Лингвистический турнир рассчитан на учащихся 4-х классов, состоит из 7-ми туров. Наиболее удачным временем для проведения обобщающей интеллектуальной игры является конец третьей четверти, когда завершается прохождение основных лингвистических тем в соответствии с учебной программой курса “Русский язык” в 4-м классе.
Подведение итогов осуществляется по балльной системе.
За выполнение задания I тура – 1 балл.
За выполнение задания II тура – по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово.
За выполнение задания III тура – по 1 баллу за каждое угаданное слово.
По заданию IV тура команда может получить 5 баллов:
1 балл – за отгаданные фразеологизмы;
1 балл – за соответствие представленного содержанию;
1 балл – за творческую составляющую;
1 балл – за костюмы;
1 балл – за массовость.
За выполнение задания V тура – по 1 баллу за каждое правильно составленное слово.
За выполнение задания VI тура – максимально 2 балла:
1 балл – за правильное составление текста;
1 балл – за скорость выполнения задания.
За выполнение задания VII тура – по 1 баллу за правильное установление причинно-следственной связи и по 0,5 балла за каждую правильную орфограмму. Всего – 8 баллов.
Оборудование:
1. Плакаты:
“О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
И.С. Тургенев
“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно-строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”.
Л.Н. Толстой
“Русский язык – это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.
Проспер Мериме
2. Тема на доске: “Я русский бы выучил только за то…”
3. Конверты с заданиями для каждой команды.
4. Магнитофон, диск с весёлыми мелодиями.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово ведущего (учитель).
Здравствуйте, участники турнира и их болельщики! Сегодня мы проводим лингвистический турнир.
Вы все уже знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык, позволяющий легко и свободно общаться друг с другом всем народам, населяющим наш край и всю Россию. Турнир мы назвали: “Я русский бы выучил только за то…” Надеюсь, что к окончанию турнира вы сможете продолжить это высказывание. Итак, начинаем!
II. Приветствие команд [3]
Команда 1
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием хотим мы
Свои знания показать.И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда 2
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней -
И наша дружба крепнет с ней.
III. Первый тур – “Узнай название команд (развитие беглости логического мышления) [3]
Ведущий. Используя все буквы, составьте слово-название команды соперников.
У каждой команды лист бумаги с зашифрованным названием. Команда соперников должна его отгадать. Команды работают на фоне музыки.
Команда 1. “ОТКИЗНА” (Знатоки).
Команда 2. “ТЕИАРГМО” (Грамотеи)
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.
IV. Второй тур – “Разминка” (анализ с целью обобщения знаний)
Ведущий. Перечислите все части речи, которые вы знаете.[3]
Участники по очереди называют части речи: глагол, существительное, прилагательное, числительное, наречие, местоимение, союз, частица, предлог, междометие.
Ведущий. А теперь на каждую букву написанных по вертикали слов (“грамматика” и “орфография”) подберите и запишите новое слово с указанием части речи, к которой оно относится. Части речи не должны повторятся.
Слова написаны на листе бумаги, прикреплённом к доске. Количество букв соответствует количеству участников. Дети по очереди подбегают и пишут слова. Команды работают на фоне музыки
Предполагаемые варианты ответов:
“г” – (гремит, глагол) “о” – (один, числительное) “р” – (разве, частица) “р” – (радостно, наречие) “а” – (ах, междометие) “ф” – (фу, междометие) “м” – (мой, местоимение) “о” – (около, предлог) “м” – (морозно, наречие) “г” – (гонит, глагол) “а” – (ароматный, прилагательное) “р” –(родной, прилагательное) “т” – (три, числительное) “а” – (а, союз) “и” – (и, союз) “ф”– (форма, существительное) “к” – (к, предлог) “и” – (ишь, частица) “а” – (артист, существительное) “я” – (я, местоимение)
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.
V. Третий тур – “Шарады” (анализ с целью поиска связей между частями слова)
Ведущий. Каждая команда должна разгадать шарады.
Шарады для команды “Знатоки”
Ведущий.
Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Шарады для команды “Грамотеи”
Ведущий.
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос)
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.
VI. Четвёртый тур – “Домашнее задание” (развитие креативности)
Ведущий. А сейчас домашнее задание. Каждая команда инсценирует фразеологизм, а команда соперников угадывает показанное действие и объясняет его смысл. [3]
Команда “Знатоки”:
- Набрал в рот воды.
- Бросать камни в чужой огород.
Команда “Грамотеи”:
- Заметать следы.
- Гнаться за двумя зайцами.
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.
VII. Пятый тур – Конкурс капитанов “Наборщик” (расширение объёма внимания и развитие беглости логического мышления) [3]
Ведущий. Капитанам предстоит всего за 5 минут из букв, составляющих слово “лингвистика”, составить как можно больше других слов. Задание не из лёгких, ребятам для его выполнения потребуется максимальная сосредоточенность.
Лингвистика |
Ведущий. Поэтому не будем мешать капитанам и приступим к выполнению задания следующего тура.
VIII. Шестой тур – “Собери текст” (анализ, поиск закономерностей)
Ведущий. Каждая команда должна собрать заданный текст из отдельных предложений: нужно наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает получившийся текст, а жюри оценит правильность его содержания.[3]
Набор предложений для команды “Знатоки”:
Она всегда становится известной, потому что правда сильнее любой лжи.
Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит.
Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле.
Ведь человек, попавшийся на лжи несколько раз, скоро прослывёт лгунишкой, и никто ему больше не будет верить.
Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу.
А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть.
Предполагаемый вариант:
Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи несколько раз, скоро прослывёт лгунишкой, и никто ему больше не будет верить. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что правда сильнее любой лжи.
Набор предложений для команды “Грамотеи”:
Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”.
Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
У одного отца было два сына.
Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?”
Они пошли судиться к соседу.
Они сказали: “Он велел делить всё пополам”.
Предполагаемый вариант:
У одного отца было два сына. Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.
IX. Седьмой тур – “Установи причину” (поиск связей между предметами и явлениями, практическое применение теоретических знаний, умений, навыков) [1]
Каждой команде вручается конверт с заданием. Задание написано на отдельных листах бумаги.
Ведуший. В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, заменяйте их другими. Вставляйте нужные буквы.
Набор предложений для команды “Знатоки”:
- С(а,о)ва и филин охотят(-,ь)ся ноч(ь,-)ю. Дневной свет для гла(с,з) с(о,а)вы и филина ярок и неприятен.
- Мног(ие,ее) цв(и,е)ты яркие и душ(ы,и)стые. Яркими красками и зап(о,а)хом цв(е,и)ты привл(и,е)кают нас(е,и)комых.
Предполагаемый вариант:
Набор предложений для команды “Грамотеи”:
- Мур( а,о)в(-,ь)и приносят лесу б(о,а)л(-,ь)шую пользу. Мур(о,а)в( ,ь)и уничтожают личинки вредных нас(и,е)комых.
- За(я,и)ц выходит за корм(а,о)м в сумерках. За(я,и)ц – зверь н(а,о)ч(-,ь)ной.
Предполагаемый вариант:
Жюри подводит итоги последнего конкурса и всего турнира.
Х. Заключительный этап (рефлексия: анализ и синтез результатов).
Ведущий. Пока жюри подводит итоги турнира, я предлагаю вам, ребята, проанализировать наше мероприятие.
Какие чувства оно у вас вызвало?
Чему вы научились сегодня?
Поделитесь своими впечатлениями и закончите фразу темы нашего турнира:
“Я русский бы выучил только за то…
Предполагаемые ответы:
- за то, что он помогает нам общаться;
- за то, что он помогает нам правильно выражать свои мысли;
- за то, что на нём говорили великие люди;
- за то, что это язык моего народа и моей страны;
Жюри оглашает итоги турнира. Далее следует награждение. Дети исполняют песню “Дружба”.
Библиография
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.
- Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.