Проблемный урок математики во 2-м классе по программе "Школа-2100". Тема урока "Уравнения нового вида а х х = в"

Разделы: Начальная школа


Цель: Научить решать уравнения нового вида.

Задачи:

  1. Показать решение уравнений через формулу площади прямоугольника.
  2. Закрепить знания таблицы умножения на 2 и 3.
  3. Развивать внимание, мыслительные операции, речь.
  4. Прививать интерес и любовь к русскому народному промыслу.

Оборудование:

  1. рисунки трех матрешек,
  2. алгоритм решения уравнений нового вида,
  3. дополнительный материал к уроку (Приложение 2)
  4. электронная презентация к уроку (Приложение 1):

слайды для самостоятельной работы и самопроверки
слайды с изображениями русских матрешек

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели урока. Сообщение темы урока.
  4. Открытие нового знания.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление знаний на уровне воспроизведения информации.
  7. Закрепление новых знаний на уровне творческого применения.
  8. Повторение изученного материала.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

II. Актуализация знаний

Дуйте в дудки,
Бейте в ложки,
В гости к нам пришли …(матрешки)

(На доску вывешиваются 3 нарядные матрешки.)

Посмотрите, какие на них нарядные передники. Какую геометрическую фигуру они вам напоминают?

Решение задач:

1. Длина передника первой матрешки 9 см, ширина 3 см. Найдите, какую площадь занимает этот прямоугольник.

- Как вы рассуждали?
- Какое правило вам помогло выполнить задание?

2. Длина передника второй матрешки 7см, площадь 21 см2. Найдите ширину прямоугольника.

3. Ширина передника третьей матрешки 2 см, площадь 12 см2. Какова длина этого прямоугольника?

III. Постановка цели урока. Сообщение темы урока.

Матрешки приготовили для вас задание.

1-ая матрешка предлагает вспомнить таблицу умножения на 2 и на 3. (Слайд 1. Приложение 1.)

12 конфет раздали детям по 3 штуки. Сколько детей получили конфеты?

В вагоне 8 купе по 4 места в каждом. Сколько мест в вагоне?

К чаю подали 2 тарелки с пирожками по 6 штук в каждой. Сколько пирожков подали к чаю?

(Дети решают задачи, отгадывают слово)

- Какое слово получилось? (Япония)

- Вы удивлены? Но действительно первые деревянные куклы-сестренки появились в Японии.

Расскажу я вам историю, как матрешка стала традиционной русской игрушкой. (Приложение 2)

С заданием первой матрешки вы справились хорошо. Давайте, посмотрим, какое задание приготовила вторая матрешка.

2-ая матрешка приготовила для вас математический диктант. (Слайд 2. Приложение 1,)

Целью математического диктанта является повторение математической терминологии: целое и части.

К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 12?

Из числа 15 вычли неизвестное число, в ответе получили 3. Какое число вычли?

Из какого числа нужно вычесть 7, чтобы получить 2?

Решите эти уравнения сами, а потом сверимся.

- Расскажите, как вы рассуждали? (Через целое и части)

3-я матрешка предлагает решить уравнение.(Слайд 3. Приложение 1.)

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему не получается?

- Чем эти уравнения не похожи на те, которые мы умеем решать?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сегодня ребята, на уроке математики нам необходимо научиться решать уравнения на умножение.

IV. Открытие нового знания (через подводящий диалог).

- Можно ли для решения новых уравнений использовать правила о целом и частях.

- Посмотрите на наших матрешек. Похожи ли новые уравнения на задачи на нахождение площади и сторон прямоугольника?

- Значит, мы будем решать новые уравнения на умножение, используя правило площади и стороны прямоугольника.

Длина   Ширина   Площадь

х

·

2

=

16

 

x x 2 =16 Определите где площадь, а где стороны.
х =16:2 Что неизвестно в уравнении?
х=8 Как найти сторону?

Вывод: Чтобы точно сторону определить нужно площадь на другую поделить.

Давайте еще раз повторим, как будем решать такие уравнения.

Алгоритм решения уравнений вида а*х=в:

  1. Определить, где площадь, а где стороны прямоугольника.
  2. Выяснить, что неизвестно.
  3. Вспомнить правило, как найти стороны прямоугольника.

V. Физкультминутка. (Под музыкальное сопровождение).

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладошки,
Веселые матрешки.

VI. Первичное закрепление на уровне воспроизведения новых знаний

Решение уравнений на доске с проговариванием

3 x x = 21 9 x x =27 x x 8 = 16

VII. Закрепление новых знаний на творческом уровне

  • Работа с учебником. Самостоятельное решение уравнений с проверкой в классе.

Я прошу вас найти в учебнике №3 и решить данные уравнения самостоятельно.

Проверяем задание с объяснением, как рассуждали.

  • Самостоятельное решение уравнений данного вида. Самопроверка. (слайды 4-6 приложение 1)
  • Придумать и решить свои уравнения данного вида

VIII. Повторение изученного материала.

  • Откройте страницу 2 в учебнике математики.
  • Выберите сами для себя задание.
  • Поработайте самостоятельно.

IX. Итог урока.

Давайте подведем итоги урока.

  • Чему мы сегодня научились на уроке?
  • Повторите, как будем рассуждать при решении уравнений на умножение.

X. Домашнее задание (по выбору):

  • Алгоритм решения уравнений изобразить в виде рисунков.
  • Придумать стихотворение или сочинить частушку об алгоритме.