Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления школой. “Правильно выбранная система управления педагогическими кадрами – основа успешности работы школы” [1]
Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов труда педагога. Оценка результатов педагогической деятельности учителя в достаточной мере освещена в современной педагогической литературе. Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки воспитателей ГПД практически не встречаются. Тем не менее, отслеживание результатов педагогической деятельности воспитателей ГПД неотъемлемая часть управления учебно-воспитательным процессом в школе.
Школу оценивают многие: ученики и их родители, общественность и инспектора. Но главная задача не в том, чтобы дать воспитателю оценку из вне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Администрация школы заботится о каждом педагоге, “способствует его мотивации и профессиональной самоотдаче, должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах деятельности” воспитателя ГПД – его победах и промахах. [1]
Существенным элементом нового механизма управления должна стать новая система оплаты труда, ориентированная на достижение следующих задач:
- Отказ от принципа уравнительности в оплате труда. Определение уровня оплаты труда в зависимости от сложности, интенсивности внедрения инновационных воспитательных технологий, разработка авторских воспитательных программ, постоянная работа с детьми из “группы риска”.
- Разработка адекватной системы премиальных выплат по итогам работы учреждения за определенный учебный период, разработка критериев оценки работы по конечному результату.
В связи с этими задачами в школе происходит пересмотр политики в области оплаты труда, прежде всего порядка премирования педагогов, в пределах предоставленной школе компетенции. С этой целью используется бальная шкала, позволяющая оценить факт участия воспитателя ГПД в тех или иных событиях, а также степень его активности. Понятно, что “базовую, обязательную часть воспитатель выполняет, безусловно, согласно функциональным обязанностям, и мы относимся к этому как к норме. Администрацию интересует качественная сторона обязательной деятельности и количественно-качественная сторона инициативной, общественно-педагогической деятельности” воспитателя ГПД. [2]
Наличие подробной информации о каждом воспитателе облегчает подсчет рейтинга, который осуществляется заместителями директора при участии профсоюзного комитета школы. Баллы подсчитываются по итогам триместра.
Очень важно, чтобы данная система была обсуждена в коллективе и вызвала положительный отклик, мотивировала бы воспитателей ГПД на активную деятельность, поиск решений выдвинутых с помощью рейтинга. Также важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу. Это позволяет видеть воспитателю свои успехи и резервы.
№ | Основные направления оценки педагогической деятельности воспитателей ГПД | Максимальный балл | Кто оценивает |
1 |
Успеваемость и качество обучения воспитанников | 10 |
Зам.директора по УВР |
2 |
Выступления на педсовете, методсовете, методцентре | 3 |
Зам.директора по УВР и по УМР |
3 |
Участие и победа в конкурсах “ Педагог года”, “лучший по профессии” и другие | 5 |
Зам.директора по УВР |
4 |
Подготовка авторской воспитательной программы | 5 |
Зам.директора по ВР |
5 |
Сотрудничество с психологической службой школы, проведение коррекционно-развивающей работы | 2 |
Зам.директора по УВР |
6 |
Ведение школьной документации: журнал ГПД, Журнал инструктажа | 3 |
Зам.директора по УВР |
7 |
Качественное содержание и выполнение плана воспитательной работы ГПД | 4 |
Зам.директора по ВР |
8 |
Работа с коллективом группы, участие и помощь в школьных и районных мероприятиях | 2 |
Зам.директора по ВР |
9 |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм, материально-технической базы в классной комнате и в коридоре | 3 |
Зам.директора по АХЧ, профком |
10 |
Порча материально-технической базы | - 3 |
Зам.директора по АХЧ |
11 |
Вовлечение учащихся в кружки, секции школы, Дома детского творчества, школы искусств, систематические занятия в библиотеке | 3 |
Зам.директора по УВР и по ВР |
12 |
Работа по укреплению здоровья, соблюдение режима дня, охват горячим питанием | 2 |
Зам.директора по УВР |
13 |
Работа с родителями: посещение семей, приглашение родителей в школу, работа с дневниками воспитанников | 2 |
Зам.директора по УВР |
14 |
Учет посещаемости, работа по предупреждению прогулов | 3 |
Зам.директора по УВР |
15 |
Работа с “трудными” учащимися, профилактика правонарушений | 3 |
Зам.директора по ВР |
16 |
Проведение открытых воспитательных мероприятий | 3 |
Зам.директора по ВР |
18 |
Наличие травматизма учащихся во время учебно-воспитательного процесса | - 5 |
Зам.директора по УВР |
19 |
Наличие нарушений трудовой дисциплины | - 5 |
Зам.директора по УВР |
20 |
Удовлетворенность родителей
работой воспитателя:
|
5 - 5 |
Зам.директора по УВР |
Таким образом, данная рейтинговая оценка профессиональной деятельности воспитателей позволяет:
- реально представить результаты своего труда и их место в коллективе;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
Такая оценка позволяет администрации школы:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда воспитателя;
- совершенствовать систему стимулирования в соответствии с реальными результатами;
- организовать процесс повышения квалификации воспитателей;
- исчезает принцип уравнительности в оплате труда воспитателей ГПД.
Список литературы
- Гусляев Ю.И. Шалицкая О.А. “Организации работы администрации школы по диагностике и рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей”// Журнал “Завуч” № 7, 2001.
- Лизинский В.М. “Критерии, оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом”// Журнал “Завуч” № 8, 2005.