Цели урока:
- формирование понятия об органах чувств и
соответствующих им видам ощущений;
- формирование представлений об особенностях
зрительных ощущений, роли зрения и его
сохранении;
- тренировка внимания и воображения.
Оборудование к уроку:
- цилиндр, свёрнутый из плотной бумаги, с
изображёнными на нём пятью окнами (в окнах
нарисованы: глаз, нос, ухо, язык, рука); (приложение
5)
- рисунок с персонажем “Держатель Знаний”;
- учебник-тетрадь;
- видеосюжет с выступлением врача –
офтальмолога;
- компьютер;
- программа для РС “Гимнастика для глаз”;
- телевизор;
- выставка книг.
Раздаточный материал к уроку:
- цветные карандаши;
- трафарет из белой бумаги с тремя квадратными
окошками;
- полоска плотной бумаги, на которой изображены
три квадрата одинакового цвета и размера внутри
разноцветных больших квадратов;
- лист с заданием “Оптический обман”;
- лист с заданием “Несуществующий образ”;
- два листка с заданием на раскрашивание;
- памятка с рекомендациями врача – офтальмолога;
- стаканчики с водой;
- полоска плотной бумаги, на которой изображены
пять квадратов.
Ход урока.
I. Актуализация.
- Напишите красиво своё имя печатными буквами на листе (Лист с пятью квадратами).
- Раскрасьте его в любимый цвет.
- Какого цвета ваше имя? Произнесите вслух ваш любимый цвет.
- Много цветов радуют наши глаза. Много удивительного вокруг нас. Увидеть всё это и понять нам помогают наши помощники, которые как окна, соединяют нас с окружающим миром.
- А что это за помощники? Как они называются?
- Давайте выполним задание на стр.1 № 1 и проверим ваши предположения (самостоятельная работа учащихся в тетради).
- О каких помощниках идёт речь?
Вывод: Наши помощники: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Эти ощущения возникают благодаря органам чувств: глазам, ушам, носу, языку, коже.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока “Органы чувств”.
- Почему их так назвали – органы чувств? (Предположения детей).
- Рассказать о них я попрошу нашего гостя – Держателя Знаний (открывается магнитная доска с рисунком персонажа “Держатель Знаний”).
- Но вначале он хочет, чтобы вы прочитали текст на стр. 2 и сами назвали эти органы чувств (самостоятельное чтение теста).
- Назовите эти органы чувств и нарисуйте их на листе бумаги в окошках (полоска плотной бумаги, на которой изображены пять квадратов).
- Интересно, какой из пяти органов чувств кажется вам самым главным?
- Без чего нам было бы очень сложно жить? (Без зрения).
- А что или именно кого вы не видели бы, если бы вы не могли видеть?
- Итак, давайте сегодня поговорим о первом окне – зрении, как важно беречь зрение.
III. Новый материал.
- Как вы думаете, два глаза лучше видят, чем один?
- Давайте проверим ваше предположение. “Держатель Знаний” предлагает провести вместе с ним небольшие эксперименты.
1-й эксперимент:
- Поставьте ручкой точку на листе бумаги.
- закройте рукой любой глаз и теперь попробуйте поставить точку в то место, где у вас стоит первая точка.
- Получается?
2-й эксперимент:
- Зажмурьте любой глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок.
- Получается?
3-й эксперимент:
- Разводите руки в стороны и запоминайте, какое расстояние между руками вы видите.
- А теперь зажмурьте любой глаз и разводите руки в стороны.
- Такое же расстояние у вас получилось?
4-й эксперимент:
- В стакан с водой опустите карандаш.
- Что увидели?
- Какой вывод можно сделать на основании этих четырёх экспериментов?
Вывод: У человека изображения, которые видят два глаза, накладываются одно на другое и получается объёмное изображение. Когда смотрим двумя глазами, видим лучше, расширяется наше поле зрения. Зрение двумя глазами позволяет нам определить размер предмета и расстояние до него.
- Всегда ли мы можем верить тому, что видим?
Физминутка.
- Держатель Знаний приготовил вам следующее задание.
1-е задание:
- Перед вами листок №1, где нарисованы разные линии (приложение 2, рис. 1).
- Одинаковой ли они длины? Определите на глаз.
- А теперь проверьте красные отрезки с помощью линейки.
- Что вы заметили?
2-е задание:
- Посмотрите на рис. 2.(Приложение 2, рис. 2)
- Определите, красные линии прямые или кривые.
- Проверьте с помощью линейки.
3-е задание:
- Посмотрите на рис. 3.(Приложение 2, рис.3)
- Одинаковой ли высоты эти жирафы?
- Проверьте с помощью линейки.
4-е задание:
- Посмотрите на лист №2 рис. 1. (Приложение 1, рис.1)
- Сколько треугольников вы видите?
- Кого вы видите на рис №2? (Приложение 1, рис. 2)
5-е задание:
- Одинаковые ли маленькие квадратики, которые находятся внутри больших разноцветных квадратов? (Приложение 6)
- Проверьте с помощью наложения трафарета.
Вывод: Иногда мозг под воздействием памяти, цвета и формы изображения неправильно воспринимает информацию, которую видят глаза. В этом случае возникает оптический обман.
На восприятие цвета и формы влияет сочетание рядом стоящих цветов и наш предыдущий опыт.
- Что нового вы узнали о зрении, выполнив все эти задания?
- Очень важно беречь и тренировать свое зрение.
- А что делать, если глаза заболят? Станут хуже видеть?
- Кто такой врач – офтальмолог?
- Держатель Знаний встретился с врачом – офтальмологом, который ему рассказал, как нужно беречь зрение. Давайте и мы послушаем их разговор (просмотр видеосюжета).
- Есть специальная гимнастика для глаз и в нашем компьютере. Она одобрена и разрешена к применению Министерством Здравоохранения РФ. (Демонстрация на компьютере).
- Держатель Знаний, в память о нашей встрече, каждому из вас приготовил памятки, где рассказывается, как нужно беречь своё зрение, какие упражнения нужно делать для тренировки зрения. (Приложение 3, 4)
Гимнастика для глаз:
- А сейчас мы разучим несколько новых упражнений из гимнастики для глаз. Сначала смотрим вдаль, затем переводим взгляд на кончик носа. Делаем так 6 раз. Это помогает снять усталость глаз.
IV. Подведение итогов.
- Какие органы чувств знаете?
- Что нового узнали о зрении, чего раньше не знали?
- В начале урока вы использовали свой любимый цвет, чтобы написать имя. А сейчас я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать цвет смеха или свой цвет, который ещё никто не видел. Можете придумать название своему цвету (самостоятельная работа учащихся). (Приложение 7)
Выставка рисунков. (1-2 учащихся рассказывают о своём рисунке).
Вручение памятных знаков об изученной теме активным участникам урока.
Выставка книг.
- Надеюсь, что вы будете заботиться о своём зрении. И глаза у вас будут ясными и красивыми. Успехов вам. И мы прощаемся с Держателем Знаний до следующего урока.
Использованная литература:
- Л.С.Колмогорова, Н.Н.Григоревская, И.А Модина. Человекознание // Курс психологии с элементами этики и валеологии // 1 класс. – М.1998.
- Большая книга экспериментов для школьников. / Под ред. А.Мейяни., М. 2004 г.