Урок чтения в 4-м классе. Н.Носов. "Важное решение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить представление учащихся о творчестве Н. Носова;
  • развивать речь, внимание, любознательность;
  • воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества, любовь к чтению.

Оборудование:

  • карточки со словами “слоняться”, “инкубатор”,
  • иллюстрации птицефабрики,
  • плакат с пословицами,
  • выставка книг писателя,
  • портрет Н. Носова,
  • учебник “Родное слово” (авторы. И.В. Голованова, В.Г. Горецкий) 4 класс.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, и весь урок у вас будет хорошее настроение. Урок начнём с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Дома вы должны были подготовить пересказ текста рассказа “Корзина с еловыми шишками” по плану, составленному на уроке. (план записан на доске)

ПЛАН.

  1. Знакомство.
  2. Подарок для Дагни.
  3. Дагни выросла.
  4. Подарок, обещанный Григом.

Дополнительные вопросы.

Почему Дагни не понимала, о каком подарке говорил композитор? Почему Григ считал себя счастливым человеком? Какое впечатление произвела музыка Грига на Дагни?

3. Вступительная беседа.

Учитель. Сегодня мы продолжаем расширять круг знакомства с произведениями Н. Носова. С произведениями о которых можно сказать- это энциклопедия ребячьей жизни. Я рассказывала вам о жизни и творчестве писателя. Вспомните, когда появились первые рассказы писателя . (в 1938г. в журнале “Мурзилка” рассказ “Затейники”.) Всегда у писателя есть первая изданная книга. Эта книга стоит на выставке. Она появилась в 1945г. Назовите её. (“ Тук-тук-тук”) Равнодушно читать эти рассказы было нельзя. Невольно возникал смех и весёлое настроение. Книги Н. Носова это – подаренная детям радость.

С какими произведениями писателя вы уже знакомы? (ответы детей) Действительно вы много рассказов прочитали, а теперь проверим ,как вы их запомнили.

Викторина по произведениям Н. Носова.

…Мама рассердилась “Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна”. (“Заплатка”)

…Ах ты, умник! Ишь, что придумал. Мы трудились, трудились, а он – песком. Как же теперь кататься? (“На горке”)

…Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. (“Огурцы”)

…К каким произведениям относятся эти рисунки? (“Прятки”, “Мишкина каша”, “Ступеньки””)

4. Знакомство с новым произведением.

Словарная работа: слоняться, инкубатор.

Чтение рассказа Н, Носова “Важное решение” (Читает учитель и помощники ученики)

Учитель. Сейчас мы прочитаем отрывок из повести “Весёлая семейка”- “Важное решение”, а потом вы ответите на вопрос: “Есть ли у вас знакомые ребята похожие на героев рассказа?”

5. Чтение рассказа учениками.

6. Работа над содержанием рассказа.

Вопросы и задания. О какой интересной машине узнал Мишка? Из какой книги? Кто из вас видел инкубатор? (показ иллюстраций) Найдите в тексте, где описывается рассуждение ребят о пользе инкубатора. Доказали они своими подсчётами, что от инкубатора пользы больше, чем от куриц наседок?

Проверьте их подсчёты арифметическим путём

7. Чтение отрывка по ролям со слов “Мы долго рассуждали о том, какая польза получается от инкубатора…”

С кем из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?

8. Работа с пословицами. Какая пословица больше всего подходит к рассказу? Почему?

“Откладывай безделье, да не откладывай дела”

“Каков мастер, такова и работа”

“Крепкую дружбу и топором не разрубишь”.

“ Маленькое дело, лучше большого безделья”

“Судят не по словам, а по делам”

9. Игра “Соотнеси авторов с их произведениями” (провести стрелочки)

Л. Толстой. “Два мороза”.
С. Маршак. “Замазка”.
Русская народная сказка. “Радость”.
К. Чуковский. “Филлипок”.
Н. Носов. “Кот и лодыри”.

Итог урока.

Учитель. Вспомните все рассказы Н. Носова ,и скажите, как они заканчиваются. (Хорошо.) Как заканчивается эта история , вы узнаете прочитав до конца рассказ “Весёлая семейка”. Читая произведения Н. Носова кто-то из вас ребята, возможно, задумается, а добрый и честный я,. хороший ли товарищ, друг Если нет, то надо немедленно избавиться от своих недостатков.

Домашнее задание: подготовиться к чтению рассказа по ролям.