Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему "Органы чувств. Зрение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- формирование понятия об органах чувств и соответствующих им видам ощущений;
- формирование представлений об особенностях зрительных ощущений, роли зрения и его сохранении;
- тренировка внимания и воображения.

Оборудование к уроку:

- цилиндр, свёрнутый из плотной бумаги, с изображёнными на нём пятью окнами (в окнах нарисованы: глаз, нос, ухо, язык, рука); (приложение 5)
- рисунок с персонажем “Держатель Знаний”;
- учебник-тетрадь;
- видеосюжет с выступлением врача – офтальмолога;
- компьютер;
- программа для РС “Гимнастика для глаз”;
- телевизор;
- выставка книг.

Раздаточный материал к уроку:

- цветные карандаши;
- трафарет из белой бумаги с тремя квадратными окошками;
- полоска плотной бумаги, на которой изображены три квадрата одинакового цвета и размера внутри разноцветных больших квадратов;
- лист с заданием “Оптический обман”;
- лист с заданием “Несуществующий образ”;
- два листка с заданием на раскрашивание;
- памятка с рекомендациями врача – офтальмолога;
- стаканчики с водой;
- полоска плотной бумаги, на которой изображены пять квадратов.

Ход урока.

I. Актуализация.

- Напишите красиво своё имя печатными буквами на листе (Лист с пятью квадратами).

- Раскрасьте его в любимый цвет.

- Какого цвета ваше имя? Произнесите вслух ваш любимый цвет.

- Много цветов радуют наши глаза. Много удивительного вокруг нас. Увидеть всё это и понять нам помогают наши помощники, которые как окна, соединяют нас с окружающим миром.

- А что это за помощники? Как они называются?

- Давайте выполним задание на стр.1 № 1 и проверим ваши предположения (самостоятельная работа учащихся в тетради).

- О каких помощниках идёт речь?

Вывод: Наши помощники: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Эти ощущения возникают благодаря органам чувств: глазам, ушам, носу, языку, коже.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока “Органы чувств”.

- Почему их так назвали – органы чувств? (Предположения детей).

- Рассказать о них я попрошу нашего гостя – Держателя Знаний (открывается магнитная доска с рисунком персонажа “Держатель Знаний”).

- Но вначале он хочет, чтобы вы прочитали текст на стр. 2 и сами назвали эти органы чувств (самостоятельное чтение теста).

- Назовите эти органы чувств и нарисуйте их на листе бумаги в окошках (полоска плотной бумаги, на которой изображены пять квадратов).

- Интересно, какой из пяти органов чувств кажется вам самым главным?

- Без чего нам было бы очень сложно жить? (Без зрения).

- А что или именно кого вы не видели бы, если бы вы не могли видеть?

- Итак, давайте сегодня поговорим о первом окне – зрении, как важно беречь зрение.

III. Новый материал.

- Как вы думаете, два глаза лучше видят, чем один?

- Давайте проверим ваше предположение. “Держатель Знаний” предлагает провести вместе с ним небольшие эксперименты.

1-й эксперимент:

- Поставьте ручкой точку на листе бумаги.

- закройте рукой любой глаз и теперь попробуйте поставить точку в то место, где у вас стоит первая точка.

- Получается?

2-й эксперимент:

- Зажмурьте любой глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок.

- Получается?

3-й эксперимент:

- Разводите руки в стороны и запоминайте, какое расстояние между руками вы видите.

- А теперь зажмурьте любой глаз и разводите руки в стороны.

- Такое же расстояние у вас получилось?

4-й эксперимент:

- В стакан с водой опустите карандаш.

- Что увидели?

- Какой вывод можно сделать на основании этих четырёх экспериментов?

Вывод: У человека изображения, которые видят два глаза, накладываются одно на другое и получается объёмное изображение. Когда смотрим двумя глазами, видим лучше, расширяется наше поле зрения. Зрение двумя глазами позволяет нам определить размер предмета и расстояние до него.

- Всегда ли мы можем верить тому, что видим?

Физминутка.

- Держатель Знаний приготовил вам следующее задание.

1-е задание:

- Перед вами листок №1, где нарисованы разные линии (приложение 2, рис. 1).

- Одинаковой ли они длины? Определите на глаз.

- А теперь проверьте красные отрезки с помощью линейки.

- Что вы заметили?

2-е задание:

- Посмотрите на рис. 2.(Приложение 2, рис. 2)

- Определите, красные линии прямые или кривые.

- Проверьте с помощью линейки.

3-е задание:

- Посмотрите на рис. 3.(Приложение 2, рис.3)

- Одинаковой ли высоты эти жирафы?

- Проверьте с помощью линейки.

4-е задание:

- Посмотрите на лист №2 рис. 1. (Приложение 1, рис.1)

- Сколько треугольников вы видите?

- Кого вы видите на рис №2? (Приложение 1, рис. 2)

5-е задание:

- Одинаковые ли маленькие квадратики, которые находятся внутри больших разноцветных квадратов? (Приложение 6)

- Проверьте с помощью наложения трафарета.

Вывод: Иногда мозг под воздействием памяти, цвета и формы изображения неправильно воспринимает информацию, которую видят глаза. В этом случае возникает оптический обман.

На восприятие цвета и формы влияет сочетание рядом стоящих цветов и наш предыдущий опыт.

- Что нового вы узнали о зрении, выполнив все эти задания?

- Очень важно беречь и тренировать свое зрение.

- А что делать, если глаза заболят? Станут хуже видеть?

- Кто такой врач – офтальмолог?

- Держатель Знаний встретился с врачом – офтальмологом, который ему рассказал, как нужно беречь зрение. Давайте и мы послушаем их разговор (просмотр видеосюжета).

- Есть специальная гимнастика для глаз и в нашем компьютере. Она одобрена и разрешена к применению Министерством Здравоохранения РФ. (Демонстрация на компьютере).

- Держатель Знаний, в память о нашей встрече, каждому из вас приготовил памятки, где рассказывается, как нужно беречь своё зрение, какие упражнения нужно делать для тренировки зрения. (Приложение 3, 4)

Гимнастика для глаз:

- А сейчас мы разучим несколько новых упражнений из гимнастики для глаз. Сначала смотрим вдаль, затем переводим взгляд на кончик носа. Делаем так 6 раз. Это помогает снять усталость глаз.

IV. Подведение итогов.

- Какие органы чувств знаете?

- Что нового узнали о зрении, чего раньше не знали?

- В начале урока вы использовали свой любимый цвет, чтобы написать имя. А сейчас я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать цвет смеха или свой цвет, который ещё никто не видел. Можете придумать название своему цвету (самостоятельная работа учащихся). (Приложение 7)

Выставка рисунков. (1-2 учащихся рассказывают о своём рисунке).

Вручение памятных знаков об изученной теме активным участникам урока.

Выставка книг.

- Надеюсь, что вы будете заботиться о своём зрении. И глаза у вас будут ясными и красивыми. Успехов вам. И мы прощаемся с Держателем Знаний до следующего урока.

Использованная литература:

  1. Л.С.Колмогорова, Н.Н.Григоревская, И.А Модина. Человекознание // Курс психологии с элементами этики и валеологии // 1 класс. – М.1998.
  2. Большая книга экспериментов для школьников. / Под ред. А.Мейяни., М. 2004 г.

Приложение 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7