Устный народный фольклор как средство максимального использования возможностей в создании природообразной среды

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравстренно-патриотическое возрождение, которое не возможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Работая на протяжении нескольких лет, я отметила для себя, что применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора , эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, я использую устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, я подбираю маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе я использую песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используем загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показало высокую практическую значимость.

Расширился кругозор детей, у них сформировались любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повысилась музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствовало обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Цель:

1. Создать у детей хорошее настроение, эмоциональный отклик на музыку разного характера.

2. Заучивание народных потешек, загадок, уметь разгадывать загадки.

3. Согласовывать движения с текстом, развивать слух, память, воображение в движении, в сочетании с текстом.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приглашает детей в музыкальный зал. Сообщает им, что в зале детей ждет Петрушка. Дети заходят в зал под музыку, на полу разбросаны яркие цветочки.

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка! Как у тебя красиво в зале! Ты хочешь пригласить нас прогуляться? На полянку светлую мы гулять пойдём, там повеселимся и цветов нарвём.

Воспитатель: Мы с ребятами с большим удовольствием пойдём на твою полянку ,а чтобы было не скучно в дороге шагать, будем мы песню, друзья, напевать.

Упражнение: “Ноги и ножки” р.н.м. Обр.Агафонникова.

Воспитатель: Какая красивая цветочная полянка. Ты нас сюда хотел привести, Петрушка?

Петрушка: Сюда, сюда! Это самая любимая моя полянка! Посмотрите, сколько здесь красивых цветов!

Воспитатель: Очень красивая полянка, давайте соберем цветочки и станцуем с ними для Петрушки.

Танец с цветами”, муз. Вихаревой.

После танца собирают цветочки в букет. И дарят Петрушке.

Петрушка: Спасибо, за красивый букет.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется дождик, пошел. В это время музыкальный руководитель играет на металлофоне музыку изображая “ дождик”р.н.м.

Петрушка: Ребята, смотрите, сколько луж оставил дождик! Как же мы пойдём гулять?

Воспитатель: Ни чего мы лужи обойдём! Предлагает походить по воображаемым лужам.

(Движения сопровождать текстом)

Речедвигательная игра “Дождик”

Зашагали ножки по сырой дорожке. (Двигаются топающим шагом)

Если лужа велика она видна из далека.

Обойдём мы лужу, выберем, где суше!(Двигаться на носочках)

Маленькую лужу обходить не нужно.

Становитесь, детки, в ряд, перепрыгнем все подряд! (Прыжки через лужу)

Воспитатель и Петрушка хвалит ребят и предлагает отдохнуть, сесть на стульчики.

Петрушка обращает внимание на инструмент. Что это за ящичек?

Музыкальный руководитель: это не ящичек, это музыкальный инструмент, как он называется, ребята?

Музыкальный руководитель: Загадаю вам загадку, может быть тогда, Петрушка догадается?

Опускаем молоточки на железные досточки

И летит веселый звон, что звенит?

Дети: Металлофон

Петрушка: Тогда покажите, как можно на нем играть?

Воспитатель: Ребята тебе сейчас покажут, они умеют играть на металлофоне. Вот послушай, как стучат дождинки( предлагает ребенку сыграть на инструменте.)

Музыкальный руководитель: На каком инструменте можно еще сыграть музыку “дождя”.

Ответ детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, на треугольнике. Сейчас мы послушаем песню “Тучка” (муз. Вихаревой), а ребята мне помогут, подыграют на инструментах.

Слушание “Тучка”, муз.Вихаревой.

Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите, о чем эта песня? Дети определяют настроение, характер. Предлагает исполнить попевку про дождик “ДОЖДИК” р.н.м

Петрушка предлагает послушать потешку про дождик: “Дождик, дождик, лей, лей, нам .с тобою веселей. Не боимся сырости, только лучше вырастем.”

“Дождик, дождик, хватит лить, малых детушек мочить”.ММ

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра “Дождик”

Дождик, дождик кап, да кап (движения пальчиками по коленям).

Мокрые дорожки (показать руками волнообразные движения).

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки (грозят пальчиком).

Дождик, дождик кап, да кап (пальчиком по коленям).

Ты не капай долго так (грозят пальчиком).

Мы на улицу пойдём, зонтики с собой возьмем (изображают руками зонтик над головой).

Воспитатель: Беседует с детьми о весенних приметах, о птицах, о деревьях, читает стихотворение:

Петрушка: Ребята, я знаю песенку про солнышко, хотите вам её спою.

Песня “ Солнышко – ведрышко”

Музыкальный руководитель: Предлагает ребятам повторить слова и исполнить песенку попевку вместе с Петрушкой.

Воспитатель: Наши ребята знают веселую песню о весне и для тебя Петрушка исполнят её.

Песня “ Веснянка” укр.н.п.

Петрушка: Очень дружно пели, весело, спасибо ребята! Песня мне очень понравилась!

Воспитатель предлагает научить Петрушку танцевать.

Каблучками я стучу, пляску русскую учу,

Каблучками постучали, танцевать мы не устали!

Танец “Манечки-Ванечки” р.н.м. “ Подгорка”.

Воспитатель обращает внимание на движения детей: правильно выставлять ногу на пятку, кружиться топающим шагом, выполнять легкую пружинку.

Петрушка хвалит ребят.

Музыкальный руководитель: Замечательно вы танцевали, весело, задорно! И Петрушке танец понравился тоже. Дети прощаются и под музыку выходят из зала.

Конспект музыкального занятия в старшей группе с элементами народного фольклора “Русская песня — душа народа”