Оказание первой медицинской помощи

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • показать значение первой медицинской помощи;
  • научить детей оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях, переломах, обмороке;
  • закрепить знания о кровеносной, опорно-двигательной системах;
  • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудования: медицинская сумка, телефон, платок, жгут и т.д.

I. Вводная беседа.

Закаливание организма.

II. Изучение новой темы:

а) Виды кровотечений. Остановка кровотечения.

б) Переломы и первая помощь при переломах.

в) Шок. Обморок.

III. Что и для чего? Закрепление темы.

IV. Обобщение урока.

V. Литература.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Учитель: Как можно правильно закаляться?

Дети: Солнцем, воздухом, водой.

У: А для чего нам нужно закаляться?

Д: Чтобы организм лучше защищал себя от холода и жары, заболеваний.

У: Какие правила существуют при закаливании?

Д: Постепенность, системность, регулярность и т.д.

(Обобщение по опорной схеме №1 “Закаливание организма”.)

II. Изучение новой темы.

Загадка о “скорой помощи”.

У: А урок у нас сегодня необычный. Сегодня мы не просто ученики одного класса, а медицинский персонал “Скорой помощи”. Для чего нужна “Скорая помощь?” В каких ситуациях мы к ней обращаемся?

Д: Когда человеку стало внезапно плохо, произошел несчастный случай, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Это поможет сохранить не только здоровье, но и жизнь человека.

У: Правильно. Но до приезда “Скорой помощи” можно оказать первую необходимую помощь. В таких ситуациях нельзя терять драгоценные секунды. А если несчастье произошло в лесу, далеко от медпункта?

Д: Нужно оказать первую помощь и помочь больному добраться до ближайшего медпункта.

У: Правильно. Мы уже изучали гигиену организма на предыдущих уроках. Именно это позволит нам сегодня быть медицинскими работниками.

III. Стук в дверь. Заходят два помощника. Один – имитирован ожог, он говорит о том, что нечаянно обжегся, кожа покраснела и “горит”.

Второй – имитирована рана на пальце, он говорит о том, что порезал палец, течет кровь.

У: Ребята, есть желающие, которые смогут помочь пострадавшим людям? А все необходимое для этого у нас имеется.

(На столе: дезинфицирующие средства, бинты, вата, холодный компресс, холодная вода в миске).

Участники одновременно оказывают помощь пострадавшим. После этого они разъясняют, что и как надо помочь пострадавшему.

У: Спасибо вам ребята, за оказанную помощь. А теперь вопрос всему классу: какие виды кровотечений вы знаете?

Д: Венозные, артериальные, капиллярные.

(Рассказ учеников по опорной схеме №2 “Виды кровотечения”)

Остановка кровотечения

1. Первая помощь при капиллярном или венозном кровотечении (наложение давящей повязки):

а) наложить на кровоточащую рану стерильную или чистую ткань;

б) поверх положить плотный валик из бинта или ваты;

в) туго прибинтовать.

2. Первая помощь при артериальном кровотечении (наложение жгута):

а) конечность приподнять вверх;

б) на место наложения жгута наложить какую-либо ткань;

в) жгут затянуть до остановки кровотечения

(1-й тур жгута наиболее тугой, 2-й тур накладывать с меньшим натяжением, остальные – с минимальным, туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи);
г) под жгут положить записку с указанием времени наложения жгута.

3. Первая помощь при артериальном кровотечении (наложение жгута -закрутки):

а) использовать подручные материал (ремень, платок, косынка, полотенце и т.д.);

б) на место наложения жгута – закрутки наложить какую-либо ткань;

в) сделать из подручного материала петлю, диаметром в 1,5 – 2 раза превышающую окружность конечности;

г) петлю надевают узлом вверх, под узел вставляют палочку длиной 20 – 25 см;

д) свободную часть петли с помощью палочки закручивать до остановки кровотечения, затем палочку зафиксировать к конечности.

У: Ребята, а как помочь человеку, у которого загорелась одежда?

Д: На него немедленно нужно накинуть одеяло, брезент, плащ или другую плотную ткань и крепко прижать к телу. Если одежда продолжает тлеть, залить ее водой и только после этого очень осторожно снять, стараясь не повредить кожу, не обрывая прилипшие к телу кусочки ткани.

Звенит телефон.

У: - Алло, что случилось?

- Упал с дерева? Хорошо я посоветуюсь с ребятами.

- Ребята, как вы думаете, что могло произойти?

Д: У мальчика перелом или вывих.

У: Какие виды переломов бывают?

Д: Бывают открытые и закрытые переломы.

У: А чем отличаются?

Д: При закрытом переломе кость повреждена, но наружу кость не выходит. При открытом переломе поврежденная кость через раны выходит наружу. Открытый перелом опаснее еще тем, что через рану может в организм проникнуть инфекция.

У: Что нужно сделать, чтобы помочь пострадавшему человеку?

Д: При переломах в первую очередь нужно придать пострадавшей кости неподвижность. Для этого чаще всего приходиться накладывать импровизированную шину. (палку, доску, кусок фанеры и т.д.) Шина должна быть такой длины, чтобы она смогла захватить по крайней мере два сустава – выше и ниже перелома, а при переломах плеча или бедра – три сустава. Подшины часто вместо ваты и марли приходится прокладывать белье.

Если перелом открытый, то кожу вокруг раны нужно продезинфицировать.

(Обобщение по опорной схеме №3 “Переломы”)

Переломы

1. Первая помощь при переломе ключицы:

а) руку согнуть в локтевом суставе;

б) прибинтовать руку к туловищу или наложить повязку Дезо.

2. Первая помощь при переломе плечевой кости:

а) согнуть руку в локтевом суставе;

б) смоделировать форму шины по здоровой руке;

в) наложить шину от плечевого сустава до пальцев кисти, захватывая суставы- плечевой, локтевой и лучезапястный;

г) шину прибинтовать к руке поверх одежды (при отсутствии шины для иммобилизации использовать картон, дощечки и т.д.);

д) руку повесить на косынку или бинт.

3. Первая помощь при переломе костей предплечья:

а) согнуть руку в локтевом суставе;

б) смоделировать форму шины по здоровой руке;

в) наложить шину от средней трети плеча до кончиков пальцев;

г) шину прибинтовать к руке поверх одежды ( при отсутствии шины для мобилизации использовать картон, дощечки и т.д.);

д) руку повесить на косынку или бинт.

4. Первая помощь при переломе костей кисти и пальцев:

а) наложить шину по ладонной поверхности предплечья от кончиков пальцев до локтевого сгиба;

б) шину прибинтовать к руке поверх одежды;

в) руку повесить на косынку или бинт.

5. Первая помощь при переломе бедренной кости:

а) одну (длинную) шину или доску накладывают по наружной поверхности ноги и туловища от стопы до подмышечной впадины;

б) другую (короткую) шину или доску накладывают по внутренней поверхности ноги от стопы до паха;

в) шины прибинтовать к ноге поверх одежды.

6. Первая помощь при переломе костей голени:

а) одна шина накладывается по наружной стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

б) другая шина накладывается по внутренней стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

в) обе шины прибинтовать к ноге поверх одежды.

7. Первая помощь при открытом переломе (например, костей голени):

а) наложить стерильную (чистую) повязку на рану;

б) одна шина накладывается по наружной стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

б) другая шина накладывается по внутренней стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

в) обе шины прибинтовать к ноге.

Самостоятельная работа

Дается задание: человек потерял сознание и не дышит. Ваши действия, перечисляйте по пунктам.

1) Необходимо искусственное дыхание и массаж сердца.

2) Положить пострадавшего на спину, лучше – на что-нибудь (щит, доску).

3) Ноги приподнять, голову запрокинуть

4) Через чистый платок вдувать изо рта в рот воздух.

(Обобщение по опорной схеме №4 “Шок. Обморок”)

Шок. Обморок.

1.Первая помощь при шоке:

а) прекратить воздействие травмирующих факторов;

б) восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (первичное реанимационное пособие);

в) временная остановка кровотечения (наложение двоящий повязки или жгута);

г) борьба с болью (иммобилизация при переломах);

д) наложение асептической (чистой) повязки;

е) придать пострадавшему удобное (функциональное) положение;

з) обеспечить приток свежего воздуха, расстегнуть тесную одежду;

ж) вызвать “03”.

2.Первая помощь при обмороке:

а) уложить пострадавшего на спину;

б) приподнять ноги, положить под них валик из одежды;

в) расстегнуть тесную одежду;

г) обеспечить приток свежего воздуха;

д) дать понюхать нашатырный спирт.

III. Что и для чего?

У: - А теперь я вам представляю медицинскую сумку. Назовите предметы, находящиеся в ней, и их назначение.

У: Что это и для чего? (показываю).

Д: - Жгут. Применяется при сильных кровотечениях и переломах.

- Бинты – при открытых кровотечениях и переломах.

- Йод – при кровотечениях.

- Резиновая труба – для искусственного дыхания.

- Аммиак – при потере сознания (обморок, солнечный удар).

- Медицинская перевязочная косынка.

У: В каких случаях применяются эти предметы?

Д: При первой медицинской помощи.

IV. Обобщение урока.

- Итак, ребята, давайте, перечислим необходимые действия при переломе, кровотечении, солнечного удара?

Если вы сможете использовать полученные вами знания, и окажете первую медицинскую помочь пострадавшему вовремя вы спасете кому-то жизнь.

Спасибо за урок. До свидания!

Литература

1. Халимова З.Р. Воспитание гигиенических навыков у младших школьников. Сибай, 1999.

2. Антропова М.В. Школьная гигиена. М., Медицина, 1970.

3. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.М. Школьная гигиена. М., Просвещение. 1983.