Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. День смеха 1 апреля как психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Психологическая профилактика – работа психолога по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей. по созданию психологических условий. максимально благоприятных для этого развития.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от психолога. который предусматривает и помогает создать благоприятные условия для воспитания детей.

Каково содержание психопрофилактической работы психолога?

Психологи следят за соблюдением психологических условий воспитания и обучения. необходимых для нормального развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Одно из центральных условий психического развития – благоприятный психологический климат в учреждении. где находится ребенок. Психолог оптимизирует формы общения педагогов с детьми. родителей с детьми и детей между собой.

Постоянное доверительное общение со взрослым является одной из важнейших предпосылок формирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному действию. Если педагог. родитель эмоционально принят ребенком. то он ценит то. во что верит взрослый.

Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”. поскольку еще не могут управлять своими чувствами. что приводит к импульсивности поведения. осложнением в общении со сверстниками и взрослыми. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа. направленная на развитие эмоциональной сферы.

Одним из направлений психопрофилактической работы в нашем дошкольном учреждении ясли-сад № 65 г. Бреста является проведение Дня смеха – 1 апреля. цели которого: обеспечение всестороннего гармоничного развития личности детей; создание эмоционального комфорта; психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний.

В связи с этим формируются следующие задачи:

  • помогать ребенку поверить в свои силы;
  • предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
  • учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих. а также выражать собственные чувства;
  • формировать положительные чувства и эмоции через улыбку;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными. творческими. физическими).

Необходимость решения проблемы развития чувства юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора. ослабляющем стресс. укрепляющем здоровье человека. социальные связи. позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы. повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.

Для развития чувства юмора у детей последние вовлекались в совместную деятельность в рамках проведения “Дня смеха”. Таким образом. в духовном здоровье – источник силы и бодрости. В постоянном преодолении противоречий ребенок на практике познает прекрасную истину. что “жизнь хороша. когда ты в мире необходимое звено ” (А. Майков).

Психика – это тот инструмент. с помощью которого человек выделился из пассивного мира живой и неживой природы. стал над ним. Наша задача – максимально использовать все несметное богатство. настроить его на необходимый режим жизнеспособности и жизнестойкости. на преодоление малейшего отклонения в здоровье: общеизвестна истина. что недуг легче предупредить. чем лечить. Постижение этого знания облегчает выполнение подобной задачи. что совпадает с высказыванием известного чешского мыслителя Яна Каменского: “… изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными”. Сохранение и поддержание душевного равновесия помимо укрепления общего жизненного тонуса благоприятствует творческой деятельности человека.

Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то.
И не знаешь. как же быть.
Чтоб его развеселить.
Ты возьми стакан смешинок.
Громкий хохот из корзинок.
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай.
В тонкий юмор раскатай.
Обваляй все в прибаутках.
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек.
Непременно захохочет!

(Елена Писаревская).

План проведения Дня смеха 1 апреля в яслях-саду № 65 г. Бреста:

Утро: 8. 15-8. 45 “Веселая зарядка ” (в музыкальном зале)

8. 45 – 9. 30 “Клоун в гости к нам пришел” (проведение дня смеха в каждой возрастной группе детского сада по планам в соответствии с возрастом детей).

День:

1. Конкурсы (по группам):

  • рисунков “Смешная рожица ” (рисование смешного портрета);
  • на самую смешную историю;
  • самую обаятельную улыбку;
  • смешную фотографию.

2. Веселая дискотека (в музыкальном зале):

-9. 30 – 9. 45 2 младшая группа. спецгруппы.
-9. 50 – 10. 10 средняя группа. старшая группа.

Прогулка: по планам для каждой возрастной группы.

2-я половина дня:

1. Шуточные. подвижные игры.

2. Сюжетно-игровая программа (развлечение): “Юморина”. “Рассмешите Несмеяну”.

Накануне в родительских уголках в группах детского сада вывешиваются объявления. в холле на 1 этаже на видном месте – план проведения Дня смеха. на дверях кабинетов смешинки-надписи :

1. Объявления в родительские уголки в группах:

Уважаемые родители! Готовимся к Дню смеха – 1 апреля. Домашнее задание:

1. Готовимся к конкурсу (в группе. будут рассказывать дети) – “Мама. расскажи мне самую смешную историю. которая. может быть. была и с нами”.

2. Для стенгазеты – “Самая смешная семейная фотография”.

2. План проведения Дня смеха – 1 апреля – в холле детского сада. а также “Указ”:

УКАЗ !

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Всем жителям страны детсадовской и ее гостям!

Сего года. 1-й день апреля месяца считается открытием клуба “Веселый балаган” и объявляется праздником для всех отроков!

А посему в этот день никто не должен работать. Всем надлежит отдыхать. сколь душе угодно. танцевать. в игры играть. хороводы водить. шутки шутить. распевать песни веселые. пить воду минеральную да напитки фруктовые.

Сей указ выполнять строго-настрого. ибо сила в нем небывалая. а кто осмелится ослушаться. будет выпорот веником березовым. да еще тому в наказание – сон без подушки на бревне.

Управляющий делами праздничными

3. Смешинки – надписи на дверях кабинетов:

Заведующая: “Ах. как голова кружится …” (рисунок: указ. приказ. телефон).

Методист: Брокерская контора по совершенствованию посреднических услуг между муравьями и стрекозами.

Медсестра: Доктор Пипеткин. Лечу танцами.

Физкультурный руководитель: Биржа по обучению езде на верблюдах.

Прачечна: Фирма по продаже мыльных пузырей рисунок: корыто с мыльными пузырями).

Завхоз: Кооператив по окраске ушей и носов.

Кухня: Фирменное блюдо - “Веселый гамбургер”:

1 кусочек хлеба – веселый танец. меж ними ветчина рассказ о глупом и смешном. и на десерт – “крокодилинки” нарочно не придумаешь”.

План проведения Дня смеха в группе “Малыши” (3-й год жизни):

1. Утро:

1. Зарядка (под веселую и озорную песенку “Чунга-чанга” - сл. Ю. Энтина. муз. В. Шаинского)
2. Игра “Что изменилось?”.
3. Игра-представление “Наш цирк ” (лит. источник № 4: “Поем. играем. танцуем дома и в детском саду”. стр. 166-169 : “Медведь”. “Обезьянка”. “Игрушка”).
4. “Угадайкины загадки”.

2. День:

- Подвижные игры “Паровозики”. “Солнечные зайчики”.

- После чтения стихотворения К. Чуковского “Закаляка” предложить детям нарисовать свою Закаляку (Лит. источник № 2 : “Развивающие игры для дошколят”. стр. 29).

- Дискотека с гостями-зверюшками.

- Игра “Забавная рожица”

3. Прогулка:

- Подвижная игра “Птичка и ласточка”. “Лиска - лиса”. “Совушка - сова”. “Мышеловка. ”

- Забавное приключение “Найди игрушку”.

- -Запускаем разноцветные самолетики (из бумаги).

- Игры-забавы “Кто больше”. “Поймай комара” (лит. ист. № 2: “Развивающие игры для дошкольников”. стр. 134. 139).

Вечер:

- Игры с воздушными шарами.

- Чтение юмористических стихотворений С. Черного “Что кому нравится”. “Фома”. произведений Г. Остера.

- Аттракцион “Шутливая рыбалка”.

- “Карнавал животных “(имитация движений животных под музыку).

- Читаем стишки-миниатюры: “Лисичка”. “Котенок”. “Топ ногой”.

На протяжении всего дня в группе звучат смешинки.

План проведения Дня смеха 1 апреля во 2 младшей группе (4-й год жизни):

Девиз дня:

Будем весело смеяться.
Будем дружно хохотать.
Приходите к нам. ребята.
Не дадим вам поскучать!

1 половина дня:

1. “Веселая зарядка” (комплекс упражнений и подвижные игры “Молекула”. “Вагончики”.
2. Беседа с детьми “С чего можно смеяться ”.
3. Рисование. Тема: “Точка. точка. запятая. вышла рожица кривая” (обмен веселыми шаржами с 1 младшей группой).
4. На прогулке:

  • игры с мыльными пузырями;
  • конкурс “Самая обаятельная улыбка”;
  • игры с зеркалом (солнечные зайчики).

2 половина дня:

1. Чтение детям стихотворения К. Чуковского “Путаница”.

2. Веселая дискотека с переодеванием.

3. На прогулке:

  • продолжение игры с зеркалом. пускание солнечных зайчиков;
  • подвижные игры “Догони меня”. “Мой веселый звонкий мяч”.

Работа с родителями:

  1. Консультация психолога для родителей “Юмор как средство общения ребенка со взрослыми и сверстниками”. (по материалам статьи Кондрашовой Н. П. . лит. ист. – см. № 5).
  2. Домашнее задание: “Мама. расскажи мне смешную историю” для рассказывания детьми в группе.
  3. Конкурс “Самая смешная семейная фотография”.

План проведения Дня смеха – 1 апреля в старшей группе “Фантазеры” (для детей 6-го года жизни):

Тема дня: Мы улыбаемся (От улыбки станет всем светлей…)

Цели:

  • формирование потребности в общении со сверстниками;
  • формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности;
  • сохранение психологического здоровья.

Основные задачи:

  1. Обучение умению “быть в мире с собой”.
  2. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой. жестами. пантомимикой) – средствами человеческого общения.
  3. Формирование положительных эмоций.

Утро:

1. “Веселая зарядка” (Выполнение обычных упражнений в ускоренном темпе: веселые игры: “Молекула” и др. ).

День:

2. Конкурс рисунков (рисование смешного портрета).
3. Игра в веселые стихи.
4. Просмотр любимых мультфильмов (видео).
5. Конкурс на самый веселый и задорный смех.
6. Занятие педагога- психолога с детьми “Буква Ю. Юмор. Смех ” с целью формирования картины мира старших дошкольников посредством интерактивной программы азбучных сказочных историй; профилактика негативных эмоциональных состояний). Данное занятие является одним из системы работы с детьми по программа М. А. Мацук ; по программе работаем с детьми в течение учебного года. данное занятие проводится 1 апреля (лит. источник. №6).

Прогулка: - Веселые игры с мячом “Назови имя”. “Не зевай и быстрей передавай”. “Охотники и утки”. “Мой веселый звонкий мяч” и др.

- Пускание мыльных пузырей (игра “Догони пузырь”).

- Мы ловим солнечные зайчики.

В этот день в старшей группе используем также для детей игры. этюды. подвижные игры:

Игра “Клоун Тяп-Ляп” (игра расширяет диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости; формирует положительные чувства и эмоции через улыбку; учит эмоционально воспринимать веселое настроение людей).

Этюды: “Делай. как я”. “Небо”. “Цветы и травка”. “Птицы”.

Подвижные игры “Замри!”. “Веселый танец” (вырабатывает навыки совместного движения).

Экскурсия “Учимся радоваться природе”.

Дидактическая игра “Кто больше заметит небылиц”.

Конкурс на самый смешной рисунок “Не подглядывать” (рисуем с закрытыми глазами предложенный одним участником предмет и потом пририсовывают все что заблагорассудится).

“Веселый розыгрыш” - все наоборот (одежда наизнанку. чтение слов наоборот и др. ).

Веселая викторина:

- За чем во рту язык? (за зубами).

- Почему шляпу носят? (потому. что она сама не ходит).

- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

- Какой малыш рождается с усиками? (котенок).

- Почему человек назад оглядывается? (потому что на затылке нет глаз).

- Когда человек бывает деревом? (когда он со сна -_ сосна).

- Как сорвать ветку. чтобы не спугнуть птицу? (надо подождать. когда она улетит).

Таким образом. в процессе своего развития ребенок всегда имеет дело со складывающимся полем человеческого общения. задаваемым через различные средства. в том числе через юмор.

Юмор. комическое направлено прежде всего на развитие эмоциональной и мотивационно – потребностной сфер личности ребенка. Показателями такого развития могут выступать : обогащение эмоциональных контактов. умение сочувствовать друг другу. выделять действия и позицию другого. готовность их принятия и возможности действовать с их учетом.

Поэтому. проводя день смеха. мы не только развиваем чувство юмора. но и направляем усилия на укрепление психологического здоровья детей.

Юмор и смех традиционно вызывает много восторгов ребенка. потому что. начав с чтения смешных рассказов и стихов (например. из книг Н. Носова. Г. Остера и т. п. ) и пересказа маленьких детских анекдотов. можно перейти к обсуждению того. а как “получается смешно”. вместе с ребенком нарисовать комикс. карикатуру. смешную семейную газету к празднику. сочинить смешные стишки или анекдоты. Детская культура достаточно богата на смешное. и ребенок охотно поделится с взрослым и детьми в группе “детским смешным фольклором”.

Праздник смеха

1 апреля – это юмор.

1 апреля – это шутка.

1 апреля – это смех и улыбки на лицах наших детей.

Литература

  1. Часы веселых затей. День смеха. КВН. – Мн. . “Красико - Принт”. 2000.
  2. Развивающие игры для дошкольников. Н. Н. Васильева. Н. Н. Новотворцева. – Ярославль. “Академия развития”. 1996.
  3. Детские праздники : игры. фокусы. забавы. М. А. Михайлова. – Ярославль. “Академия развития”. 1997.
  4. Поем. играем. танцуем дома и в саду. – М. . 1998.
  5. Н.П. Кондрашова. Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками. \\ Журнал “Психолог в детском саду” 2004. № 1. с. 76 – 87.
  6. М.А. Мацук. Программа азбучных сказочных историй как средство формирования картины мира старших дошкольников. – Журнал “Психолог в детском саду” 2004. № 4.