Мультимедийный урок русского языка в 4-м классе по теме "Закрепление правописания личных окончаний глагола"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Формировать умения переходить от одной формы глагола к другой, не изменяя при этом вид глагола. (без сообщения термина “вид”)
  2. Вырабатывать навык выполнения действий, обязательных для определения спряжения по начальной форме.
  3. Формировать умения контролировать ход орфографических действий.

Слайд №1. Приветствие.

“Удачной и интересной работы в компьютерном классе!”

1. Актуализация известного способа действия. Слайд №2.

У. Прочитайте слова. Что скажете?

беспоко.шься, любу.мся, тревож.тся, обожа.т, рассерд.шься, уважа.те

Д. К этим словам можно задать вопросы что делаешь? что делает? что делаете? что делаем? Это глаголы.

У. Какую работу можно выполнить с данными глаголами?

Д. Вставить пропущенные окончания.

У. Вспомните алгоритм доказательства личных окончаний глагола.

Д. Надо поставить глагол в неопределённую форму. Если оканчивается на –ить, то 2 спряжение и надо писать в окончании гласную И. Если слово оканчивается на –еть, -ать, то надо вспомнить глаголы исключения. Если глагол – исключение, то 2 спряжение, пишем в окончании гласную И, если не исключение, то 1 спряжение, пишем в окончании гласную Е. Если слово оканчивается на -оть,- уть,- ыть,- ять, то спряжение 1 и надо писать в окончании гласную Е.

У. Верно. Прочитайте ещё раз слова и обратите внимание на их лексическое значение. Можно ли разделить их на группы?

Д. Да, у слов разное лексическое значение. Одни обозначают возбуждённое состояние, а другие слова показывают хорошее, положительное отношение.

У. Запишем в первый столбик с комментированием слова, обозначающие возбуждённое состояние, а во второй столбик слова с положительным отношением.

(дети комментируют слова, по алгоритму доказывают личные окончания глаголов)

2. Создание проблемной ситуации. Слайд №3.

У. Объясните, пользуясь алгоритмом, окончание в этом глаголе: пересад.м.

(на слайде высветилось это слово)

Д. Что делать? Пересаживать. Глагол оканчивается на –ать, не исключение, 1 спряжение, пишем в окончании гласную е.

У. Ещё есть предложения? А я могу образовать такую неопределённую форму: пересадить.

На слайде высвечивается слова

пересаживать пересадить

У. Глагол оканчивается на –ить, 2 спряжение, пишем в окончании гласную И.

Какая из этих форм подойдёт? Кто из нас прав? Что вы думаете о такой ситуации?

3. Выдвижение гипотез. Слайд №4. Дети выдвигают гипотезы. По ходу их высказываний высвечиваются формулировки.

  • это слово исключение, не поддаётся правилу
  • неправильно поставили в н.ф.
  • неправильно задали вопрос
  • не поняли лексического значения слова

4. Проверка гипотез.

У. Есть ли это слово в списке исключений?

Д. Нет.

У. Значит первое предположение не верно. Разные ли по лексическому значению само слово и его предложенные две неопределённые формы?

Д. Лексическое значение не изменилось. Действие надо выполнять одно – садить что-то.

У. Значит второе предположение не верно. Задайте вопрос неопределённой формы. Правильно ли поставили?

Д. Да, оба слова употреблены в неопределённой форме.

У.Задайте вопрос к слову “пересадим”.

Д. Что сделаем?

У. Задайте вопросы к словам “пересадить” и “пересаживать”. Что заметили?

Д. Глаголы отвечают на разные вопросы.

Д. Слова “пересадим” и “пересадить” отвечают на похожие вопросы, в вопросе есть приставка “с”. Значит, правильно поставить в неопределённую форму “пересадить”.

У. Вы верно по вопросу нашли неопределённую форму глагола “пересадим”. Определите спряжение глагола.

Д. Глагол оканчивается на –ить, спряжение 2, надо писать окончание -ем.

У. Какой вывод сделаем из этой ситуации?

Д. При постановке слова в неопределённую форму нельзя менять вопрос.

Если слово отвечает на вопрос с приставкой с, то и неопределённая форма глагола должна отвечать на вопрос с приставкой с. (вывод высвечивается на слайде №5 как заголовок)

У. Запишем с комментированием слово “пересадим”, задав нужный вопрос неопределённой формы. Выделите окончание и укажите спряжение глагола.

что сделать? пересадить

что сделаем? пересадим.

5. Применение нового способа действий. Слайд №5.

У. Молодцы. Потренируемся в правильной постановке вопроса неопределённой формы, выборе слова, стоящего в неопределённой форме для проверки личных окончаний глагола.

На слайде высвечивается глагол, с пропуском орфограммы в личном окончании. Затем два слова в неопределённой форме. Предлагается задать вопросы к каждому слову и выбрать правильную неопределённую форму, для проверки личных окончаний глагола.

украша.м

украшать украсить

обижа.т

обижать обидеть

слыш.шь

слышать выслушать

броса.шь

бросать бросить

успоко.шь

успокоить успокаивать

У. Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать личное окончание глагола?

(дети отвечают, по ходу высвечиваю строчки слайда №6.)

Слайд 6.

  • точно задать вопрос к глаголу
  • правильно поставить глагол в н.ф.
  • определить спряжение по н.ф.

У. Какие новые знания вы получили?

Д.Вопрос глагола и неопределённой формы должны совпадать.

6. Закрепление. Слайд №7. Первая группа за компьютером. Открыть. Заполнить таблицу. Столбиком записаны слова в неопределённой форме. Образуй глаголы с личным окончанием.

Н.ф. 2 л.ед.ч. 2 л. мн.ч.
Бороться
Колоть
Ценить
Держать
Пилить
Клеить
Таять
Лаять
Искать
Рыскать
Тащить
Молоть
Дарить

Вторая группа работаем с комментированием. Слайд №8. На большом экране столбиком появляются слова.

Осмелеть, успокоиться, успокаивать.

Развеяться, утешаться, веселить.

Повеселеть, утешать, осмелиться.

У. Прочитайте слова. Определите, одинаковое или разное лексическое значение у слов. Назовите эту группу.

Д. Эти глаголы передают храброе, уверенное состояние человека.

У. Запишем с комментированием эти слова в форме 2 лица единственного числа. Выделите окончания, подпишите спряжение.

Проверка работы первой группы за компьютерами.

У. Прочитайте слова, стоящие в форме 2 лица единственного числа.

Прочитайте слова, стоящие в форме 2 лица множественного числа.

Что помогало вам выбрать гласную в окончании глагола?

Д. Мы смотрели на гласную в суффиксе неопределённой формы глагола.

Встретился глагол исключение “держать”.

У. Были ли у вас ошибки? Как вы их замечали?

Д. Если неправильно напечатаешь слово, компьютер его подчёркивает красным цветом.

7. Смена групп, за компьютером вторая группа. Слайд №10. Вставьте пропущенные окончания глаголов в тексте “Утята и стрекоза”.

Каждое утро хозяйка вынос.т полную тарелку рубленых яиц утятам. Она став.т её возле куста и уход.т. Как только утята подход.т к тарелке, из сада вылета.т большая стрекоза. Она страшно стрекоч.т. Утята убега.т и пряч.тся в траве. Они боятся, что стрекоза их все перекуса.т. А стрекоза садится на тарелку, пробу.т еду, а потом улета.т. После этого утята целый день не сме.т приблизиться к тарелке.

Первая группа пишет с комментированием слова со слайда №9 с большого экрана в форме 2 лица множественного числа.

Удивляться, изумляться, недоумевать, опешить, оторопеть, дивиться, поразиться.

Проверка работы второй группы за компьютером. По вызову учителя дети объясняют вставленную гласную букву в окончании. Первая группа знаками обратной связи показывает согласие или несогласие с ответом.

Итог урока. Слайд 11.

У. Мы сегодня с вами хорошо поработали. Скажите, какую задачу решали на уроке?

Д. Мы учились доказывать гласную букву в окончании глагола.

У. Расскажите, как надо действовать при решении этой орфографической задачи. (походу ответа высвечиваю строчки слайда)

- Чтобы выбрать букву в окончании глагола надо:

  • поставить глагол в н.ф., не изменяя вопроса
  • если глагол на -ить, 2 спр., гласная “И”
  • если глагол оканчивается на –ать, еть, то вспомню глаголы исключения;
  • если это исключение – 2 спряжение; не исключение – 1 спряжение.
  • если глагол на -оть, -уть, -ыть, еть, ать 1 спр, гласная “Е”.

У. Спасибо за работу. Дома запишите 10 глаголов в форме 2 лица единственного числа. Глаголы должны иметь общее лексическое значение.