Цели:
- Познакомить учащихся с заглавной буквой Ш; формировать представление о звуках и буквах; упражнять в чтении и письме заглавной буквы Ш в именах, фамилиях людей; умения строить предложения. Закрепить знания о правописании слов с сочетанием ши.
- Развивать память, речь, кругозор учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю, прекрасному.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
Ход урока
I. Организация внимания.
- физминутка
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Тихо за столы садимся,
Начинаем все трудиться.
II. Сообщение темы и цели (слайд 2)
- Сегодня на уроке мы вспомним буквы и звуки, с которыми познакомились.
- Познакомимся с интересными людьми.
- Научимся писать и читать заглавную букву Ш в словах.
III. Актуализация знаний.
1. Звуки и буквы (слайд 3)
-Сегодня к нам в гости пришла одна интересная особа, Кто она, вы узнаете, отгадав загадку:
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.
- Кто это?
- Мышка
- Но пока она шла к нам растеряла все буквы и поэтому не может появиться. Давайте, восстановим её имя.
- Сколько букв в этом слове? (5).
- Назовите пятую букву. (а).
- Какой звук обозначен буквой а? [а].
- Дайте характеристику этому звуку.
(гласный, безударный)
- Какие ещё гласные звуки вы знаете, назовите их?
[о]; [у]; [и].
- Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.
(ответы детей)
- Посмотрите, какие слова придумала мышка.
(аист, осы, утка, индюк)
- Какое слово лишнее? Почему?
(осы, т.к. это насекомые)
- Есть ли ещё в этом слове гласный звук, который мы не назвали?
(слайд №5)
(да, это звук - [ы]).
- Что вы можете сказать о букве ы?
(не бывает слов на букву ы)
Вывод: что общего у этих звуков? Чем гласные отличаются от согласных?
(гласные можно петь, а согласные нельзя)
(слайд №6)
- Что вы знаете о согласных?
- Какой по счету стоит звонкий согласный звук в этом слове?
- Какие еще звонкие согласные вы знаете?
[г]; [р]; [н]; [л].
- Что вы знаете о звуке [г]?
(он имеет парный звук)
- Озвучьте. [к].
- Какая по счёту буква к? (4).
(слайд №7)
- Дайте характеристику этому звуку.
(согласный, глухой, твёрдый).
- Какие ещё глухие согласные вы знаете?
[п]; [с]; [т]
Вывод: какие бывают согласные?
(слайд №8)
- Какая буква осталась закрыта?
- Какой звук обозначен буквой ш?
(слайд №9)
- Прочитайте слово, которое у нас получилось.
(слайд№10)
- К нам пришла мышка. Посмотрите, в чём она одета.
(ответы детей)
-Почему? Какой скоро праздник? Составьте предложение на новогоднюю тему.
(ответы детей)
ФИЗМИНУТКА (слайд №11)
IV. Работа по теме.
1. Знакомство с буквой Ш и Звуком [ш]
- Произнесите звук [ш]. Дайте характеристику этому звуку.
Где в жизни вы можете слышать этот звук?
- Как называются эти звуки? (неречевые)
- Звуки, которые издают шум, называются шипящими.
Какие вы ещё можете назвать шипящие звуки? (вопрос к читающим детям).
Вывод: давайте сделаем вывод. Расскажите, всё, что вы знаете о звуке [ш].
- Придумайте слова, которые начинаются с буквы ш.
(ответы детей)
- Посмотрите, какие слова придумала мышка.
- Какое слово содержит орфограмму? (ШИШКА)
- Вставьте пропущенную букву. Почему?
2. Работа в прописи.
- Откройте прописи.
- Какую букву мы будем писать?
Подготовленный ученик:
Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша!
Потому, что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(Характеристика, показ написания, письмо буквы, Письмо слогов слияния Ша, Шу, Ши, Шо, объясняя соединения).
Вывод: Чем отличается заглавная буква от строчной?
- Какие слова нельзя записать только строчными буквами?
(ответы детей)
- Прочитайте фамилии, которые написаны на следующей строке.
Шопен Шукшин Шишкин
- Это фамилии очень знаменитых людей. Кто знает, кем были эти люди?
Звучит фонограмма одного из произведений Ф.Шопена
(краткий рассказ о Шопене, Шукшине, Шишкине).
- Запишите слова на чистой строке. Поделитесь друг с другом своими достижениями. (Дети показывают наиболее удавшиеся буквы, слова).
ФИЗМИНУТКА (слайд 18)
- Вы устали, тогда встали…
2. Работа по Азбуке
1. Знакомство со стихотворением.
- Наша мышка пришла к нам не одна. Она привела с собой своих подружек. И принесли нам стихотворение, которое написал Даниил Хармс. А кто такой Даниил Хармс?
(Краткий рассказ, показ портрета, обложек книг, написанных Д.Хармсом)
- Представьте, что вы находитесь у реки, на берегу. Что там можно увидеть?
(слайд №19 продолжение)
-Посмотрите на иллюстрацию, можно ли предположить каким будет стихотворение?
a) Чтение 1-го четверостишия.
- Доводилось ли вам видеть таких моряков?
- Что о них думаете?
Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (пока нет).
b) Чтение 2-го четверостишия.
- Как они выглядят?
- Что значит ушки на макушке?
c) Самостоятельное чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.
- Читаем стихотворение, прислушиваемся к себе.
- Какие мысли и чувства возникали по ходу чтения?
d) чтение хорошо читающими детьми
e) чтение хором.
V. Подведение итогов.
- Какую букву мы научились писать?
- Какой звук обозначен буквой Ш?
- Что нового вы узнали о этом звуке?
- С какими знаменитыми людьми мы познакомились?
VI. Творческое задание (по желанию)
- Вылепить из пластилина или нарисовать того, кого очень боялись мышата. Придумайте ему кличку.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Штриховка рисунков (веток, листочков, месяц).