Цели: создание картин эпохи Древнего мира, знакомство со вторым значением слова “цивилизация”, обучение умению наблюдать, сравнивать, анализировать, строить свои высказывания, развивать интерес к изучению истории.
Оборудование: часы, календарь, буквы, цифры, иллюстрации.
Модель урокаЭтапы урока |
Ход урока |
Примечание |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас
видеть. А также гостей, которые пришли на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь. Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам истории. |
Учащиеся здороваются с гостями |
2. Активизация знаний
Проблема |
На столе предметы: песочные часы,
календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9. - Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? - Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему? - Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей? (Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека) - Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы? (При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира) Этому и посвящается наш урок - Вопрос, на который вы должны сегодня ответить: “Почему с такой далекой эпохи мы пользуемся этими предметами?” |
Открыть тему
Вопрос на доске |
3. Активизация знаний и
расширение нового материала 3.1. Повторение изученного
3.2. Знакомство с новым миром
Физминутка 3.3. Работа по карте
3.4. Работа в группах (по учебнику и в тетрадях)
4. Итоги |
- Давайте посмотрим, как
происходит переход от первобытного общества к
цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном
обществе. Цивилизация Первобытное общество Беседа: - Где жили первобытные люди? (В пещерах) - Удобно ли было так жить? (Нет) Почему? - Что стали люди строить? (Дома) - Мог ли один человек построить себе дом? (Нет) - Что делали люди? (Они объединялись, трудились совместно) - Как называлось место, где было несколько жилищ? (Поселок) - Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? (Нет) Почему? (Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом) - Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? (Роды) Почему? (Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду) - А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались? (Племя) - Кто управлял всеми делами племени? (Совет старейшин) - Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались? (По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас) - Это и есть начало развития культуры человеческого общества. - Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? (Нет) Почему? - Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами. Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города). В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги. Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство. - А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации? (Письменность) - Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания? (Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая). Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно. - Так появились и первые цивилизации. --- Работа по рисункам (стр. 61) - Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду. - Что обозначено на карте толстой красной линией? - Что находится за пределами? - В каком полушарии возникли первые цивилизации? (В восточном) - В каких частях света возникли древние цивилизации? - Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации? - Что отмечено разными цветами? - Какие цивилизации расположились в Европе? - Назовите цивилизации Древнего Востока? - Где именно расположилась каждая древняя цивилизация? - Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты. Что это? Сравните их. Что можете сказать? - Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках? - Чем отличалась одна цивилизация от другой? - Прочитать текст в учебнике на стр. 62 и заполнить таблицу в тетради (стр. 28, в. 69). Проверка (коллективная) по группам: - О каких цивилизациях вы прочитали? (Древний Китай) - Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут. - Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова? (Страна, со своей особой культурой) - Обратимся к словарю, проверим свое предположение. - Чем богата эпоха Древнего мира? - Время существования эпохи Древнего мира? - Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки – на доске цивилизации: Египет, …). - Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить? (Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу). - В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: “В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю. Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!” |
На доске схема, таблицы пока закрыты.
Открыть на доске
Род - коллектив родственников
Стали создавать войска
Работа в парах
Кто первый – 5 жетонов, второй – 4 жетона
Словарь в конце учебника Работа в группах. Проверка у доски – капитаны групп, отметки Д/з с.59-66, читать, ответить на вопросы, обозначить цивилизации на карте стр.70-71 |