Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: частично-поисковый, словесный, практический, наглядный, видеометод.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифферинцированно-групповая, парная.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1); листочки в клеточку с точкой для рисования робота для каждого; три картины с заданиями робота; расшифровка sмs для каждого; новогодняя ёлка; новогодние игрушки с заданиями для устного счёта; игра «Танграм»; шары с буквами – ф и н л я н д и я; пять плакатов с изображениями флага; жителей стран Америки, Франции, Германии, Италии, России; название стран; название столиц, зашифрованные в ребусах, шары трёх цветов для рефлексии, разноуровневые домашние задания.
Цели:
- развитие навыков умственного труда и умение его организовывать;
- закреплять знания нумерации чисел в пределах 100; знания величин; совершенствовать вычислительные навыки;
- воспитывать интерес к познанию культуры народов мира; формирование сознательной дисциплины, взаимопонимания и аккуратности в работе.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний, способов деятельности.
-Долгожданный дан звонок
Начинается урок…
-Я рада вас видеть здоровыми и улыбающимися. Сегодня к нам приехали гости издалека посмотреть, как мы умеем работать. Посмотрите на гостей, поприветствуйте их. Девочки, садитесь… Мальчики, пожалуйста…
Итак, урок математики! Мы отправляемся в путешествие. А знаете, кто нам поможет?
Сейчас я попрошу вас его нарисовать, сделать это очень просто, если будете внимательно меня слушать. Возьмите, пожалуйста, листочек в клеточку, карандаш, найдите точку, откуда будете рисовать и приготовьтесь…(Робот)
А знаете ли вы кто такие роботы? (По результатам ответов высвечивается ответная реакция программы на мониторе)
Это помощники человека. Они умеют делать всё, если задать определённую программу. У нашего робота тоже есть любимые помощники. Что получится в результате этих команд?
<Рисунок 1> (По результатам ответов высвечивается ответная реакция программы на мониторе)
К сожалению робот не умеет разговаривать и посылает нам sms-сообщение.
Расшифровка: (путешествие по сказочной зиме)
(По результатам ответов высвечивается ответная реакция программы на мониторе)
-Почему робот назвал зиму сказочной? (Ответы детей)
Посмотрите, какую ёлку для вас приготовил робот…(работа у доски- устный счёт)
Снег в лесу закутал ёлку.
Спрятал ёлочку от нас.
Ночью ёлка втихомолку
Прибежала в школьный класс.Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у ёлки собрались.
Нарядилась наша ёлка,
Огоньки на неё зажглись.
Огоньки-то не простые:
В них задание дано.
На новогодних шарах задание: (70,19,67,39,77,38,53)
- 69 увеличить на 1?
- уменьши 20 на 1.
- найди сумму чисел 60 и 7.
- найди разность чисел 40 и 1.
- к числу 57 прибавили 2 десятка.
- 3 десятка 8 единиц.
- 3 единицы 5 десятков.
(По результатам ответов высвечивается ответная реакция программы на мониторе)
2. Практическое (творческое) применение.
В какое время года мы украшаем ёлки? (зимой)
Какие изменения происходят зимой в природе? (ответы детей)Кто угадайте-ка, ледяная хозяйка:
Тряхнет перинки –
над миром пушинки.(Снежная Королева)
В ледяном дворце,
В голубом ларце.
Живёт эта дева – Снежная…(Королева)
а) Просмотр отрывка из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Как необычно в этом королевстве. Посмотрите на картину. Что вы видите? (Дети строят фигурки из льдинок)
Давайте и мы с вами поиграем в такую игру «Танграм»
Откуда появились дети во дворце у Снежной Королевы? Хорошо ли живется там детям? (осколки ледяного зеркала попадали в человеческие сердца, отчего люди становились злыми и жестокими).
- Подумайте, пожалуйста, не случалось ли так, что и в ваши сердца попадали льдинки Снежной Королевы? (Ответы детей)
-Как растопить льдинки Снежной Королевы? (Ответы детей)
Физкультминутка.
На улице мороз,
Ну-ка, все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши,
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись. Тепло вам?
б) Ребята, а нравится вам зима? Почему? Анимация о зимних гуляньях (компьютер).
Во все времена наступление Нового года у всех народов считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января. В России в Новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. Праздновали Новый год 1 сентября. В 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято уже во всех европейских странах. случится, и зажигать огни.» Так с легкой руки Петра Первого Новый год стал зимним праздником.
Отгадайте загадку: Белоус и краснонос
Под ветвями Дед… (мороз) Анимационные картины(компьютер)
(По результатам ответов высвечивается ответная реакция программы на мониторе)
Но знает ли кто-нибудь, откуда взялся этот персонаж? Дед Мороз был порожден фантазией жителей Европы более двух тысяч лет назад. В обрядовые ночи они бросали за порог своего жилища лепешки, кусочки мяса, выливали чашки вина, уговаривали Мороза не злиться, не мешать охоте, не портить посевов. Мужчины и женщины совершали переодевания, появлялись смешные фигурки животных, часто приходил бородатый дед, он олицетворял уходящий год. То есть дед Мороз — это, конечно, сказка. Но оказывается, есть и такой дед Мороз, который не снимает своего наряда круглый год — все двенадцать месяцев он несет эту службу и получает за нее зарплату. Живет он в маленьком селении. Там есть и зоопарк, и замок «Муррр-Муррр», и кукольный театр, и мастерская игрушек, и комната сказок. Тридцать гномов здесь заняты тем, что отвечают на письма ребят со всего света, торгуют в сувенирной лавке, катают гостей на оленьих упряжках, разносят подарки. Угадайте название той страны, где живет настоящий дед Мороз!
- - - - - - Д - -
Итак, робот приглашает нас в путешествие по разным странам. В этом путешествие мы будем собирать нужные буквы и в конце пути узнаем название той страны, где живет настоящий Дед Мороз.
Франция. Прослушивание «Маленькая Бурре». J. Pons
Вывешивается картина- <Рисунок 2> Кто знает, что это за страна?
Она знаменита Лувром – дворцом необыкновенной красоты, Монмартром- улицей, где собираются художники и рисуют прохожих тут же в тени деревьев, Елисейскими полями и, конечно же, Триумфальной аркой- через которую Наполеон входил в город.
Любимый музыкальный инструмент этого народа – волынка. Её можно услышать на всех праздниках, ярмарках. В особо торжественных случаях женщины надевают яркие, вышитые красивыми узорами старинные костюмы и кружевные чепцы самых необыкновенных форм.
Ребус – столица Париж. Символ парижан- Эйфелева башня высотой 314 м.
Дед Мороза во Франции называют Пер Ноэль и он может приезжать не на санях, а на доске для серфинга?
Вы знаете, что существует разница во времени в зависимости от места нахождения на континенте. Вот, например, в Париже – минус 2 часа.
Итак, если у нас празднуют Новый год в 12 часов ночи, то сколько времени в этот момент в Париже? (работа с часами)
У нас 1 час дня?
...17 часов?
...2 часа ночи?
Робот даёт буквы Ф - Н - - - д - -
Германия. Прослушивание. Полька (Германия) народная
Вывешивается картина- <Рисунок 3> Кто знает, что это за страна?
В этой стране Дед Мороза зовут ВАЙНАХТЕМАНН (в переводе рождественский дедушка) -В этой стране принято забираться на стулья и с первым ударом часов спрыгивать прямо в Новый год?
В Германии обязательная принадлежность новогоднего стола – или поросенок, или свиная голова, сделанная из теста. Это отголосок одного из языческих культов. Когда-то кабана считали животным бога, посылающего дождь и солнечный свет, плодородие и неурожай. И в обязанность кабана –священного животного-входило освещать мир и возить по небу самого бога Фрайра.
Задача: Сколько весит новогоднее блюдо? Весы голова кабана гири
Робот даёт буквы Н Я.
Ф – Н - - Н д - Я
Америка. Прослушивание Mountain Dew. Кантри. (Северная Америка) народная.
Вывешивается картина-< Рисунок 4> Кто знает, что это за страна?
Дед Мороза в этой стране называют Санта Клаус.
Эта страна знаменита Статуей Свободы, Бруклинским мостом, высокими зданиями –небоскребами, Например, здание (Эмпайр-стейт-билдинг)ЕSВ. Нужно преодолеть 1860 ступеней, чтобы оказаться на смотровой площадке 102 этажа. Конечно, наверх можно подняться и на одном из скоростных лифтов, которые за один час перевозят 10 тысяч человек. Эмпайр-стейт-билдинг через два года после открытия снялся в кино: по его внешним стенам карабкалась огромная обезьяна — Кинг-Конг.
Ребус – столица в честь первого президента страны Джорджа Вашингтона
Сначала американцы в Новогоднюю ночь едят тушенного гуся или индюка, а затем – сладкое блюдо... пудинг.
Задача: Самый большой пудинг был изготовлен в 1987 году. Его начали готовить 20 ноября и закончили 9 декабря. Сколько дней делали это рождественское блюдо? (19 дней) 30 -20 =10 дн. В ноябре- 10 + 9=19 дн.
Робот даёт букву И.
Ф – Н - - Н д И Я
Италия. Прослушивание: Tarantella Per Sofia (Италия) A. Petisi / J. P. Jemmot
Вывешивается картина – <Рисунок 5> Кто знает, что это за страна?
Наряду с дедом Морозом, которого здесь зовут Баббо Наталле к детям прилетает на метле фея Бефана, открывает дверь маленьким ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится и шалит, фея оставляет щепотку золы и уголек. Что ж сам виноват...
Задача: задание с ключами – К каждому из 10 замков подбери нужный ключ. Рисунок5
-Жители этой страны любят макароны, которые называют спагетти или паста. И очень любят пиццу. Решение примеров
Робот даёт букву Л.
Ф – Н Л - Н д И Я
Россия. Прослушивание р.н.п. «Барыня».
Вывешивается картина- <Рисунок 6> -А эту страну вы наверняка знаете!
Задача: В мешке у деда Мороза, спешашего на ёлку – 80 подарков. Останется ли подарков в мешке, если на эту ёлку придут 44 мальчика и 20 девочек?
Робот даёт буквы И Я.
Ф И Н Л Я Н Д И Я
3. Итог урока.
Урок подошёл к концу.
Поработали мы хорошо. Повторили и обобщили основные разделы математики. Понравился вам урок? Подошла пора оценить вашу работу.
4. Рефлексия.
И наша ёлочка что-то загрустила… Давайте её украсим?
Хорошо усвоил учебный материал .
Остались сомнения.
Не очень хорошо усвоил.
Под ёлочкой оказывается телеграмма с приглашением на школьную новогоднюю ёлку от Деда Мороза и Снегурочки.
5. Домашнее задание:
Тест «Мой класс»(Рядом с тем человеком в классе, с кем никогда не бывает ссор, нарисуйте красное сердце; те, с кем ссоры изредка бывают- белое сердце, тронутым льдинкой; а вот около тех, с кем ссоры бывают часто, нарисуйте снежинки).
Задание по выбору:
- На «5»: № 1,4 стр. 60.
- На «4»: №3, 5 стр. 60.