Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика, Информатика

Класс: 10

Ключевые слова: узлы и пучности стоячей волны


Цели урока:

  • начать формирование понятия «стоячие волны» и его основных характеристик;
  • создать условия для более глубокого усвоения учащимися знаний по теме урока путем применения ИКТ;
  • помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация «Стоячие волны»;
  • обучающий диск «Электронные уроки и тесты. Колебания»;
  • гитара и флейта.

Этапы урока:

Содержание работы Время (мин.)
1. Организационный момент. Актуализация знаний по теме»Волны» 10
2. Объяснение нового материала 25
3. Закрепление изученного 7
4. Домашнее задание. Подведение итогов 3

Ход урока

1. Актуализация знаний:

  • какие виды механических волн вам известны (Слайд №2);
  • при каком условии происходит сложение волн;
  • что такое поляризация;
  • чему равна амплитуда колебаний двух волн, встречающихся в некоторой точке пространства в противофазе, если их амплитуды равны, а периоды одинаковы;
  • в одинаковой фазе.

2. Объяснение нового материала.

Рассмотрим процесс образования стоячей волны (Слайд №3).

Определение стоячей волны (Слайд №4).

Демонстрация видеофрагмента стоячей волны (обучающий диск «Электронные уроки тесты. Физика в школе. Колебания», ЗАО «Новый диск», 2005г.)

Как движется каждая точка стоячей волны (Слайд №5)?

  • совершает синхронно со всеми остальными точками гармонические колебания;
  • колеблется перпендикулярно длине покоящегося шнура;
  • колеблется с периодом равным периоду внешнего возмущения;
  • имеет собственную амплитуду колебаний.

Выведем уравнение стоячей волны (Слайд №6).

y1 = A cos ω (t – x/υ);

+

y2 = A cos ω (t + x/υ).

y = y1 + y2 = 2A cos ωx/υ cos ωt = 2A cos 2πx/λ cos 2πt/T.

Зависимость амплитуды точек стоячей волны от их координат (Слайд №7).

x = 0 a = a max = 2A;

x = λ/2 a = a min = 0.

Как переносится энергия стоячей волной (Слайд №8)?

(Энергия не переносится, а лишь перераспределяется в пространстве, трансформируясь в поперечном направлении из потенциальной в кинетическую и наоборот).

Узлы и пучности стоячей волны. Вывод положений узлов и пучностей (Слайд №9).

cos 2πx/λ = ± 1 x = ± nλ/2;

cos 2πx/λ = 0 x = ± (n + )λ/2.

Положение узлов и пучностей не зависит от длины шнура, если он закреплен с одной стороны.

Рассмотрим стоячую волну, возникающую в шнуре, закрепленном с двух сторон (Слайд №10).

Использование стоячих волн в струнах для музыкальных инструментов (Слайд №11).

Могут ли стоячие волны возникать в газах (Слайд 12)?

Духовые музыкальные инструменты (Слайд №13).

Расстояние между узлами стоячей волны в этом случае не может быть произвольным, оно зависит от длины шнура (Слайд №14).

2l/υ = Tn (n = 1, 2, 3) l/λ/2 = n.

На длине шнура, закрепленного на концах, укладывается целое число полуволн поперечных стоячих волн.

Только такие волны могут длительно поддерживаться в шнуре. Они называются модами собственных колебаний (Слайд №15).

Частота собственных колебаний (Слайд №16):

νn = 1/T = υ/λ = υn/2l (n =1,2,3…).

  • n = 1 основная мода (первая гармоника);
  • n > 1 n–ая гармоника (n-ый обертон).

Демонстрация стоячих волн в струнных и духовых инструментах.

Тембр звука (Слайд № 17).

3. Закрепление: ответы на вопросы (Слайд № 18).

4. Домашнее задание. Подведем итоги.