Цели урока:
- расширить представление учащихся о творчестве Н. Носова;
- развивать речь, внимание, любознательность;
- воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества, любовь к чтению.
Оборудование:
- карточки со словами “слоняться”, “инкубатор”,
- иллюстрации птицефабрики,
- плакат с пословицами,
- выставка книг писателя,
- портрет Н. Носова,
- учебник “Родное слово” (авторы. И.В. Голованова, В.Г. Горецкий) 4 класс.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, и весь урок у вас будет хорошее настроение. Урок начнём с проверки домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома вы должны были подготовить пересказ текста рассказа “Корзина с еловыми шишками” по плану, составленному на уроке. (план записан на доске)
ПЛАН.
- Знакомство.
- Подарок для Дагни.
- Дагни выросла.
- Подарок, обещанный Григом.
Дополнительные вопросы.
Почему Дагни не понимала, о каком подарке говорил композитор? Почему Григ считал себя счастливым человеком? Какое впечатление произвела музыка Грига на Дагни?
3. Вступительная беседа.
Учитель. Сегодня мы продолжаем расширять круг знакомства с произведениями Н. Носова. С произведениями о которых можно сказать- это энциклопедия ребячьей жизни. Я рассказывала вам о жизни и творчестве писателя. Вспомните, когда появились первые рассказы писателя . (в 1938г. в журнале “Мурзилка” рассказ “Затейники”.) Всегда у писателя есть первая изданная книга. Эта книга стоит на выставке. Она появилась в 1945г. Назовите её. (“ Тук-тук-тук”) Равнодушно читать эти рассказы было нельзя. Невольно возникал смех и весёлое настроение. Книги Н. Носова это – подаренная детям радость.
С какими произведениями писателя вы уже знакомы? (ответы детей) Действительно вы много рассказов прочитали, а теперь проверим ,как вы их запомнили.
Викторина по произведениям Н. Носова.
…Мама рассердилась “Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна”. (“Заплатка”)
…Ах ты, умник! Ишь, что придумал. Мы трудились, трудились, а он – песком. Как же теперь кататься? (“На горке”)
…Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. (“Огурцы”)
…К каким произведениям относятся эти рисунки? (“Прятки”, “Мишкина каша”, “Ступеньки””)
4. Знакомство с новым произведением.
Словарная работа: слоняться, инкубатор.
Чтение рассказа Н, Носова “Важное решение” (Читает учитель и помощники ученики)
Учитель. Сейчас мы прочитаем отрывок из повести “Весёлая семейка”- “Важное решение”, а потом вы ответите на вопрос: “Есть ли у вас знакомые ребята похожие на героев рассказа?”
5. Чтение рассказа учениками.
6. Работа над содержанием рассказа.
Вопросы и задания. О какой интересной машине узнал Мишка? Из какой книги? Кто из вас видел инкубатор? (показ иллюстраций) Найдите в тексте, где описывается рассуждение ребят о пользе инкубатора. Доказали они своими подсчётами, что от инкубатора пользы больше, чем от куриц наседок?
Проверьте их подсчёты арифметическим путём
7. Чтение отрывка по ролям со слов “Мы долго рассуждали о том, какая польза получается от инкубатора…”
С кем из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?
8. Работа с пословицами. Какая пословица больше всего подходит к рассказу? Почему?
“Откладывай безделье, да не откладывай дела”
“Каков мастер, такова и работа”
“Крепкую дружбу и топором не разрубишь”.
“ Маленькое дело, лучше большого безделья”
“Судят не по словам, а по делам”
9. Игра “Соотнеси авторов с их произведениями” (провести стрелочки)
Л. Толстой. | “Два мороза”. |
С. Маршак. | “Замазка”. |
Русская народная сказка. | “Радость”. |
К. Чуковский. | “Филлипок”. |
Н. Носов. | “Кот и лодыри”. |
Итог урока.
Учитель. Вспомните все рассказы Н. Носова ,и скажите, как они заканчиваются. (Хорошо.) Как заканчивается эта история , вы узнаете прочитав до конца рассказ “Весёлая семейка”. Читая произведения Н. Носова кто-то из вас ребята, возможно, задумается, а добрый и честный я,. хороший ли товарищ, друг Если нет, то надо немедленно избавиться от своих недостатков.
Домашнее задание: подготовиться к чтению рассказа по ролям.