Цели:
Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы
Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике.
Оборудование: стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, пол литровые банки (3 шт), газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, кусок оконного стекла, воронка, вантуз или присоска, стеклянная трубка с поршнем, фанерная дощечка 10х10 см, волейбольная камера, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.
Презентация “Атмосферное давление”
Видеофильм “Вес воздуха” “Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса”
ХОД УРОКА.
1-й этап. Погружение в проект
Урок начинается с видеофильма “Вес воздуха”. Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление.
(слайд №1) Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью (слайд №2). К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.
(слайд №3) Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике.
(Cлайд №4) Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: Ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект.
Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления.
В процессе работы над проектом вы должны:
- Выбрать эксперимент
- Подобрать необходимое оборудование
- Изготовить пояснительный рисунок
- Показать эксперимент
- Объяснить его
Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.
2-й этап. Организация деятельности
Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов – приложение 1)
3-й этап. Осуществление деятельности
Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.
4-й этап. Презентация
Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение – 2)
Литература
- “Физика-7” под.ред А.А. Пинского, В.А. Разумовского Москва “Просвещение” 2002.
- “Физика-7” А.В. Пинский, Н.А. Родина Москва “Просвещение” 1991.
- Б.Ф. Билимович “Физические викторины в средней школе” Издательство “Просвещение” Москва 1968.
- С.Ф. Покровский “Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике” Академия педагогических наук РСФСР Москва 1951.
- Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2003.
- Учебное электронное издание “Физика 7-11” практикум “Физикон” 2004.
- Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977.
- А.Е. Гуревич “Физика 7 класс” Дрофа Москва 2001.
- “Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега” 1994.