Методические указания и рекомендации по выполнению практической работы "Работа с системами автоматизированного бухгалтерского учета. Программа «1С: Бухгалтерия»" по курсу "Информационные технологии в профессиональной деятельности для экономических специал

Разделы: Информатика, Технология


Форма занятия: индивидуальная.

Вопросы для проверки (самопроверки) готовности к выполнению практической работы:

  1. Дайте определение программе «1С: Бухгалтерия». Охарактеризуйте назначение и возможности программы. Перечислите основные объекты программы.
  2. Как осуществляется запуск программы?
  3. Каким образом программа размещается в памяти компьютера?

Цель работы: познакомиться и освоить основные принципы ведения автоматизированного бухгалтерского учета с помощью программы «1С: Бухгалтерия».

Инструкция по ТБ:

При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ при работе за ПК и нахождения в кабинете информатики.

Запустить 1С: Бухгалтерия (монопольно).

Создать свою базу для ведения учета и назвать ее Ф.И.О.

Снять флажок Показывать при запуске в окне Совет дня и закрыть окно.

Раскрыть окно Путеводитель по конфигурации на весь экран и просмотреть Содержание Путеводителя.

Познакомиться с разделом Как пользоваться путеводителем, открыв его двойным щелчком.

Снять флажок Показывать при запуске.

Перед выполнением практического задания рекомендуем ознакомиться с разделом справки Общие принципы работы со списками.

I-й этап: Настройка программы.

1. Задать реквизиты предприятия (предполагаемого пользователя системы).

Название организации: ЗАО «Норд»
Дата регистрации 10 января 2000
Юридический адрес: 350082, Краснодар, Береговая, 23
Почтовый адрес: 350082, Краснодар, а/я 56
Тел.: 354-62-31
ИНН: 7743459991
ОКОНХ: 35465
Вид деятельности Производство мебели, розничная торговля
ОКПО: 000607809
Р/сч.: 00000043535056
Банк: Эпсилон-банк
К/сч.: 5675675000000067
БИК: 044444677

Для задания реквизитов предприятия (предполагаемого пользователя системы) выберите пункт меню Сервис, а затем команду Сведения об организации. В окне выберите нужную строку, а в ней поле значение. Нажмите клавишу Enter, после чего система перейдет в режим ввода данных, при этом курсор будет мигать в выбранном поле. Введите необходимые данные. Для окончания ввода информации нажмите клавишу Enter.

2. Заполнить Справочники. Занести указанные в нижеприведенной таблице объекты аналитического учета в справочник субконто.

Вид справочника Группа Запись
Контрагенты Поставщики ЗАО «Хантарес»
    АО «Вавилон-17»
    ООО «Прогресс»
  Покупатели АОЗТ «Влади»
    ООО «БРАЙТ»
    ЗАО «Юлия»
  Учредители Тихонов А.Н.
  Бюджеты и фонды  
Сотрудники АХО Тихонов А.Н. (директор)
    Иванов И.И. (кассир)
  Производственный отдел  
  Торговый отдел  
Номенклатура Товары Офисное кресло Цена 500
    Книжный шкаф Цена 1000
    Канцелярские скрепки Цена 20

Для ввода объектов аналитического учета перейдите в справочник (Справочники — Вид справочника). Сначала создается группа, а затем вносятся в группу записи в соответствии с нижеприведенными данными. В открывшемся окне Список субконто следует ввести необходимую информацию (обратите внимание, что в заголовке окна будет присутствовать название выбранного вида субконто, например Список контрагентов).

<Рисунок 1> Кнопка создания группы

<Рисунок 2> Кнопка создания записи

Откройте справочник Сотрудники в группе АХО создайте новый элемент:

ФИО: Вы. Пол:. Дата рождения:. Должность: главный бухгалтер. Подразделение: Административно-хозяйственный отдел. Характер работы: трудовой договор. На вкладке Налоги и отчисления заполните Тип вычета: 400руб. Заполните свои паспортные данные на вкладке Прочие.

Аналогично создайте ещё два элемента:

В справочнике Сотрудники создайте Приказ о приёме на работу:

Дата приёма на работу: 11.01.06. Дата составления: 11.01.06. ФИО: Веселкина Андрей Николаевич. Пол: мужской. Дата рождения: 02.08.67. Должность: менеджер. Подразделение: Административно-хозяйственный отдел. Характер работы: Трудовой договор. На вкладке Начисление з/пл заполнить: Месячный оклад: 3000руб. Счёт: 26. Общехоз.затраты: Оплата труда. Подразделение: Административно-хозяйственный отдел

Аналогично оформите Приказы о приёме на работу ответственных лиц:

Оклады: директор 8000руб. Гл.бухгалтер 5000руб. Кассир 2000руб. Дата приёма: 09.04.05

3. Познакомиться с Планом счетов. Проверить в плане счетов наличие синтетических счетов, субсчетов в соответствии с нижеприведенной таблицей и при необходимости внести изменения.

Откройте План счетов через меню Операции и разверните окно на весь экран.

Перейдите к счёту 68 (Налоги и сборы).

Сколько субсчетов имеет счёт и на каком субсчёте учитывается НДС (Записать в тетрадь).

Перейдите к счёту 60 (Расчёты с поставщиками и подрядчиками). На какие субсчета разбит счёт (Записать в тетрадь).

Перейдите к счёту 20. Какие виды субконто привязаны к этому счёту? (Записать в тетрадь).

Какого типа субконто привязано к счёту 68.2 (Записать в тетрадь).

Проверка плана синтетических счетов (Операции — План счетов), который имеется в программе, состоит в том, чтобы счета из таблицы присутствовали в списке. Для поиска нужного счета можно просто набрать номер счета на клавиатуре.

Сделать выводы о проделанной работе, ответив на следующие вопросы:

  1. Каким способом было открыто окно Сведения об организации?
  2. Правила ввода записей в справочники, правила создания групп в многоуровневых справочниках. Как заполнить подчинённый справочник?
  3. Правила оформления приказов о приёме на работу?

II-й этап: Ввод начальных остатков.

1. Установить рабочий период, равный 4-му кварталу 2005 г.

Чтобы начать работать с программой, необходимо ввести остатки по всем счетам (входящее сальдо) на начало того периода, с которого начинают применять программу. В программе «1С:Бухгалтерия» остатки вводятся в квартале, предыдущем реальному началу работу. При переходе в следующий рабочий квартал программа автоматически перенесет остатки на начало периода

В нашем случае остатки будем вводить на 31 декабря 2005 г. Для установки рабочего периода (4-й квартал 2005 г.) необходимо выбрать пункт меню Сервис команда Параметры - Бухгалтерские итоги. Используя кнопки счетчика, отредактировать поле Рабочий квартал.

2. Установить интервал операций с 1 ноября по 31 декабря 2005 года.

Интервал операций предназначен для ограничения просмотра списка операций в журнале только за интересующий временной диапазон. Интервал нужно задать, выбрав из пункта главного меню Сервис команда Параметры - Журналы.

3. Установить рабочую дату 31 декабря 2005 года.

Для установки рабочей даты, т.е. даты ввода проводок в журнал хозяйственных операций (31 декабря 2005г.), необходимо выбрать пункт меню Сервис, команду Параметры - Общие. Отредактировать поле с рабочей датой.

4. Занести значения остатков по следующим счетам бухгалтерского учета на 1 января 2006 года.

Номер счета Название счета Сумма остатка
Остатки по дебету счетов
01.1 Основные средства 4730
41.1 Товары на складах  
  Офисное кресло (кол-во 12 шт.) 6000
  Книжный шкаф (кол-во 20 шт.) 20000
  Канцелярские скрепки(кол-во 10 шт.) 200
50 Касса 170
51 Расчетный счет 12000

Остатки по кредиту счетов

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (ЗАО «Хантарес») 15000
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (АО «Вавилон-17») 5400
68.1 Налог на доходы с физ. лиц 500
68.2 НДС 5000
68.4 Налог на прибыль 2300
68.8 Налог на имущество 700
80 Уставной капитал 1200
91.1 Прочие доходы 13000

Остатки вводятся в виде проводок в журнале хозяйственных операций (Операции — Журнал операций), в которых соответствующий счет (субсчет) корреспондируется с некоторым фиктивным счетом 00. Чтобы ввести дебетовый остаток по счету, в графу «Дебет» вводится код счета (субсчета), по которому вводится остаток, а код счета «00» заносится в графу «Кредит». Для ввода кредитового остатка код «00» заносится в графу «Дебет», а в графу «Кредит» — код счета (субсчета), по которому вводится остаток. При вводе проводок для перехода между полями проводки целесообразно использовать клавишу Enter. В этом случае программа сама задаст все необходимые вопросы.

Можно использовать кнопку ввода типовых операций.

<Рисунок 3>

Из списка типовых операций выбрать Ввод начальных остатков – Ввод дебетовых (Кредитовых) остатков или в пункте меню Действия – Ввести типовую.

После занесения остатков нужно выполнить расчет итогов за IV квартал (Отчеты — Оборотно-сальдовая ведомость — кнопка Сформировать).

Просмотрите оборотно-сальдовую ведомость, используя одновременную кнопку на Панели инструментов.

<Рисунок 4>

Проверить остатки по счету 00 в оборотно-сальдовой ведомости (Отчеты — Оборотно-сальдовая ведомость по счету).

Если остатки по счету 00 равны нулю, можно переходить в следующий рабочий период. Иначе необходимо перейти к редактированию проводок в журнале операций.

Сделать выводы о проделанной работе, ответив на следующие вопросы:

  1. Как изменить рабочую дату? Как использовать календарь?
  2. Чем отличается рабочая дата от текущей даты?
  3. Какими способами можно осуществить ввод начальных остатков? Какой счет при этом используется?

III-й этап: Ведение текущей хозяйственной деятельности.

1. Установить рабочий период 1-й квартал 2006 года.

2. Установить интервал операций с 01.01.06 по 31.03.06.

3. Установить рабочую дату 08 марта 2006 г.

Установка рабочего периода, интервала операций и рабочей даты выполняется аналогично рассмотренным действиям при вводе остатков.

4. Зарегистрировать хозяйственные операции по расчетному счету за март 2006 года.

Дата Содержание От кого Кому Счет дебета Счет кредита Сумма
8.03 Получено от покупателя АОЗТ «Влади»   51 62.1 55250
9.03 Получено в банке по чеку     50.1 51 7800
12.03 Получено от покупателя ЗАО «ЮЛИЯ»   51 62.1 30230
13.03 Перечислено в соцстрах     69.1 51 437
13.03 Перечислено в пенс, фонд     69.2.2 51 2349
21.03 Перечислено поставщику   ЗАО «Хантарес» 60.1 51 69670
22.03 Получено от покупателя ООО «Брайт»   51 62.1 29500
25.03 Перечислен в бюджет налог на прибыль     68.4 51 2300
25.03 Перечислен в бюджет НДФЛ     68.1 51 500
25.03 Перечислен в бюджет НДС     68.2 51 5000
25.03 Перечислен налог на имущество     68.8 51 700
27.03 Перечислено поставщику   АО

«Вавилон-17»

60 51 8000

5. После ввода банковских операций проверить правильность внесенной информации, учитывая, что по выписке банка остаток на расчетном счете (счет 51) после всех операций на 31.03.06 составил 30 224 руб.

6. Оформить Приказ о приёме на работу через меню Журналы команда Кадры. Установите рабочую дату 16.03.06.

Дата приёма на работу: 16.03.06; Дата составления: 16.03.06; ФИО: Родионова Инна Васильевна; Пол: женский; Дата рождения: 14.06.70; Должность: продавец; Подразделение: Торговый отдел; Характер работы: Трудовой договор; На вкладке Начисление з/пл заполнить: Месячный оклад: 3000руб; Счёт: 26; Общехоз.затраты: Оплата труда; Статья затрат по начисленному ЕСН – отчисления на социальные нужды.

Просмотрите все созданные приказы через меню Журналы команда Кадры. В справочнике Сотрудники составьте отчёт по всем сотрудникам организации на дату 16.03.06, нажав кнопку По всем.

7. Зарегистрировать хозяйственные операции по кассе за март 2006 года. Оформить Расходный кассовый ордер через меню Документы

Дата Наименование операции Кому Счет дебета Счет кредита Сумма
11.03 Выплачено з/п из кассы   70 50 7047
12.03 Выдано средств под отчет Тихонов А.Н. 71 50 400
18.03 Выдано средств под отчет Иванов И. И. 71 50 450

8. Проверить правильность внесенной информации, если известно, что остаток в кассе после операции 31.03.06 составил 73 руб.

9. Зарегистрировать хозяйственные операции по расчетам с подотчетными лицами за март 2006 года. Оформить Авансовый отчет от 15.03.06 на Тихонова А.Н. на сумму 400 руб. и от 24.03 на Иванова И. И. на сумму 450 руб. через меню Документы.

10. Зарегистрировать хозяйственные операции по приходу товаров за март 2006 года.

Дата Наименование операции От кого Счет дебета Счет кредита Сумма
05.03 Получены товары от поставщика ЗАО «Хантарес» 41.1 60 62 000
15.03 Получены товары от поставщика ООО «Прогресс» 41.1 60 27500
25.03 Получены товары от поставщика АО «Вавилон-17» 41.1 60 680

11. Зарегистрировать хозяйственные операции по реализации товаров за март 2006 года.

Дата Наименование операции Кому Счет дебета Счет кредита Сумма
09.03 Начислено в реализацию АОЗТ «Влади» 62.1 46 55250
13.03 Начислено в реализацию ЗАО «ЮЛИЯ» 62.1 46 30230
22.03 Начислено в реализацию ООО «Брайт» 62.1 46 29500

12. Зарегистрировать хозяйственные операции по списанию себестоимости товара за март 2006 года.

Дата Наименование операции Счет дебета Счет кредита Сумма
23.03 Реализовано товаров по себестоимости

(шкаф - 74 шт. АОЗТ «Влади»)

46 41.1 74000
23.03 Реализовано товаров по себестоимости

(шкаф - 15 шт. ООО «Брайт»)

46 41.1 74000
24.03 Реализовано товаров по себестоимости

(кресло - 51 шт. ЗАО «ЮЛИЯ»)

46 41.1 25500
26.03 Реализовано товаров по себестоимости

(канцелярские скрепки - 24 шт. ООО «Брайт»)

46 41.1 74000

13. После занесения операций по приходу и реализации товара проверьте правильность введенной информации. Вы должны получить остаток на счете 41, равный 16 680 руб.

Регистрация всех операций производится в журнале хозяйственных операций (Операции — Журнал операций). Для оптимизации работы используйте копирование операций.

Для проверки результатов нужно рассчитать итоги (Отчеты — Оборотно-сальдовая ведомость по счету), и просмотреть состояние соответствующего счета, выбрав в пункте меню Отчетность. Если при проверке остатка вы получили другой результат — ищите ошибку в журнале хозяйственных операций.

14. Зарегистрировать хозяйственные операции в целом по отчетному периоду за март 2006года.

Дата Наименование операции Счет дебета Счет кредита Сумма
31.03 Начислен НДС от реализации 46 68/5 2521,70
31.03 Списаны издержки обращения 46 44 11459
31.03 Образована прибыль от реализации 46 80 1 499,30

Сделать выводы о проделанной работе, ответив на следующие вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные принципы учёта хозяйственных операций?
  2. Как открыть журнал операций?
  3. Как осуществляется ручной ввод операций?
  4. Как ввести документ в журнале операций?
  5. Как открыть журнал проводок?

IV-й этап: Составление отчетности.

Формирование сальдо на 1-e апреля.

1. После ввода хозяйственных операций необходимо сравнить полученное сальдо с приведенными ниже данными.

Номер счета Название счета Сумма остатка
Остатки по дебету счетов
01 Основные средства 4730
41.1 Товары на складах 1400
50 Касса 73
51 Расчетный счет 30224
69 Расчеты по соц. страхованию 2788
71 Расчеты с подотчетными лицами 7890
ИТОГО: 47110

Остатки по кредиту счетов

60 Расчеты с поставщиками 32910
80 Уставный капитал 1200
91 Прочие доходы и расходы 13000
ИТОГО: 47110

Для проверки сальдо на 1-е апреля необходимо выполнить расчет итогов за I квартал 2006 года и проверить остатки по счетам в оборотно-сальдовой ведомости (Отчеты — Оборотно-сальдовая ведомость).

2. Сформировать баланс за 1-й квартал 2006 года.

Если остатки, рассчитанные в системе, совпадают с приведенными выше, подсчет баланса за I квартал производится в пункте меню Отчеты, команда Регламентированные отчеты. В открывшемся списке следует выбрать строку с названием нужного отчета и Открыть. Для формирования баланса указать: За период Январь-Март 2006г.; Ед.изм. руб. и щелкнуть кнопку Заполнить.

Сделать выводы о проделанной работе, ответив на следующие вопросы:

  1. Вы сформировали отчет «Оборотно-сальдовая ведомость». Дана ли в этом отчете информация о счетах, имеющих нулевые остатки на начало и конец отчетного периода? Сформируйте и включите в отчет по практической работе оборотно-сальдовую ведомость.
  2. Для каких счетов имеется возможность формировать оборотно-сальдовую ведомость? Опишите как это сделать. Сформируйте и распечатайте оборотно-сальдовая ведомость по 60 счету.
  3. Какие отчетные периоды существуют? Как осуществить формирование баланса за 2-й квартал 2006 года?
  4. В форме «Управление бухгалтерскими итогами» расчет итогов установлен по 3 квартал 2006 года. За какие отчетные периоды 2006 года можно получить отчеты в программе?
  5. Вы сформировали стандартный отчет и хотите сохранить его печатную форму в виде файла на диске. Имеется ли такая возможность в программе, если да, то укажите как?