Внеклассное мероприятие по русскому языку "Я русский бы выучил только за то…"

Разделы: Начальная школа


Лингвистический турнир рассчитан на учащихся 4-х классов, состоит из 7-ми туров. Наиболее удачным временем для проведения обобщающей интеллектуальной игры является конец третьей четверти, когда завершается прохождение основных лингвистических тем в соответствии с учебной программой курса “Русский язык” в 4-м классе.

Подведение итогов осуществляется по балльной системе.

За выполнение задания I тура – 1 балл.

За выполнение задания II тура – по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово.

За выполнение задания III тура – по 1 баллу за каждое угаданное слово.

По заданию IV тура команда может получить 5 баллов:

1 балл – за отгаданные фразеологизмы;

1 балл – за соответствие представленного содержанию;

1 балл – за творческую составляющую;

1 балл – за костюмы;

1 балл – за массовость.

За выполнение задания V тура – по 1 баллу за каждое правильно составленное слово.

За выполнение задания VI тура – максимально 2 балла:

1 балл – за правильное составление текста;

1 балл – за скорость выполнения задания.

За выполнение задания VII тура – по 1 баллу за правильное установление причинно-следственной связи и по 0,5 балла за каждую правильную орфограмму. Всего – 8 баллов.

Оборудование:

1. Плакаты:

“О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

И.С. Тургенев

“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно-строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”.

Л.Н. Толстой

“Русский язык – это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.

Проспер Мериме

2. Тема на доске: “Я русский бы выучил только за то…”

3. Конверты с заданиями для каждой команды.

4. Магнитофон, диск с весёлыми мелодиями.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего (учитель).

Здравствуйте, участники турнира и их болельщики! Сегодня мы проводим лингвистический турнир.

Вы все уже знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык, позволяющий легко и свободно общаться друг с другом всем народам, населяющим наш край и всю Россию. Турнир мы назвали: “Я русский бы выучил только за то…” Надеюсь, что к окончанию турнира вы сможете продолжить это высказывание. Итак, начинаем!

II. Приветствие команд [3]

Команда 1

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием хотим мы
Свои знания показать.

И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Команда 2

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней -
И наша дружба крепнет с ней.

III. Первый тур – “Узнай название команд (развитие беглости логического мышления) [3]

Ведущий. Используя все буквы, составьте слово-название команды соперников.

У каждой команды лист бумаги с зашифрованным названием. Команда соперников должна его отгадать. Команды работают на фоне музыки.

Команда 1. “ОТКИЗНА” (Знатоки).

Команда 2. “ТЕИАРГМО” (Грамотеи)

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

IV. Второй тур – “Разминка” (анализ с целью обобщения знаний)

Ведущий. Перечислите все части речи, которые вы знаете.[3]

Участники по очереди называют части речи: глагол, существительное, прилагательное, числительное, наречие, местоимение, союз, частица, предлог, междометие.

Ведущий. А теперь на каждую букву написанных по вертикали слов (“грамматика” и “орфография”) подберите и запишите новое слово с указанием части речи, к которой оно относится. Части речи не должны повторятся.

Слова написаны на листе бумаги, прикреплённом к доске. Количество букв соответствует количеству участников. Дети по очереди подбегают и пишут слова. Команды работают на фоне музыки

Предполагаемые варианты ответов:

“г” – (гремит, глагол) “о” – (один, числительное)
“р” – (разве, частица) “р” – (радостно, наречие)
“а” – (ах, междометие) “ф” – (фу, междометие)
“м” – (мой, местоимение) “о” – (около, предлог)
“м” – (морозно, наречие) “г” – (гонит, глагол)
“а” – (ароматный, прилагательное) “р” –(родной, прилагательное)
“т” – (три, числительное) “а” – (а, союз)
“и” – (и, союз) “ф”– (форма, существительное)
“к” – (к, предлог) “и” – (ишь, частица)
“а” – (артист, существительное) “я” – (я, местоимение)

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

V. Третий тур – “Шарады” (анализ с целью поиска связей между частями слова)

Ведущий. Каждая команда должна разгадать шарады.

Шарады для команды “Знатоки”

Ведущий.

Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)

В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Шарады для команды “Грамотеи”

Ведущий.

Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос)

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

VI. Четвёртый тур – “Домашнее задание” (развитие креативности)

Ведущий. А сейчас домашнее задание. Каждая команда инсценирует фразеологизм, а команда соперников угадывает показанное действие и объясняет его смысл. [3]

Команда “Знатоки”:

  1. Набрал в рот воды.
  2. Бросать камни в чужой огород.

Команда “Грамотеи”:

  1. Заметать следы.
  2. Гнаться за двумя зайцами.

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

VII. Пятый тур – Конкурс капитанов “Наборщик” (расширение объёма внимания и развитие беглости логического мышления) [3]

Ведущий. Капитанам предстоит всего за 5 минут из букв, составляющих слово “лингвистика”, составить как можно больше других слов. Задание не из лёгких, ребятам для его выполнения потребуется максимальная сосредоточенность.

Лингвистика

Ведущий. Поэтому не будем мешать капитанам и приступим к выполнению задания следующего тура.

VIII. Шестой тур – “Собери текст” (анализ, поиск закономерностей)

Ведущий. Каждая команда должна собрать заданный текст из отдельных предложений: нужно наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает получившийся текст, а жюри оценит правильность его содержания.[3]

Набор предложений для команды “Знатоки”:

Она всегда становится известной, потому что правда сильнее любой лжи.

Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит.

Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле.

Ведь человек, попавшийся на лжи несколько раз, скоро прослывёт лгунишкой, и никто ему больше не будет верить.

Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу.

А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть.

Предполагаемый вариант:

Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи несколько раз, скоро прослывёт лгунишкой, и никто ему больше не будет верить. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что правда сильнее любой лжи.

Набор предложений для команды “Грамотеи”:

Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”.

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?”

Они пошли судиться к соседу.

Они сказали: “Он велел делить всё пополам”.

Предполагаемый вариант:

У одного отца было два сына. Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

IX. Седьмой тур – “Установи причину” (поиск связей между предметами и явлениями, практическое применение теоретических знаний, умений, навыков) [1]

Каждой команде вручается конверт с заданием. Задание написано на отдельных листах бумаги.

Ведуший. В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, заменяйте их другими. Вставляйте нужные буквы.

Набор предложений для команды “Знатоки”:

  1. С(а,о)ва и филин охотят(-,ь)ся ноч(ь,-)ю. Дневной свет для гла(с,з) с(о,а)вы и филина ярок и неприятен.
  2. Мног(ие,ее) цв(и,е)ты яркие и душ(ы,и)стые. Яркими красками и зап(о,а)хом цв(е,и)ты привл(и,е)кают нас(е,и)комых.

Предполагаемый вариант:

  1. Дневной свет для глаз совы и филина ярок и неприятен. Они охотятся ночью.
  2. Многие цветы яркие и душистые. Яркими красками и запахом они привлекают насекомых

Набор предложений для команды “Грамотеи”:

  1. Мур( а,о)в(-,ь)и приносят лесу б(о,а)л(-,ь)шую пользу. Мур(о,а)в( ,ь)и уничтожают личинки вредных нас(и,е)комых.
  2. За(я,и)ц выходит за корм(а,о)м в сумерках. За(я,и)ц – зверь н(а,о)ч(-,ь)ной.

Предполагаемый вариант:

  1. Муравьи уничтожают личинки вредных насекомых. Они приносят лесу большую пользу.
  2. Заяц – зверь ночной. Он выходит за кормом в сумерках.

Жюри подводит итоги последнего конкурса и всего турнира.

Х. Заключительный этап (рефлексия: анализ и синтез результатов).

Ведущий. Пока жюри подводит итоги турнира, я предлагаю вам, ребята, проанализировать наше мероприятие.

Какие чувства оно у вас вызвало?

Чему вы научились сегодня?

Поделитесь своими впечатлениями и закончите фразу темы нашего турнира:

“Я русский бы выучил только за то…

Предполагаемые ответы:

  • за то, что он помогает нам общаться;
  • за то, что он помогает нам правильно выражать свои мысли;
  • за то, что на нём говорили великие люди;
  • за то, что это язык моего народа и моей страны;

Жюри оглашает итоги турнира. Далее следует награждение. Дети исполняют песню “Дружба”.

Библиография

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.
  3. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.