Задачи:
- Систематизация знаний о зиме.
- Прививать умение ориентировки в пространстве.
- Учить детей восстанавливать эмоциональное состояние.
- Развивать мышление и творческое воображение.
- Развивать пальцевую моторику для подготовки последующего формирования речи.
- Закреплять умение ходьбы и бега колонной по одному, выполняя задания инструктора, закреплять умение подлезания в тоннель, ползание по скамейке на животе.
- Закрепить знания биологически активных зон, при выполнении точечного массажа.
Оборудование: «льдинки» (погремушки, завёрнутые в фольгу), тоннель (покрытый белым материалом «сугроб»), скамейка (покрашена в белый цвет «мостик, покрытый льдом»), волшебный ларец, «снеговик», «снежки», «снежинки», прищепки.
Музыкальное сопровождение: «Как на тоненький ледок», «Зимняя буря», «Светит месяц».
Место проведения: спортивный зал.
Персонажи: Зима – Инструктор по ФИЗО, ведущий – воспитатель.
Зал украшен снежинками. На еловых ветках сидят снегири. Зимнее солнце.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку «Как на тоненький ледок», здороваются с гостями и строятся в шеренгу.
Воспитатель: Ребята, вот и наступил декабрь, а декабрь зимний месяц, значит, зима вступает в свои права и сегодня у нас первое занятие зимой.
Звучит музыка «Зимняя буря».
В зал входит Зима:
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Я в гости к вам пришла.
Я тётушка крутая, белая да седая.
В мешке стужу несу,
На землю холод трясу:
Сугробы наметаю,
Ковром землю устилаю.
Вы, ребятишки узнали кто я?
Дети: Да, Зима!
Зима: Я пришла с морозами, ветрами, метелями. А вы метели не боитесь?
Дети: Нет!
Воспитатель:
Пришла Зима, кругом бело, много снегу намело,
Направо повернёмся и по снегу мы пройдёмся.
Ходьба обычная.
По сугробам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Ходьба с высоким подниманием колен.
Чтоб в снегу не провалиться,
Быстро-быстро мы помчимся.
Бег.
А теперь идём по кругу, улыбаемся друг другу.
Зима:
Я бываю мягкая, пушистая, а бываю и колючая, морозная.
Подставьте свои ладошки и я вам покажу какая я.
Дети стоят в кругу, а зима трогает их ладошки мягкой пушистой варежкой, а когда Зима одевает «колючую» варежку, расшитую мишурой – дети прячут руки за спину.
Воспитатель:
Видишь, Зима, какие у нас ребята.
Не боятся они угроз и не страшен им мороз.
Малышам-крепышам не страшна и стужа!
Молодцы у нас ребята:
Сильные и смелые, ловкие умелые!
Зима: Люблю ловких и смелых ребят, а за ловкость и сноровку я хочу вам подарить «льдинки».
Воспитатель: А мы покажем с «льдинками» интересные упражнения.
Общеразвивающие упражнения с «льдинками» (погремушки, завёрнутые в фольгу).
- И.п.: ноги на ширине ступни, «льдинки» в обеих руках внизу. Поднять «льдинки» через стороны вверх, потрясти, опустить, вернуться в исходное положение (5 раз).
- И.п.: ноги на ширине ступни, «льдинки» за спиной. Присесть, положить «льдинки» на пол; встать, руки спрятать за спину; присесть, взять «льдинки», выпрямиться, вернуться в исходное положение (4-5 раз).
- И.п.: стоя на коленях, «льдинки» в руках вверху. Сесть на пятки, положить «льдинки» сзади у носков; вернуться в и.п.; сесть на пятки, взять «льдинки», встать на колени, поднять руки вверх. (5 раз).
- И.п.: сидя, ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперёд, достать «льдинками» до пальцев ног; вернуться в исходное положение. (5 раз).
- И.п.: ноги слегка расставлены, «льдинки» в обеих руках у груди. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (2 раза).
Воспитатель:
А теперь три раза выдох и сжали «льдинки» в кулачок.
Сильно сжать «льдинки» в кулаке. Делая вдох спокойно, не торопясь, затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать выдох. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.
Зима:
Молодцы, ребята! Ловкие вы и умелые! А теперь «льдинки» уберём в волшебный ларец. Дети кладут «льдинки» в ларец.
Вился, вился белый рой,
Лёг на землю стал – горой.
Воспитатель:
Дети, вы догадались – это сугроб.
Под сугроб пролезем ловко,
Пригодиться нам сноровка.
Дети пролезают в тоннель, покрытый белой тканью.
Мостик скользкий, льдом покрыт и поэтому скользит.
На животик мы ложимся и вперёд ползти стремимся.
Дети, лёжа, на животе проползают по скамейке (скамейка покрыта фольгой).
Звучит музыка «Светит месяц».
Зима:
Дети справились с заданием, поиграть пришла пора.
Палочкой волшебной я взмахну, вам «снежинки» подарю.
Зима раздаёт детям «снежинки».
Подвижная игра: «Снежинки и ветер».
Снежинки, снежинки по ветру летят
Снежинки, снежинки на землю хотят.
(Лёгкий бег в разных направлениях.)
Но вот ветер дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
(Машут руками над головой.)
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в большой снежный ком.
(Приседания, руки в стороны вниз.)
Присели снежинки и тихо сидят (палец ко рту).
С Зимою они подружиться хотят (протягивают руки к Зиме).
Зима: Молодцы, ребята, большой сугроб у вас получился и дружные вы, и весёлые! А чтобы наши «снежинки» не разлетелись от ветра по сторонам, мы их прикрепим прищепками. (Рис. 1). А на вас сейчас подую, и вы разлетитесь по сторонам.
Рисунок 1
Зима дует на детей, а дети кружатся, как снежинки и становятся в круг. В конце игры Зима предлагает детям взять воображаемые снежные комы и поставить их друг на друга.
А теперь глаза зажмурим и представим, что же будет?
Дети закрывают глаза (в это время воспитатель снимает белое покрывало со стоящего рядом снеговика), а когда открывают, то видят перед собой Снеговика.
Зима: Будем весело играть, в Снеговика снежки бросать!
Дети бросают ватные комочки («снежки») в Снеговика.
Зима: Мне понравилось с вами играть. Вижу, вы готовы к приходу зимы. Мороза вы не боитесь, закалённые, смелые ловкие и играть с вами весело, а теперь волшебной палочкой взмахну, вас в детишек превращу, и волшебный ларец вас открыть попрошу там для вас награда.
Дети открывают ларец, а там вместо «льдинок» сладости (зефир).
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как хорошо мы с вами подготовились к зиме, а значит, не зря мы по утрам делаем зарядку, занимаемся физкультурой, а летом обливались холодной водой и бегали босиком. Теперь мы сильные и смелые, ловкие и умелые. Молодцы!
Дети благодарят Зиму за угощение и уходят в группу под музыку «Как на тоненький ледок».