Цель: Научить решать уравнения нового вида.
Задачи:
- Показать решение уравнений через формулу площади прямоугольника.
- Закрепить знания таблицы умножения на 2 и 3.
- Развивать внимание, мыслительные операции, речь.
- Прививать интерес и любовь к русскому народному промыслу.
Оборудование:
- рисунки трех матрешек,
- алгоритм решения уравнений нового вида,
- дополнительный материал к уроку (Приложение 2)
- электронная презентация к уроку (Приложение 1):
слайды для самостоятельной работы и самопроверки
слайды с изображениями русских матрешек
План:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка цели урока. Сообщение темы урока.
- Открытие нового знания.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление знаний на уровне воспроизведения информации.
- Закрепление новых знаний на уровне творческого применения.
- Повторение изученного материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
II. Актуализация знаний
Дуйте в дудки,
Бейте в ложки,
В гости к нам пришли …(матрешки)
(На доску вывешиваются 3 нарядные матрешки.)
Посмотрите, какие на них нарядные передники. Какую геометрическую фигуру они вам напоминают?
Решение задач:
1. Длина передника первой матрешки 9 см, ширина 3 см. Найдите, какую площадь занимает этот прямоугольник.
- Как вы рассуждали?
- Какое правило вам помогло выполнить задание?
2. Длина передника второй матрешки 7см, площадь 21 см2. Найдите ширину прямоугольника.
3. Ширина передника третьей матрешки 2 см, площадь 12 см2. Какова длина этого прямоугольника?
III. Постановка цели урока. Сообщение темы урока.
Матрешки приготовили для вас задание.
1-ая матрешка предлагает вспомнить таблицу умножения на 2 и на 3. (Слайд 1. Приложение 1.)
12 конфет раздали детям по 3 штуки. Сколько детей получили конфеты?
В вагоне 8 купе по 4 места в каждом. Сколько мест в вагоне?
К чаю подали 2 тарелки с пирожками по 6 штук в каждой. Сколько пирожков подали к чаю?
(Дети решают задачи, отгадывают слово)
- Какое слово получилось? (Япония)
- Вы удивлены? Но действительно первые деревянные куклы-сестренки появились в Японии.
Расскажу я вам историю, как матрешка стала традиционной русской игрушкой. (Приложение 2)
С заданием первой матрешки вы справились хорошо. Давайте, посмотрим, какое задание приготовила вторая матрешка.
2-ая матрешка приготовила для вас математический диктант. (Слайд 2. Приложение 1,)
Целью математического диктанта является повторение математической терминологии: целое и части.
К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 12?
Из числа 15 вычли неизвестное число, в ответе получили 3. Какое число вычли?
Из какого числа нужно вычесть 7, чтобы получить 2?
Решите эти уравнения сами, а потом сверимся.
- Расскажите, как вы рассуждали? (Через целое и части)
3-я матрешка предлагает решить уравнение.(Слайд 3. Приложение 1.)
- Вы смогли выполнить задание?
- Почему не получается?
- Чем эти уравнения не похожи на те, которые мы умеем решать?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сегодня ребята, на уроке математики нам необходимо научиться решать уравнения на умножение.
IV. Открытие нового знания (через подводящий диалог).
- Можно ли для решения новых уравнений использовать правила о целом и частях.
- Посмотрите на наших матрешек. Похожи ли новые уравнения на задачи на нахождение площади и сторон прямоугольника?
- Значит, мы будем решать новые уравнения на умножение, используя правило площади и стороны прямоугольника.
Длина | Ширина | Площадь | ||
х |
· |
2 |
= |
16 |
x x 2 =16 | Определите где площадь, а где стороны. |
х =16:2 | Что неизвестно в уравнении? |
х=8 | Как найти сторону? |
Вывод: Чтобы точно сторону определить нужно площадь на другую поделить.
Давайте еще раз повторим, как будем решать такие уравнения.
Алгоритм решения уравнений вида а*х=в:
- Определить, где площадь, а где стороны прямоугольника.
- Выяснить, что неизвестно.
- Вспомнить правило, как найти стороны прямоугольника.
V. Физкультминутка. (Под музыкальное сопровождение).
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладошки,
Веселые матрешки.
VI. Первичное закрепление на уровне воспроизведения новых знаний
Решение уравнений на доске с проговариванием
3 x x = 21 | 9 x x =27 | x x 8 = 16 |
VII. Закрепление новых знаний на творческом уровне
- Работа с учебником. Самостоятельное решение уравнений с проверкой в классе.
Я прошу вас найти в учебнике №3 и решить данные уравнения самостоятельно.
Проверяем задание с объяснением, как рассуждали.
- Самостоятельное решение уравнений данного вида. Самопроверка. (слайды 4-6 приложение 1)
- Придумать и решить свои уравнения данного вида
VIII. Повторение изученного материала.
- Откройте страницу 2 в учебнике математики.
- Выберите сами для себя задание.
- Поработайте самостоятельно.
IX. Итог урока.
Давайте подведем итоги урока.
- Чему мы сегодня научились на уроке?
- Повторите, как будем рассуждать при решении уравнений на умножение.
X. Домашнее задание (по выбору):
- Алгоритм решения уравнений изобразить в виде рисунков.
- Придумать стихотворение или сочинить частушку об алгоритме.