Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры.
Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций леса в разные времена года; чтение рассказов, сказок; заучивание стихотворений о природе; разгадывание загадок.
Материалы к занятию: Две картины изображающие два царства; шапочки животных и птиц для детей; шапочка Лесовичка, текст правил поведения, картинки – схемы по правилам, два набора разрезных картинок, корзинка и природным материалом, макеты деревьев и цветов, фонограмма “Шум леса”.
Ход занятия
Утром, дети находят в своем почтовом ящике большой конверт. Вместе с воспитателем они узнают, что письмо из леса от Лесовичка. В письме содержится текст правил поведения в лесу и рисунки, изображающие содержание правил. Воспитатель зачитывает детям правила, все вместе рассматривают рисунки.
Предложенные правила:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
3. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего жука, кусачих муравьев можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие нужны – звери всякие важны! Не обижай, не пугай их зря!
Воспитатель: Все ли правила верны?
Дети: Нет.
Они выбирают нужные. И доказывают, почему они их выбрали.
Воспитатель: Теперь мы знаем с вами правила поведения в лесу и смело можем отправиться в лес, но не в простой, а в сказочный. А чтобы нам туда попасть, мы должны с вами одеть вот эти шапочки, изображающие животных и птиц.
Воспитатель надевает шапочку Лесовичка. Все входят в музыкальный зал, который оформлен макетами разных деревьев. Возле деревьев растут лесные цветы и грибы. Звучит фонограмма “Шум леса”. Дети ходят и рассматривают все вокруг.
Воспитатель садится на пенек.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Лесовичок, хозяин этого леса. Вижу, справились с моим заданием, наверно устали, так присядьте возле меня, отдохните. Я вам сказку расскажу.
Дети усаживаются, а воспитатель вывешивает на деревья две картины. Одна изображает “Царство Растений”, другая “Царство животных”.
“Царство Животных и Царство Растений” по Ф.Кривину.
“Есть на нашей Земле 2 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут – то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, моря. Называются эти царства так: Царство Растений и Царство Животных. Жители Царства Растений занимаются земледелием: добывают из земли пищу, которой кормится само и кормит дружественное Царство Животных. Жители Царства Животных со своей стороны оберегает Царство Растений от болезней и вредителей и помогает его жителям обогащаться между собой: ведь жители Царства Растений, крепко привязанное к земле, не имеет возможности передвигаться с места на место.
В какой бы далекий уголок Земли мы не попали, всюду встретим жителей обоих царств, которые в самых суровых условиях не только не враждуют, но поддерживают, помогают друг другу. А как же иначе? Когда живешь на одной планете, нужно стараться жить в мире, а не враждовать. Представляете, что было бы, если между этими двумя царствами вспыхнула война? На земле вообще не осталось бы ни одного царства. Мы с вами принадлежим к Царству Животных, и должны подчиняться главному закону этого царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика и цветка. Потому что мы, живем на общей планете. И на нашей Земле могут существовать либо оба царства, либо ни одного”
Вот так, ребятки. Понравилась вам сказка?
Дети: Да, очень
Воспитатель: Вижу, любите вы сказки, а играть любите?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю поиграть в игру “Дети и волк”. Где у нас тут Волчонок? (Ребенок в шапочке волка).
Все играют в игру. На слова: “Дети по лесу гуляют, ходят, бегают, играют” - дети выполняют движения по тексту.
Волк в это время прячется за деревом. На слова: “ Дети, поспешите, волк за деревом, бегите!” - играющие бегут в дом (отмечается заранее), а волк их ловит.
Воспитатель: Ну, вижу, и играть вы любите. А загадки отгадывать умеете?
Дети: Да, сумеем.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Зимой с седой бородой,
Летом новая вырастает,
Осенью отпадает.
(Лес).У кого есть шапка без головы,
Нога - без сапога?
(Гриб).Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Ягоды).То рыжая, то серая,
А названьем белая.
(Белка).Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь).Слетают с ветки золотые монетки.
(Осенние листья).Рук нет, а дома себе строят.
(Птицы).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вижу, что и загадки умеете отгадывать. А сейчас задание посложнее. Но сначала я вам предлагаю разделиться на две команды. Одна команда “Царство Растений”,другая команда “Царство Животных”.
Детям предлагаются разрезные картинки, с помощью которых образуются две команды. Они собираются в команды, выкладывая и соединяя детали. Одна картинка изображает животное, другая растение.
Воспитатель: Вот, команды наши собрались, а теперь вам всем вот такое задание. Придумайте рассказ о том, что происходит с природой осенью.
Дети совещаются в командах и представляют свои рассказы.
Воспитатель: Хорошие получились рассказы. Но какой лучше, я даже не знаю. Может, вы мне подскажите, какой рассказ вам больше понравился? И расскажите, почему?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Понравилось вам у меня в лесу? А что больше всего понравилось, или запомнилось?
Дети высказываются.
Воспитатель: На прощанье я хочу вам подарить подарок, надеюсь, он вам пригодится.
Вручает корзину с природным материалом. Дети благодарят Лесовичка, снимают шапочки и возвращаются в группу. В группе дети изготавливают поделки из природного материала. Оформляется выставка.
Список используемой литературы:
- О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство-пресс» - 2006 г.
- Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: «Асар» - 1996 г.
- Н.В. Кломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич Прогулки в природу. М.: «Просвещение» - 2003 г.
- Серия Т.А. Шоригина Путешествие в мир природы. Развитие речи. Москва –2000 г.