Цель урока: развитие у учащихся интереса к активной мыслительной деятельности.
Задачи:
- Образовательные: закрепление навыков устного счета, письменных приемов вычислений, решение задач изученного вида.
- Развивающие: развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания, памяти, логического мышления, ориентировки в пространстве, умения проводить самооценку.
- Воспитательные: развитие чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: плакат с изображением человека, сундук, геометрические фигуры с цифрами на стенах класса, раздаточный материал, индивидуальные карточки, памятки.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.
Улыбнитесь друг другу и скажите доброе слово на букву «С» (симпатичный, смелый, сильный, старательный, славный и т.д.). Садитесь. Откройте тетради и запишите число.
II. Сообщение темы и целей урока. Устный счет.
Учитель: Сегодня у нас непростая задача. Мы должны помочь одному… Впрочем, я не буду говорить кому, вы сейчас узнаете.
Активизация мыслительной деятельности (растирание ладоней, пальцы «здороваются» и т.д.)
1. «Графический диктант».
2 → | 1 ← | 2 ← | 1 ← |
2 ↓ | 7 ↓ | 4 ↓ | 4 ↓ |
3 → | 1 → | 2 ← | 1 ← |
5 ↓ | 1 ↓ | 1 ↑ | 5 ↑ |
1 ← | 2 ← | 1 → | 3 → |
4 ↑ | 4 ↑ | 7 ↑ | 2 ↑ |
Учитель: Да, это человек, который хочет открыть секрет здоровья. Мы должны помочь ему.
Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.
Сделать это не так-то просто. Мы должны открыть 5 замков, тогда получим ключ от сундучка, в котором находится сюрприз для нас. С помощью чего мы будем открывать замки, узнаем из следующего задания.
2. Математический диктант.
Учитель: Найдите правильное место геометрической фигуре. Я читаю числовое выражение, вы ищите ответ на одной из геометрических фигур, расположенных на стенах класса. Потом эту геометрическую фигуру вносите в таблицу:
4 |
3920 |
56 |
180 |
8 |
240 |
- Уменьшите 24000 в 100 раз.
- Увеличьте 3120 на 8 сотен.
- Частное чисел 360 и 4 увеличьте на 90.
- Произведение чисел 80 и 7 уменьшите в 10 раз.
- За 1 минуту человек делает 24 вдоха – выдоха. За сколько секунд человек сделает 6 вдохов – выдохов?
- Человек спит 1/3 суток. Сколько это часов?
Проверьте правильность выполнения на доске. Перевернем фигуры. Какое слово получилось? ЗНАНИЯ. Мы сегодня будем закреплять и проверять наши знания.
III. Работа по теме урока.
1. Решение задачи на движение.
Два мальчика одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 500 метров. Они встретились через 50 секунд. Первый бежал со скоростью 4 м/сек. С какой скоростью бежал второй мальчик?
Заполняем таблицу.
Скорость |
Время |
Расстояние |
|
I мальчик | |||
II мальчик |
1 способ:
1) 50 • 4 = 200 (м) пробежал I мальчик.
2) 500 – 200 = 300 (м) пробежал II мальчик.
3) 300 : 50 = 6 (м/сек) скорость II мальчика.
2 способ:
1) 500 : 50 = 10 (м/сек) средняя скорость.
2) 10 – 4 = 6 (м/сек) скорость II мальчика.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Прочитайте первый совет на пути к здоровому образу жизни…
Гимнастика для глаз.
Используется офтальмотренаж.
Ох, забот у нас немало,
Пройдем по красному овалу.
Чтоб глазам не уставать,
Надо «крест» нарисовать.
Мы на месте не стоим,
По «восьмерке» пробежим.
А чтоб отдохнуть немножко,
Пройдем по зеленой дорожке.
2. Письменный прием деления на двузначное число.
Один ученик у доски объясняет алгоритм вычисления примеров данного вида: 7605 : 15 = 507
На доске записаны 3 примера разного уровня сложности. Ученики выбирают 1 пример и решают. Далее – проверка.
492 : 82 = 6 3696 : 12 = 308 36540 : 87 = 420
Второй совет по обретению здоровья…
3. Решение уравнений.
Учитель: Давайте повторим название компонентов при сложении, вычитании, делении, умножении и правила нахождения неизвестных компонентов.
Учащиеся получают разноцветные дифференцированные карточки с уравнениями.
1 уровень: | 21 • m = 105 | m = 5 |
3 • y = 36 + 21 | y = 19 | |
45 : b = 2 + 7 | b = 5 | |
x • 3 = 125 – 95 | x = 10 | |
2 уровень: | (x + 147) – 132 = 20 | x = 5 |
(50 – x) • 3 = 346 – 328 | x = 44 | |
x • (58 – 29) = 174 | x = 6 | |
x : 5 + 35 = 360 | x = 1625 | |
3 уровень: | 75 – 5 : x – 15 = 35 | x = 5 |
(x • 4 + 6) : 9 = 2 | x = 3 | |
(48 : x + 7) • 6 = 90 | x = 6 | |
56 : (36 : x – 2) = 8 | x = 4 |
По окончании работы проводится взаимопроверка: ученики меняются карточками одного цвета, на которых написаны ответы. Таким образом, проходит физминутка.
Дети читают третий секрет.
4. Задание на нахождение площади фигуры.
1) 8 • 8 = 64 (м2) площадь I фигуры.
2) 19 – 8 = 11 (м) часть длины.
3) 11 • 3 = 33 (м2) площадь II фигуры.
4) 33 + 64 = 97 (м2) площадь всей фигуры.
Учащиеся открывают четвертый секрет.
Физминутка.
5. Найдите значение выражения.
(9024 • 17 + 47846 : 47) – 109758
153408 + 1018 – 109758 = 44668
Дети получают пятый совет.
IV. Итог урока.
Учитель: Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со сложными заданиями. Я поздравляю вас.
• Что вам понравилось на уроке?
• Были ли трудные для вас задания?
Сосчитайте количество знаков и оцените вашу самостоятельную работу на уроке. Покажите сейчас свое настроение.
Теперь ключ у нас в руках. Осталось открыть волшебный сундук.
V. Домашнее задание.
Выполнить по выбору 2 задания из учебника на стр. 48.