По военной дороге
Шел в борьбе и тревоге
Боевой восемнадцатый год.
Были сборы недолги,
От Кубани до Волги
Мы коней поднимали в поход.
НАШ ВЕРНИСАЖ
Выставка книг “Гайдар. Время. Мы”; Иллюстративный материал
Д/З: Написать небольшое сочинение “Мой Гайдар” или “Читая Гайдара…”
ТЕМА: Кубань в жизни и творчестве Аркадия Петровича Гайдара.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- знакомство с жизнью и творчеством популярного детского писателя на кубанской земле;
- развитие нравственных понятий: любовь к родине, ответственность за судьбу своей страны, благодарность отечеству и соотечественникам;
- помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, родного края, близких людей;
- развивать монологическую речь.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.П.Гайдара, выставка книг писателя, краткий словарь литературоведческих терминов, рисунки учащихся, иллюстрации художников, песни гражданской и Великой Отечественной воин, оформленная доска.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ
- Поиск и изучение материала о пребывании А.П. Гайдара на Кубани
- Музыкальное оформление урока
- Выставка книг
- Подготовка иллюстративного материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Демонстрация небольших фрагментов из художественных фильмов по произведениям А.П. Гайдара.
2) Беседа.
Учитель: - Ребята, назовите, пожалуйста, фильмы, эпизоды из которых вы сейчас просмотрели?
Ученики: - “Дальние страны”, “Голубая чашка”, “Тимур и его команда”, “Чук и Гек” и т.д.
Учитель: - Произведения какого писателя экранизированы?
Ученики: - Экранизированы произведения А.П. Гайдара
.II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: - А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, вспомним основные этапы биографии и творчества детского писателя.
ВИКТОРИНА
- Назовите настоящую фамилию писателя? (А.П. Голиков)
- Ответьте, пожалуйста, что такое псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.)
- Что означает слово “Гайдар” в переводе на русский язык? (Начальник, всадник, скачущий впереди, вперед смотрящий).
- Стал ли псевдоним Гайдар фамилией для последующих поколений родственников? (Да, стал).
- Назовите известные вам произведения Гайдара. (Повести “Школа”, “Дальние страны”, “Военная тайна”, “Судьба барабанщика”, “Тимур и его команда”; рассказы “Чук и Гек”, “Сказка о военной тайне”, “Голубая чашка” и т. д.)
- В каких городах можно увидеть памятники писателю? (В настоящее время памятники можно увидеть в городах Арзамасе, Льгове, Каневе.)
- В каком городе поставлен памятник литературному герою? (Скульптуру Мальчиша – Кибальчиша можно увидеть в г. Москве на Воробьевых горах.)
- Определите, из каких произведений эти иллюстрации? (“Чук и Гек”, “Тимур и его команда” и другие)
Учитель: Молодцы, ребята. Мы знаем, что Кубань всегда привлекала к себе писателей. Какие литературные гении посетили наш край?
Ученики: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и т.д.
Учитель: - Верно, ребята. Но рядом с классиками русской литературы, посетивших наш родной край, был и детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.
- Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. ( “Детский писатель А.П. Гайдар”, “Гайдар на Кубани”, “Кубань в жизни и творчестве А.П. Гайдара”)
- Вы точно подметили, что наш сегодняшний урок посвящен военной биографии Аркадия Голикова на Кубани, его произведениям о кубанской земле.
III. Работа над новым материалом
- Минута релаксации. (Звучит мелодия песни “По военным дорогам…”)
- Рассказ учащихся о пребывании А.П. Гайдара на Кубани в 1920 год.
Ученик Долгое время военная биография А.Гайдара была известна преимущественно страницами его боевого прошлого, связанного с Украиной, Тамбовщиной, Дальневосточным краем.
Ученица Школьный товарищ А.М. Гольдин, познакомившись с архивами Советской Армии, обнаружил новые интересные документы о боевой жизни Гайдара на Кубани.
Ученик А. Гольдин побывал в нашем крае, посетил города и районы, в которых жил и воевал Гайдар. Так появилась книга А. Гольдина “Невыдуманная жизнь”. Это позволило лучше узнать о жизни Гайдара в нашем крае.
Ученица На Кубань его посылают лишь в марте 1920 года после завершения лечения в госпитале и недолгого пребывания в Высшей стрелковой школе в Москве. Полк, в который прибыл шестнадцатилетний Аркадий Голиков, размещался в Екатеринодаре (Краснодар) и нес караульную службу.
Ученик В те тревожные дни не только в близких от города предгорьях и плавневых камышах, но и в самом Екатеринодаре скрывались белогвардейские офицеры и множество бандитов. Каждую ночь – нападения на бойцов Красной Армии.
Ученица В этих условиях дежурному по полку приходились быть особенно бдительным. И не раз за это недолгое время службы в Екатеринодаре Аркадию Голикову поручалось это дежурство. “В 124 –м полку, - сообщает А, Гольдин, - он успел завоевать авторитет и доверие командования”.
Ученик Вскоре А, Голикова посылают на черноморское побережье, в 34 – ю стрелковую дивизию.
В Адлере, на улице Демократической, 6 стоит одноэтажный продолговатый саманный домик, в котором жила семья Майстренко. Сам Майстренко видел, как в 1920 году в Адлер вошли бойцы Красной Армии, помнил, как в его домике поселился командир Аркадий Голиков.
Ученица В комнате стоит железная кровать, на которой спал А, Голиков. Рядом, на стене, висели шашка и карабин, которым молодой командир очень гордился. За столиком у окна Голиков писал боевые донесения и читал.
Ученик Рядом с домиком – конюшня, в которой стояла лошадь командира. За ней он сам присматривал, чистил, водил поить к колодцу.
Ученица А вскоре полк, в котором служил Голиков, получил приказ передислоцироваться в Сочи для охраны города и побережья. Приказ был подписан 20 июня 1920 года.
Ученик Так рота Аркадия Голикова оказалась в Сочи и разместилась на даче “Светлячок”. Дни были тревожными. Скрывавшиеся в горах белогвардейские генералы возглавили многочисленные банды офицеров и кулаков и нападали на хутора и станицы.
Ученица От станции Дагомыс начинался путь А. Голикова и его роты в предгорные районы Кубани. Поздно ночью 17 июля А. Голиков был уже в Белореченской.
Ученик Тревожная была эта ночь. Ночью в станице Белореченской были обстреляны сторожевые посты у деревянных мостов и завода. А. Голиков и его бойцы не выпускают из рук оружие. Только утром расквартировались на юго – западной окраине.
Ученица Едва разместились, пришло сообщение о появлении белых банд в станице Пшехской. Борьба с белобандитами на Кубани оказалась изнурительно долгой и трудной.
Ученик Позже в своей автобиографии Аркадий Гайдар писал: “Когда генералы Гейман и Житиков подняли на Кубани восстание, мы были переброшены в горы и все лето до поздней осени гонялись за этими бандитами…”.
Ученица Бандиты захватили станицы Ширванскую, Самурскую, угрожали перерезать железную дорогу Армавир – Туапсе. Преследуя бандитов, А. Голиков и его друзья прошли с боями через Пшехскую, Кубанскую, Апшеронскую, Ширванскую, направляясь все дальше в горы.
Ученик А. Гайдар прошел в то лето и осень почти все побережье от Адлера до Новороссийска, западное предгорье Кавказа, южные станицы Кубани.
Ученица Сохранилась фотография, запечатлевшая молодого Гайдара тех дней на Кубани. Он стоит в командирской форме, с шашкой на боку, в лихо заломленной папахе. Мальчишеское лицо сурово и упрямо смотрит вперед. А на рукаве звездочка. Та самая звездочка с лучиками, которой он потом начинал рукописи всех своих книг.
Ученик В октябре 1920 года с бандитами, разорявшими предгорные кубанские станицы, было покончено. Вспоминая свою жизнь на Кубани, Аркадий Гайдар писал: “Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось, потому что повидать я успел все же немало”.
Ученица Вначале он не предполагал, что своими рассказами зажжет у ребят такую восторженно – романтическую любовь к Армии революции, какой жил сам.
Воспоминания о жарких боях за молодую республику и своей боевой мальчишеской юности придали ему силу и веру в себя, и он начал работу над первой повестью “В дни поражений и побед”. И вовсе не случайно свою первую повесть он посвятил во многом событиям на Кубани.
Ученик Над повестью он попеременно работает в Арзамасе, Москве, Крыму, Ленинграде. Значительную часть времени А. Гайдар провел в Алуште, в Крыму, под Новороссийском, где развертываются многие события повести.
Ученица Повесть “В дни поражений и побед” была напечатана в первой и второй книгах ленинградского альманаха “Ковш”. Она отразила жизненные впечатления, боевой опыт Аркадия Гайдара и влияние приключенческой литературы 20 – х годов.
Ученик Рассказывая о боевых делах своего героя Сергея Горинова, А. Гайдар немало вложил в этот образ от себя и своей жизни на фронте.
Ученица После одного из боев Сергей Горинов нашел у убитого офицера письмо с адресом: “Новороссийск, Серебряковская ул., дом Пшеничникова. Госпоже Ольге Павловне Красовской”. Он положил письмо в карман…
Ученик Рассказывая о дальнейших похождениях своего героя, А. Гайдар проявляет хорошую осведомленность о событиях, происходивших в последний год гражданской войны на Кубани.
Ученица Перед нами предстают люди из банды Пилюка, отмеченные знаками самостийности – широкой малиново – зеленой лентой со звездой и полумесяцем. Мы знакомимся с красными партизанами, действовавшими в горах и к которым в конце концов попадает Сергей Горинов.
Ученик Видим, как был освобожден Новороссийск от белогвардейцев и как Сергей Горинов встречается со своими друзьями – однополчанами.
Ученица Повесть “В дни поражений и побед” - первое крупное произведение Аркадия Гайдара, открывшее ему дорогу в литературу. Вскоре после появления этой повести А. Гайдар вновь приехал на юг, где когда–то воевал. Результатом этой поездки явилась книга “Всадники неприступных гор”.
Ученик А он мечтал снова побывать в горах, где сражался с белогвардейцами генералов Геймана и Житикова, встретиться с людьми, которых защищал от бандитов. В 1934 году его мечта сбылась.
Ученица И он с восторгом сообщал друзьям. “Это письмо пишу вам на другой день, после того как спустился я с угрюмых скал Геленджика в солнечную долину пионерского лагеря. Серые туманы окутывали нас почти двое суток. Стремительные ветры да дикие орлы кружились над нашими головами. Мы лезли такими опасными и крутыми тропинками меж гор и пропастей, по каким мне еще не приходилось лазить с далеких времен гражданской войны…”
Ученик Для него эта встреча была очень важной. Он хотел продолжить свою повесть “Школа” и в ней рассказать о жизни и боевых делах своего героя в кубанском крае в последний год гражданской войны.
Ученица Эта мысль его долго не покидала. Уже в самый канун Великой Отечественной Войны он записал в своем дневнике: “Вспомнить когда – нибудь дорогу на Кавказский фронт – начиная с Курского вокзала…”.
(Звучит мелодия песни “Вставай, страна огромная…” и на ее фоне звучат слова)
Ученик Однако этот замысел Аркадию Гайдару осуществить не удалось. Он ушел на фронт и погиб в бою 26 октября 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, недалеко от Канева, до последней минуты жизнью своей подтверждая правду каждого написанного им слова о России и Кубани.
IV. Закрепление материала
Проведение теста
Учитель Много интересного вы узнали о жизни и творчестве писателя из рассказов учащихся. Давайте ответим на вопросы теста и проверим, насколько хорошо мы ориентируемся в данной теме.
ТЕСТ
1) Кто обнаружил новые интересные документы о боевой жизни А.П. Гайдара на Кубани?
- М.М. Савченко
- А.М. Гольдин
- Н.Ф. Веленгурин
2) Как называется книга А. Гольдина, повествующая о жизни Аркадия Голикова в нашем крае?
- “Невыдуманная жизнь”
- “Всадники неприступных гор”
- “На графских развалинах”
3) Когда впервые А. Гайдар прибыл на Кубань?
- 1918
- 1917
- 1920
4) Сколько лет было А. Голикову в марте 1920 года?
- 16 лет
- 18 лет
- 20 лет
5) В каком городе служил А.П. Гайдар в июне 1920 года?
- Геленджик
- Сочи
- Новороссийск
6) Куда прибыл поздней ночью 17 июля 1920 года А. Голиков?
- ст. Белореченскую
- ст. Апшеронскую
- ст. Пшехскую
7) Как называлась первая повесть А. Гайдара, посвященная событиям на Кубани?
- “Школа”
- “Военная тайна”
- “В дни поражений и побед”
8) Под каким кубанским городом развертываются многие события повести?
- Екатеринодаром
- Сочи
- Новороссийском
9) Вскоре после появления повести “В дни поражений и побед” А. Гайдар вновь приехал на Кубань. Что стало результатом этой поездки?
- “Тимур и его команда”
- “Всадники неприступных гор”
- “Судьба барабанщика”
10) Какое произведение он хотел продолжить и в нем рассказать о жизни и боевых делах своего героя на Кубани в последний год гражданской войны?
- “Школа”
- “Дальние страны”
- “Голубая чашка”
Подведение итогов теста. Общие впечатления о знаниях учащихся, определение количества правильных ответов.
V. Заключительное слово учителя
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с популярным писателем, посвятившим частичку своей недолгой, но яркой жизни нашей родной Кубани.
Кубанская земля осталась навеки запечатленной на бессмертных страницах гайдаровских произведений, призывающих нас любить родину, быть ответственным за судьбу своей страны.
Мы свято должны помнить трудные времена жизни нашего народа, родного края, близких людей.
Кубань богата событиями, фактами, представляющими большой интерес и определенную научную ценность. Выяснение полной литературной “географии” Краснодарского края требует немало творческой энергии, времени и поисков.
Мы верим, что вы не останетесь равнодушными к великому делу знаменитых предшественников. Учитесь, творите, дерзайте! Вас ждут великие свершения.
VI. Домашнее задание (смотри на доске)