Открытый урок по истории по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций"

Разделы: Начальная школа


Цели: создание картин эпохи Древнего мира, знакомство со вторым значением слова “цивилизация”, обучение умению наблюдать, сравнивать, анализировать, строить свои высказывания, развивать интерес к изучению истории.

Оборудование: часы, календарь, буквы, цифры, иллюстрации.

Модель урока

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. А также гостей, которые пришли на урок.

Давайте поприветствуем их.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам истории.

Учащиеся здороваются с гостями

2. Активизация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема

На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

- Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

- Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?

- Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

(Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека)

- Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?

(При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира)

Этому и посвящается наш урок
“Древний мир – рождение первых цивилизаций”

- Вопрос, на который вы должны сегодня ответить: “Почему с такой далекой эпохи мы пользуемся этими предметами?”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открыть тему

 

Вопрос на доске

3. Активизация знаний и расширение нового материала

3.1. Повторение изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Знакомство с новым миром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

3.3. Работа по карте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Работа в группах (по учебнику и в тетрадях)

 

 

 

4. Итоги

- Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.

Цивилизация            Первобытное общество

Беседа:

- Где жили первобытные люди? (В пещерах)

- Удобно ли было так жить? (Нет) Почему?

- Что стали люди строить? (Дома)

- Мог ли один человек построить себе дом? (Нет)

- Что делали люди? (Они объединялись, трудились совместно)

- Как называлось место, где было несколько жилищ? (Поселок)

- Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? (Нет) Почему? (Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом)

- Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? (Роды) Почему? (Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду)

- А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались? (Племя)

- Кто управлял всеми делами племени? (Совет старейшин)

- Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались? (По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас)

- Это и есть начало развития культуры человеческого общества.

- Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? (Нет) Почему?

- Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.

Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города).

В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.

Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство.

- А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации? (Письменность)

- Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания? (Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая). Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.

- Так появились и первые цивилизации.

---

Работа по рисункам (стр. 61)

- Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду.

- Что обозначено на карте толстой красной линией?

- Что находится за пределами?

- В каком полушарии возникли первые цивилизации? (В восточном)

- В каких частях света возникли древние цивилизации?

- Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации?

- Что отмечено разными цветами?

- Какие цивилизации расположились в Европе?

- Назовите цивилизации Древнего Востока?

- Где именно расположилась каждая древняя цивилизация?

- Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты.

Что это? Сравните их. Что можете сказать?

- Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках?

- Чем отличалась одна цивилизация от другой?

- Прочитать текст в учебнике на стр. 62 и заполнить таблицу в тетради (стр. 28, в. 69).

Проверка (коллективная) по группам:

- О каких цивилизациях вы прочитали? (Древний Китай)

- Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут.

- Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова? (Страна, со своей особой культурой)

- Обратимся к словарю, проверим свое предположение.

- Чем богата эпоха Древнего мира?

- Время существования эпохи Древнего мира?
(С третьего тысячелетия до н.э. по IV век н.э.)

- Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки – на доске цивилизации: Египет, …).

- Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить? (Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу).

- В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: “В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!”

На доске схема, таблицы пока закрыты.

 

 

 

 

 

 

 

Открыть на доске

 

 

 

 

 

Род - коллектив родственников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стали создавать войска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто первый – 5 жетонов, второй – 4 жетона

 

 

 

Словарь в конце учебника

Работа в группах.

Проверка у доски – капитаны групп, отметки

Д/з с.59-66, читать, ответить на вопросы, обозначить цивилизации на карте стр.70-71