План-модель учебного занятия (технологическая карта). Б.Н. Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование основных коммуникативных речевых навыков на основе понимания читаемого материала;
  • совершенствование умений анализировать поступки героев повести и создавать их целостный образ.

Задачи урока:

Дидактические:

  • расширить и закрепить представления о героизме лётчика – героя, жизнь которого стала легендой;
  • помочь учащимся постичь силу патриотического чувства, владевшего Мересьевым на трудном пути его подвига.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать способности сравнивать, отвечать на вопросы, пересказывать;
  • усовершенствовать словесную систему мышления;
  • развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования; корректировать внимание, произношение;
  • развивать умение строить связное высказывание.

Воспитательные:

  • довести эмоциональную выразительность произведения, вызвать чувства и способность к переживанию; интерес к чтению, к истории России;
  • формировать положительные личностные качества: совесть, достоинство, верность и любовь к России, героизм, мужество.

Оборудование:

  • портрет Б.Н. Полевого, даты жизни (1908 - 1981), год написания повести (1946г.);
  • диапроектор;
  • магнитофон с кассетой песни «Русский парень» (см. приложение № 2);
  • иллюстрации к повести;
  • портреты сибиряков, героев России, награжденных за героизм и мужество в наши дни;
  • запись на доске слов, требующих уточнения значения и отработки правильного и беглого чтения;
  • деформированный план событий повести.

Раздаточный материал:

  • карточки индивидуальной работы с текстами для «речевой разминки» с учётом типологических групп учащихся (В – 1 (1-2гр.), В – 2 (3-4гр.));
  • тексты повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (в сокращении);
  • карточки – задание «Этапы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг)».

Тип урока – обобщающий (с межпредметными связями уроков истории и музыки)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

Подготовка к уроку.

2. «Речевая разминка»

Раздаёт карточки для тренировки в чтении специальных текстов, которые не связаны с изучаемым произведением.

Даёт установку для выполнения.

Аргументированную оценку выставляет в журнал. Слабым чтецам – упрощенные тексты, но они работают вместе со всеми.

Индивидуальная работа: учащиеся в течение 4-5 минут работают с текстами, напечатанными на карточках с учётом типологических групп.

Читают 1 минуту про себя, затем – вслух оценивают технику чтения своего товарища сами ученики («светофором»)

3. Проверка домашнего задания

Работа с текстом 3 части повести
Обобщающая беседа по вопросам

 

1. Как проходил тренировочный полёт Алексея?

2. Подумайте, какие чувства испытывал Алексей, летая на тренировочном самолёте? Что поразило инструктора Наумова в Алексее Мересьеве? Обращает внимание учащихся на описание его внешности.

Читает: «Сквозь смуглую кожу…» глаза «вдруг заплыли слезами…»

3. Что мы узнали из этой части текста? Какой человек Мересьев?

Читают вслух описание первого полёта.

Пересказывают о том, что от этого полёта зависела жизнь Мересьева, его будущее – поэтому он так сильно волновался.

Читают по ролям встречу Наумова с Мересьевым.

Вместе с учителем делают вывод: «Своей увлеченностью и любовью к небу Наумов напоминает Мересьева, хорошо его понимает, восхищается им и ценит в нём мастерство, отношение к делу «Родной, да как же? Ты просто не знаешь, какой ты есть человек!» взволнованно говорит после полёта».

Отвечают: «Настоящий человек!»

4.1Обобщение прочитанного материала, текущее повторение и закрепление текста.

Сообщение темы урока.

Целеполагание.

Смысловой разбор эпизодов повести.

  • Что особенно запомнилось в книге о Мересьеве? Какие эпизоды?
  • Какие события в жизни лётчика вам показались особенно трудными?
  • Восстановите последовательный план событий (предлагает деформированный план, наглядно оформленный на доске).
  • Демонстрация кадров диафильма (кадры даются без титров).

Делается вывод с учащимися: Мересьев преодолел трудности и поверил в то, что можно научиться летать без ног (путем тренировки), вновь вернуться в строй и сражаться за Родину.

Записывают в тетради тему урока.

Восстанавливают в памяти название и краткое содержание тех глав, с которыми они познакомились на предыдущем уроке.

Выборочно читают «воздушный бой».

Кратко пересказывают, как Мересьев выбирался из тыла врага (опираясь на иллюстрацию в учебнике).

Записывают последовательный план событий в тетради.

Сопряженное чтении е (с учителем).

Пересказывают содержание эпизодов повести «После операции», «В госпитале», «В санатории».

5. Физкультурная минута.

Предлагает учащимся отдохнуть и выполнить упражнения.

Выполняют упражнения физминутки.

6. Сообщение учебного материала (продолжение).

Каким человеком был Алексей Мересьев? Назовите черты характера.

В чём состоялся подвиг лётчика?

Отвечают: он – герой, смелый, отважный, мужественный, решительный, терпеливый, упорный.

Он – настоящий человек.

Он научился без ног водить самолёт.

Он – настоящий человек.

7. Словарная работа.

Подвиг, героизм.

Значение незнакомых слов, образных выражений разбирает во время чтения текста или его анализа. К объяснению привлекает детей. Обращает внимание на сноски в тексте.

Выбирают из текста незнакомые слова, читают сноски в тексте повести, спрашивают смысл у учителя, товарищей.

8. Заключительная стадия работы над произведением, закрепление знаний.

  • Когда была написана книга «Повесть о настоящем человеке»?
  • О ком рассказывает Б. Полевой в своей повести?
  • Кем был Б.Н. Полевой во время войны?
  • Вспомните уроки истории!

Назовите название битвы в Великой Отечественной войне, описанной в повести, с помощью карточки – задание.

Раздаёт карточки – задание.

«Этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.» (одну карточку для двух учащихся).

Задаёт вопросы для вывода.

Благодаря кому стал возможным подвиг А. Мересьева. Кто искренне и дружески поддерживал его?

Работа с карточкой – заданием.

Отвечают на вопросы учителя с помощью карточки – задания «Этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.» (см. приложение № 1)

«Повесть о настоящем человеке» написана после войны в 1946 году, А.Б. Полевой рассказывает историю летчика Мересьева в годы войны, когда он был военным корреспондентом, описал в повести битву на Курской дуге, героизм людей, подвиг А. Мересьева.

Благодаря поддержке друзей (инструктора Наумова, врачей, комиссара Воробьёва и других людей).

9. Обобщающая беседа о ветеранах войны, воинах – сибиряках.

Направляет внимание на портреты сибиряков – героев, награжденных в наши дни за «Героизм и мужество».

Предлагает спеть песню «Русский парень», включает магнитофон, настраивает ребят на исполнение, поёт с ними.

Учащиеся называют родственников- ветеранов Великой Отечественной войны, а также знакомых, служивших в горячих точках России и участвовавших в военных действиях, защищая мирное население.

Поют песню «Русский парень» (см. приложение № 2).

10. Подведение итога урока.

 Выставляет оценки.

- Высказывает мнение об уроке: «Мне было с вами интересно, вы старались».

Учащимся, кто хорошо работал: «Спасибо, помогли мне, будете сами хорошо разбираться…»

Ученику, кто молчал: «Я видела, что тебе было интересно…»

Беспокойному ученику: «Ты сегодня хотел заниматься…»

 

11. Информация о домашнем задании.

Подготовка к уроку внеклассного чтения.

Записывает на доске, в тетради взаимосвязи учителя и воспитателя группы продлённого дня. Задания даются с учётом типологических групп учащихся.

Записывают в дневники каждый своё задание к уроку внеклассного чтения.