабочую тетрадь № 1 – стр.59
Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.
- Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим)
- Как называется произведение? (“Всем вам крышка”)
- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение? Когда так говорят?
- О чём может быть содержание этого произведения?
- Выскажите своё мнение. (Дети высказывают всевозможные варианты предположений)
Высказывания детей.
Никита: “Может в этом рассказе речь пойдёт о какой- нибудь ссоре? И нам вовсе не нужно его читать. ведь мы и так часто наблюдаем ссоры”.
- Обратите внимание, имеются ли в учебнике иллюстрации к этому произведению? Может они помогут нам..
Вика: “А может, этот рассказ о зиме? На иллюстрации к произведению я вижу снег, реку, рыбок. Может Эдуард Шим решил показать, как мороз сковывает реки льдом, как крышкой?”
Кирилл: “А если на картинке зима, река, рыбки. Интересно, живут ли подо льдом рыбки ?”
- Мы услышали несколько интересных версий о содержании произведения.
Пришло время узнать, кто же из вас прав? Может, действительно, ответ спрятан в произведении?
И не зря эпиграфом нашего урока стали эти замечательные слова (на доске : “Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…”).
И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными .
Итак, ищем ответ на проблемный вопрос Кирилла:
“Есть ли зимой жизнь под водой?”
- Я предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос через игру “Догонялки”
Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.
Я буду читать, а вы старайтесь не отстать от меня, важные для ответа места подчёркивайте.
V. Проверка восприятия
- Понравилось вам это произведение? Чем?
- Когда вы волновались, переживали?
- К какому жанру оно относится?
- Кто главный герой этой сказки?
- Морозко молод или стар? Почему так решили?
- Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: “Есть ли зимой жизнь под водой?”
Подтвердите ответ чтением эпизода из текста.
Теперь вы разобрались, почему Эдуард Шим дал такой заголовок своему произведению “Всем вам крышка” ? Почему?
- К какому жанру относится это произведение?
- А как бы вы озаглавили эту сказку?
- Что автор хотел вам рассказать ? (Что и подо льдом зимой жизнь продолжается.)
- Хотя и злился Морозко, закрывая водоёмы крышкой, пугая обитателей, но испугались ли они его ?
Итог: все водоёмы, начиная от неглубоких лужиц, и до глубоких рек, озёр покрываются зимой корочкой льда разной толщины. Это только помогает подводному миру сохранить себя.
- А можно ли эту сказку назвать познавательной? Почему?
Примечание: видите , какой интересный приём выбрал автор Эдуард Шим, чтобы рассказать вам о том, что и зимой жизнь подо льдом не прекращается.
Словарная работа:
- Какие необычные слова вы услышали? Назовите.
- Где можно узнать значение этих слов? (На стр.126)
Физминутка.
- Отдохнём вместе с Морозко.
А сегодня у Зимы новоселье,
С вами мы приглашены на веселье (дети вытягивают руки вверх, в стороны).
Дом построен изо льда (дети стучат кулачком сверху кулачка).
А какой нижины? (Хором) Вот такой нижины (приседают).
А какой ширины? (Хором) Вот такой ширины (разводят руки в стороны).
VI. Работа с иллюстрацией к тексту. Поисковое чтение
- Найдите строчки, которыми бы вы подписали иллюстрацию.
- Кого пугал Морозко? Подтвердите словами из текста.
- Смог ли он справиться с подводным миром? Докажите словами из текста.
- Изменилось ли ваше мнение о Морозко?
Вывод: Да. Сначала - злой. А потом мы поняли, почему он так поступал: молоденький был Морозко, неопытный, потому и запугивал всех. А на самом деле, делая крышку, таким образом согревал от замерзания подводный мир.
А старый Мороз это знает: он дозором обходит владенья свои.
VII. Работа в “Рабочей тетради №1” на стр. 59, зад.№1, зад.№2
- Как вы дописали предложения?
VIII. Самостоятельное чтение произведения К. Ушинского “Мороз не страшен”
- Я предлагаю вам самостоятельно прочитать произведение Константина Ушинского “Мороз не страшен”
1. Проверка восприятия:
- А это произведение вам понравилось? Чем?
- К какому жанру оно относится?
2. Моделирование обложки. (2 ученика у доски)
3. Выполнение заданий к прочитанному тексту “Мороз не страшен”
- Как дети встретили зиму? Найдите ответ в тексте.
- Как Зима пугает детей? Прочитайте.
- Рассмотрите иллюстрацию .
- Подходит ли она к тексту? Докажите.
4. Работа в “Рабочей тетради №1”, стр. 60, зад. №1, зад. №2, зад. №3.
Итог: Что интересное узнали на уроке?
- Под водой, затянутой льдом, есть жизнь.
- Лёд сохраняет тепло.
- Прорубь пробивают на реках. озёрах для того, чтобы под лёд поступал кислород.
- Холод и мороз не страшен ни животным, ни насекомым, ни жителям подводного мира, ни людям.
“Награждалки”
Вы очень хорошо и внимательно исследовали оба текста, разрешили все возникшие версии и доказали свои ответы чтением отрывков из изучаемых произведений. Спасибо за урок, дети! Получите призы от самого МОРОЗКО (раздала поздравления).
IX. Творческая минутка
(На доске)
Выпал ___________,
Зима настала.
И ______________
Скучно _________.
Он отправился ___________,
Рыб, улиток ______________.
Я вижу, что вы очень талантливые ученики : умеете наблюдать, искать ответы на возникшие вопросы, сочинять стихотворения! Молодцы! Значит из вас вырастут настоящие лю-бо-зна-тель-ные исследователи, которые многое замечают, много зают и умеют.
X. Чтение отрывков из сборника Ф.И. Тютчева. (читают подготовленные ученики)
Природа - не слепок, Будь наблюдательней немножко,
Не бездушный лик. И сам тогда увидишь ты,
В ней есть душа, Как много в мире красоты.
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык!
XI. Домашнее задание: (заранее записано на доске)
1 уровень: стр. 123 – 126, выразительно уметь читать;
2 уровень: стр.123 – 126, выразительно читать, Т№ 1, стр.59 – 60, зад. № 3*
3 уровень: учебник, стр.127, зад. № 4*, Т № 1,стр. 59 – 60.
Внимательно просмотрите домашнее задание и запишите то, которое вас больше всего заинтересовало
XII. Книжный ряд
Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.
Кого заинтересовали книжечки, можете посмотреть и взять такую в школьной библиотеке.
Урок заканчивается хоровым пением песни “Кабы не было зимы…”