Цели урока:
- формирование основных коммуникативных речевых навыков на основе понимания читаемого материала;
- совершенствование умений анализировать поступки героев повести и создавать их целостный образ.
Задачи урока:
Дидактические:
- расширить и закрепить представления о героизме лётчика – героя, жизнь которого стала легендой;
- помочь учащимся постичь силу патриотического чувства, владевшего Мересьевым на трудном пути его подвига.
Коррекционно-развивающие:
- формировать способности сравнивать, отвечать на вопросы, пересказывать;
- усовершенствовать словесную систему мышления;
- развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования; корректировать внимание, произношение;
- развивать умение строить связное высказывание.
Воспитательные:
- довести эмоциональную выразительность произведения, вызвать чувства и способность к переживанию; интерес к чтению, к истории России;
- формировать положительные личностные качества: совесть, достоинство, верность и любовь к России, героизм, мужество.
Оборудование:
- портрет Б.Н. Полевого, даты жизни (1908 - 1981), год написания повести (1946г.);
- диапроектор;
- магнитофон с кассетой песни «Русский парень» (см. приложение № 2);
- иллюстрации к повести;
- портреты сибиряков, героев России, награжденных за героизм и мужество в наши дни;
- запись на доске слов, требующих уточнения значения и отработки правильного и беглого чтения;
- деформированный план событий повести.
Раздаточный материал:
- карточки индивидуальной работы с текстами для «речевой разминки» с учётом типологических групп учащихся (В – 1 (1-2гр.), В – 2 (3-4гр.));
- тексты повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (в сокращении);
- карточки – задание «Этапы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг)».
Тип урока – обобщающий (с межпредметными связями уроков истории и музыки)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный |
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. |
Подготовка к уроку. |
2. «Речевая разминка» |
Раздаёт карточки для тренировки в чтении специальных текстов, которые не связаны с изучаемым произведением. Даёт установку для выполнения. Аргументированную оценку выставляет в журнал. Слабым чтецам – упрощенные тексты, но они работают вместе со всеми. |
Индивидуальная работа: учащиеся в течение 4-5 минут работают с текстами, напечатанными на карточках с учётом типологических групп. Читают 1 минуту про себя, затем – вслух оценивают технику чтения своего товарища сами ученики («светофором») |
3. Проверка домашнего задания |
Работа с текстом 3 части повести |
|
1. Как проходил тренировочный полёт Алексея? 2. Подумайте, какие чувства испытывал Алексей, летая на тренировочном самолёте? Что поразило инструктора Наумова в Алексее Мересьеве? Обращает внимание учащихся на описание его внешности. Читает: «Сквозь смуглую кожу…» глаза «вдруг заплыли слезами…» 3. Что мы узнали из этой части текста? Какой человек Мересьев? |
Читают вслух описание первого полёта. Пересказывают о том, что от этого полёта зависела жизнь Мересьева, его будущее – поэтому он так сильно волновался. Читают по ролям встречу Наумова с Мересьевым. Вместе с учителем делают вывод: «Своей увлеченностью и любовью к небу Наумов напоминает Мересьева, хорошо его понимает, восхищается им и ценит в нём мастерство, отношение к делу «Родной, да как же? Ты просто не знаешь, какой ты есть человек!» взволнованно говорит после полёта». Отвечают: «Настоящий человек!» |
|
4.1Обобщение прочитанного материала, текущее повторение и закрепление текста. |
Сообщение темы урока. Целеполагание. Смысловой разбор эпизодов повести.
Делается вывод с учащимися: Мересьев преодолел трудности и поверил в то, что можно научиться летать без ног (путем тренировки), вновь вернуться в строй и сражаться за Родину. |
Записывают в тетради тему урока. Восстанавливают в памяти название и краткое содержание тех глав, с которыми они познакомились на предыдущем уроке. Выборочно читают «воздушный бой». Кратко пересказывают, как Мересьев выбирался из тыла врага (опираясь на иллюстрацию в учебнике). Записывают последовательный план событий в тетради. Сопряженное чтении е (с учителем). Пересказывают содержание эпизодов повести «После операции», «В госпитале», «В санатории». |
5. Физкультурная минута. |
Предлагает учащимся отдохнуть и выполнить упражнения. |
Выполняют упражнения физминутки. |
6. Сообщение учебного материала (продолжение). |
Каким человеком был Алексей Мересьев? Назовите черты характера. В чём состоялся подвиг лётчика? |
Отвечают: он – герой, смелый, отважный, мужественный, решительный, терпеливый, упорный. Он – настоящий человек. Он научился без ног водить самолёт. Он – настоящий человек. |
7. Словарная работа. Подвиг, героизм. |
Значение незнакомых слов, образных выражений разбирает во время чтения текста или его анализа. К объяснению привлекает детей. Обращает внимание на сноски в тексте. |
Выбирают из текста незнакомые слова, читают сноски в тексте повести, спрашивают смысл у учителя, товарищей. |
8. Заключительная стадия работы над произведением, закрепление знаний. |
Назовите название битвы в Великой Отечественной войне, описанной в повести, с помощью карточки – задание. Раздаёт карточки – задание. «Этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.» (одну карточку для двух учащихся). Задаёт вопросы для вывода. Благодаря кому стал возможным подвиг А. Мересьева. Кто искренне и дружески поддерживал его? |
Работа с карточкой – заданием. Отвечают на вопросы учителя с помощью карточки – задания «Этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.» (см. приложение № 1) «Повесть о настоящем человеке» написана после войны в 1946 году, А.Б. Полевой рассказывает историю летчика Мересьева в годы войны, когда он был военным корреспондентом, описал в повести битву на Курской дуге, героизм людей, подвиг А. Мересьева. Благодаря поддержке друзей (инструктора Наумова, врачей, комиссара Воробьёва и других людей). |
9. Обобщающая беседа о ветеранах войны, воинах – сибиряках. |
Направляет внимание на портреты сибиряков – героев, награжденных в наши дни за «Героизм и мужество». Предлагает спеть песню «Русский парень», включает магнитофон, настраивает ребят на исполнение, поёт с ними. |
Учащиеся называют родственников- ветеранов Великой Отечественной войны, а также знакомых, служивших в горячих точках России и участвовавших в военных действиях, защищая мирное население. Поют песню «Русский парень» (см. приложение № 2). |
10. Подведение итога урока. |
Выставляет оценки. - Высказывает мнение об уроке: «Мне было с вами интересно, вы старались». Учащимся, кто хорошо работал: «Спасибо, помогли мне, будете сами хорошо разбираться…» Ученику, кто молчал: «Я видела, что тебе было интересно…» Беспокойному ученику: «Ты сегодня хотел заниматься…» |
|
11. Информация о домашнем задании. |
Подготовка к уроку внеклассного чтения. Записывает на доске, в тетради взаимосвязи учителя и воспитателя группы продлённого дня. Задания даются с учётом типологических групп учащихся. |
Записывают в дневники каждый своё задание к уроку внеклассного чтения. |