Интегрированное занятие (экология + декоративно-прикладное творчество) по теме "Птицы над сушей и морем"

Разделы: География, Технология, Начальная школа, Экология


Цель: Путём слияния образовательной и трудовой деятельности ознакомить детей с перемещением птиц в пространстве, с законами перелётов.

Задачи:

  1. Дать общее представление о миграции птиц.
  2. Показать особенности перелётов.
  3. С помощью игровой формы обучения дать знания о путях перелёта (на примере ласточки деревенской и трясогузки жёлтой) и развивать любознательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети.

- По вашей просьбе, в связи с возникновением проблемы распространения птичьего гриппа, мы проводим ряд предварительных занятий, подготавливающих вас к обсуждению вышеназванной проблемы. Это одно из них.(до этого проводилось занятие по теме “ Разнообразие птиц”.)

Тема нашего занятия: “Птицы над сушей и морем”.

Целью занятия является знакомство с особенностями поведения птиц во время перелётов, с понятием – МИГРАЦИЯ- ,с проблемами и трудностями. возникающими при осуществлении перелётов.

II. Вводная беседа о птицах. (работа с карточками, проводится непосредственно детьми)

! На карточках предлагается следующая информация. Дети зачитывают её индивидуально, карточки раздаются прямо на занятии.

(Информация, предложенная детям на карточках, включает в себя сведения о значении птиц в жизни человека).

  • Птиц на Земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё–таки довольно много – около 9 тыс. видов.
  • Птицы украшают естественные и культурные ландшафты, наполняя их звуками и красками и придавая им неповторимое своеобразие.
  • Считается, что предки птиц были рептилиями, похожими на ящериц и вели древесный образ жизни.
  • Несмотря на нашу суровую северную природу, птиц встречается в Ленинградской области довольно много, около 200 различных видов.
  • Полезная роль птиц не ограничивается только уничтожением насекомых. Ни у кого не вызывает сомнения польза, приносимая птицами в распространении древесных, кустарниковых пород и ягод.
  • В борьбе с сорняками неоценимую пользу приносят зерноядные птицы.
  • В сокращении численности мышевидных грызунов огромную услугу оказывают нам пернатые хищники.
  • Большое санитарное значение имеет ряд птиц, питающихся отбросами и падалью.
  • Наблюдение за жизнью птиц, их поведением имеет большое познавательное и воспитательное значение. Любовь к птицам развивает самую лучшую черту человеческого характера – гуманность.

III. Следующий этап предполагает включение обучающихся в практическую мыслительную деятельность.

(Дети делятся на две группы, которые позже будут сформированы в команды. Каждой команде даётся “зашифрованный” список птиц. Она должна “ расшифровать”,т.е. узнать, что за птица прячется под каждым названием).

Ж - - - - - - -к С - - - -а
Т - - - - - - - -а С - - - -а
А - -т В - - - -а
К - - - - - а Д - - -л
Л - - - - - -а Г - - -а

! Обязательно в помощь даются изображения указанных птиц.

Первая группа птиц: трясогузка, жаворонок, ласточка, аист, кукушка.

Вторая группа птиц: галка, ворона, синица, дятел, сорока.

IV. Беседа по вопросам.

- Прочитайте названия птиц первой группы.

- Прочитайте названия птиц второй группы.

- Предположите, почему именно так разделены?

- Как одним словом можно назвать птиц первой группы?

- Как одним словом можно назвать птиц второй группы?

! Перед детьми появляются два названия групп:

ПЕРЕЛЁТНЫЕ

ОСЁДЛЫЕ

- Объясните название каждой группы.

В свете последних событий, мы будем говорить о группе ПЕРЕЛЁТНЫХ птиц.

V. Вводится понятие: МИГРАЦИЯ.

Всё, что касается перемещения птиц в пространстве, рассматривается в связи с понятием МИГРАЦИИ.

! Перед обучающимися появляется научное определение термина МИГРАЦИЯ.

Миграция - это последовательное расширение ареала данного вида в течение длительного времени в результате отсутствия благоприятных предпосылок для осёдлого образа жизни в течение всего года.

Беседа о перемещении птиц, исторические факты.

(Детям вновь предлагается информация на карточках)

  • Птицы могут за короткий срок пересекать громадные расстояния и чередовать свои места обитания определённым образом.
  • Птицы совершали перелёты над сушей и морем задолго до того, как не Земле появились люди.
  • Люди с древнейших времён обращали внимание на регулярное появление и исчезновение перелётных птиц.
  • Первые упоминания о сезонных миграциях птиц можно встретить в старинной литературе, например, в Ветхом Завете, у греческих и римских авторов: Гомера, Аристотеля.
  • В конце средневековья Олаус Магнус описывал следующим образом прилёт журавлей: “Журавлиная стая, подобно гусиной, к основанию постепенно расширяется, приобретая форму клина, и целиком разворачивается при попутном ветре. Она движется вперёд, как идущее на таран военное судно, рассекая воздух сильнее, чем если бы она направлялась по прямой.”
  • К основным причинам, вызывающим ежегодные сезонные миграции птиц, относятся климат, погода и пищевые ресурсы.

! Если по ходу получения сведений возникают вопросы, они обсуждаются.

VII. Подготовительная работа к практическо - игровой части.

“Загадочная птица в конвертике”.

-Возвращаемся к группам птиц.

(Детям раздаются конверты с заранее заготовленным шаблоном и частями определённой птицы. Птицы: ласточка деревенская и трясогузка жёлтая).

- “Соберите” птицу.

- Кто это?

- К какой группе относится?

- Именно сейчас нам предстоит начать увлекательный перелёт вместе с данными птицами.

- Но прежде, послушайте, что говорят об этих птицах стихи. (Зачитываются стихотворения о ласточке и трясогузке).

Ласточка.

День проходит, скоро вечер,
У раскрытого окна
Вьётся ласточка, щебечет:
“Вот и я! Пришла весна!”
Где ты зиму зимовала?
Из каких вернулась стран?
Хорошо ли кочевала
Через море – океан?
Самолётом прилетела?
Приплыла на корабле?
Принимайся же за дело
На родной своей земле!
Будто глиняный горшочек
Прилепился над окном.
Ласточка весь день хлопочет,
Что-то лепит, ладит в нём.

Е. Трутнева

Трясогузка.

Вьётся речка-быстротечка,
Травы шевелит;
Весь песок, что вымыт речкой,
Строчками увит.
Пробежит вдоль речки птичка,
Хвостиком качнёт,
Схватит муху трясовичка,
След перечеркнёт, -
И летит в гнездо под крышу,
Где за три версты
Малыши её заслышати разинут рты.

Павел Барто.

- Вот что сказано об этих птицах в литературе.(Даются сведения на карточках).

  • Все они принадлежат к поздним из прилетающих птиц. Это связано с их питанием.
  • Ласточки прекрасно летают. Скорость полёта этих птичек может доходить до 100км/ч и более.
  • Улетают все ласточки внезапно, и через несколько дней они уже ловят насекомых где – то возле египетских пирамид, а затем улетают ещё дальше на юг – в Центральную и даже Южную Африку.
  • Обыкновенно они летают где-либо неподалёку от реки характерным волнообразным полётом.
  • Во второй половине сентября все трясогузки улетают далеко на юг, в Африку, в долину Нила, на зимовку.

VIII. На данном этапе непосредственно образовательная деятельность тесно связывается с практической и переходит в игровую.

! Форма игровой подачи материала предполагает составление “Карты перелёта”.

Практическая деятельность: СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ.

1. На голубом фоне (водные пространства) дети по очертаниям приклеивают два материка, между которыми осуществляется перелёт – ЕВРАЗИЯ и АФРИКА.

2. Отмечают флажками начало и конец пути.

3. Отмечают основной ландшафт.

4. Отмечают основные объекты-остановки.

! Выполняя эту работу обучающиеся параллельно сверяются с оригиналами – КАРТОЙ и ВИДАМИ ПУТИ.

IX. Подготовительная беседа к работе с “картой”.

Сейчас мы рассмотрим от чего зависит благополучие перелёта. Ответьте на вопросы.

- Что помогает птицам безошибочно и терпеливо перелетать такие расстояния?

- Что влияет на протекание полёта?

! Перед детьми появляются записи

ВЫНОСЛИВОСТЬ

ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ

ОРИЕНТАЦИЯ

СКОРОСТЬ

ВЫСОТА ПОЛЁТА

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Это и будут наши главные остановки.

X. Непосредственно работа с “картой” и включение в игру.

- Обратимся к нашей карте.

- Отмечаем первый пункт остановки.

- Что это за место?

- Обозначим.

- Сверим с атласом.

- Будем продвигаться дальше, сверяя наш путь с птичьим.

Проверим , готовы ли стаи к перелёту, выносливы ли они и чья “ стая” с большим успехом, без потерь преодолеет свой путь.

(Так, продвигаясь, по пути следования птиц, делая остановки на главных их стоянках, дети проходят этот этап занятия в виде соревнования, где проверяются: “выносливость”, “хорошее зрение”, “ориентация”, “скорость”, “высота полёта”, “погодные условия”. Для усиления соревновательного эффекта на каждой остановке обучающиеся , изучая материал, зарабатывают баллы)

! Кол-во баллов определяют педагоги.

! На каждой “остановке” обучающиеся выполняют определённые задания.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА – выносливость - простоять на одной ноге.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА – хорошее зрение – игра в ДАРТС.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА – ориентация – пройти между стульев с завязанными глазами.

ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА – скорость- “размотай ленточку”.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА – высота полёта – “строительство башни”

! На ШЕСТОЙ ОСТАНОВКЕ выясняются ОПАСНОСТИ, подстерегающие птиц во время перелётов.

(Перед детьми в закрытом виде представлены карточки с названием опасности, рядом написано кол – во баллов от 1 до5. Дети поочереди открывают карточки, параллельно получаются открыты виды опасностей, и к тому же набираются очки)

В итоге открыта следующая информация:

СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

МЕТЕЛИ

СИЛЬНОЕ ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

ПЕСЧАНЫЕ БУРИ

ПАЛЯЩИЙ ЗНОЙ ПУСТЫНЬ

ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ, ЗМЕИ

ВЕРОЛОМСТВО ЛЮДЕЙ

НЕФТЯНЫЕ ПЯТНА

СТОЛКНОВЕНИЯ

После “СОРЕВНОВАНИЯ” подводится итог. Выясняется сколько птиц “долетело” и “ погибло”

! Чем больше набрано баллов, тем большая “стая” оказалась сохранена.

XI. Итог.

- Получив на занятии определённые знания, нам необходимо учесть их в дальнейшей работе по следующей теме “Распространение птичьего гриппа в связи с миграцией птиц”.

- Сегодня мы убедились, что из стаи не все птицы добираются до места. Мы выяснили, какие проблемы подстерегают птиц при перелётах, как им приходится тяжело.

- Ещё одной проблемой в последнее время в мире стало распространение птичьего гриппа. ЭТО И СТАНЕТ ТЕМОЙ НАШЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Этому будет посвящено отдельное занятие.

XII. Творческое задание.

- Подводя итог, вам предлагается продумать меры и внести свои предложения по осуществлению контроля за перелётами птиц. Это и будет вашим творческим заданием к следующему занятию.