Организация контрольно-оценочной деятельности в старших классах

Разделы: Физика


В соответствии с общими задачами обучения и развития к уровню подготовки выпускника школы предъявлены четыре группы требований: освоение экспериментального метода научного познания; владение определённой системой физических законов и понятий; умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию; владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

Разные группы требований предполагают разные преимущественные формы проверки уровня их достижения – устного опроса, развёрнутых письменных ответов на поставленные вопросы, экспериментальных заданий, заданий с выбором ответа.

Введение образовательных стандартов в практику работы школы ставит задачу контроля и оценки достижения требований образовательных стандартов каждым обучающимся. В связи с этим, ставится задача объективного измерения результатов обучения. Необходимы задания, которые должны конкретизировать требования стандартов.

В своей работе я использую систему зачётных уроков, где проверяются итоговые знания по конкретной теме. Для того чтобы скорректировать эти знания до итоговой работы, применяю ряд промежуточных самостоятельных работ. Сегодня существует достаточно большое число тестов по физике. Целью большинства является оценка умений учащегося решать физические задачи, т. е. применять приобретённые знания. Но обнаруживается недостаток вопросов для оценки теоретических знаний. На первом этапе предлагаю самостоятельные работы, основанные на представлениях о фактах, понятиях, явлениях, величинах, законах и умении решать расчётные задачи. (Приложение №1)

Тест – это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространённый метод проверки знаний, умений, навыков. Я использую тесты при текущем контроле – для проверки усвоения проходимого материала. При составлении тестов учитываю следующие требования: вопросы должны быть однозначными, каждое задание должно содержать один вопрос, соответствовать учебной программе, выполняться на основе пройденного материала, варианты должны быть одинаковыми по трудности. (Приложение №2)

Для эффективной работы на уроке мною применяются листы заданий, которые выдаются учащимся пред изучением темы. На листе приведены номер урока, тема, изучаемый материал, условия задач для решения на уроке, домашнее задание и условия домашних задач. Имея такой лист, учащиеся могут оценить весь объём знаний, необходимый по данной теме. (Приложение №3)

Заканчивается изучение темы контрольной работой. Её структура создана на основе ЕГЭ. Первые три тестовых задания имеют базовый уровень, четвёртая задача повышенного уровня и предусматривает письменное оформление решения, пятая задача высокого уровня, требующая подробной записи решения. Критерии оценок помещены на листе контрольной работы, поэтому учащийся может оценить свои возможности. (Приложение №4)

Такая методика контрольно-оценочной деятельности применяется в старших классах общеобразовательного и профильного уровней. Отличие заключается в содержании заданий, предусмотренных стандартом для общеобразовательного и профильного классов, а также в количестве самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Подобная практика позволяет учителю скорректировать свою деятельность, подготовить учащихся к итоговой аттестации на достаточно хорошем уровне.

Литература:

  1. Единый государственный экзамен: Физика: Под ред. Ковалёвой Г.С.- М.: Просвещение, 2003.-159 с.
  2. Кабардин О.Ф. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1983.-142 с.
  3. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
  4. Марон А.Е. Физика. 11 класс: дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2005. – 143 с.