Цель: Путём слияния образовательной и трудовой деятельности ознакомить детей с перемещением птиц в пространстве, с законами перелётов.
Задачи:
- Дать общее представление о миграции птиц.
- Показать особенности перелётов.
- С помощью игровой формы обучения дать знания о путях перелёта (на примере ласточки деревенской и трясогузки жёлтой) и развивать любознательность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети.
- По вашей просьбе, в связи с возникновением проблемы распространения птичьего гриппа, мы проводим ряд предварительных занятий, подготавливающих вас к обсуждению вышеназванной проблемы. Это одно из них.(до этого проводилось занятие по теме “ Разнообразие птиц”.)
Тема нашего занятия: “Птицы над сушей и морем”.
Целью занятия является знакомство с особенностями поведения птиц во время перелётов, с понятием – МИГРАЦИЯ- ,с проблемами и трудностями. возникающими при осуществлении перелётов.
II. Вводная беседа о птицах. (работа с карточками, проводится непосредственно детьми)
! На карточках предлагается следующая информация. Дети зачитывают её индивидуально, карточки раздаются прямо на занятии.
(Информация, предложенная детям на карточках, включает в себя сведения о значении птиц в жизни человека).
- Птиц на Земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё–таки довольно много – около 9 тыс. видов.
- Птицы украшают естественные и культурные ландшафты, наполняя их звуками и красками и придавая им неповторимое своеобразие.
- Считается, что предки птиц были рептилиями, похожими на ящериц и вели древесный образ жизни.
- Несмотря на нашу суровую северную природу, птиц встречается в Ленинградской области довольно много, около 200 различных видов.
- Полезная роль птиц не ограничивается только уничтожением насекомых. Ни у кого не вызывает сомнения польза, приносимая птицами в распространении древесных, кустарниковых пород и ягод.
- В борьбе с сорняками неоценимую пользу приносят зерноядные птицы.
- В сокращении численности мышевидных грызунов огромную услугу оказывают нам пернатые хищники.
- Большое санитарное значение имеет ряд птиц, питающихся отбросами и падалью.
- Наблюдение за жизнью птиц, их поведением имеет большое познавательное и воспитательное значение. Любовь к птицам развивает самую лучшую черту человеческого характера – гуманность.
III. Следующий этап предполагает включение обучающихся в практическую мыслительную деятельность.
(Дети делятся на две группы, которые позже будут сформированы в команды. Каждой команде даётся “зашифрованный” список птиц. Она должна “ расшифровать”,т.е. узнать, что за птица прячется под каждым названием).
Ж - - - - - - -к | С - - - -а |
Т - - - - - - - -а | С - - - -а |
А - -т | В - - - -а |
К - - - - - а | Д - - -л |
Л - - - - - -а | Г - - -а |
! Обязательно в помощь даются изображения указанных птиц.
Первая группа птиц: трясогузка, жаворонок, ласточка, аист, кукушка.
Вторая группа птиц: галка, ворона, синица, дятел, сорока.
IV. Беседа по вопросам.
- Прочитайте названия птиц первой группы.
- Прочитайте названия птиц второй группы.
- Предположите, почему именно так разделены?
- Как одним словом можно назвать птиц первой группы?
- Как одним словом можно назвать птиц второй группы?
! Перед детьми появляются два названия групп:
ПЕРЕЛЁТНЫЕ
ОСЁДЛЫЕ
- Объясните название каждой группы.
В свете последних событий, мы будем говорить о группе ПЕРЕЛЁТНЫХ птиц.
V. Вводится понятие: МИГРАЦИЯ.
Всё, что касается перемещения птиц в пространстве, рассматривается в связи с понятием МИГРАЦИИ.
! Перед обучающимися появляется научное определение термина МИГРАЦИЯ.
Миграция - это последовательное расширение ареала данного вида в течение длительного времени в результате отсутствия благоприятных предпосылок для осёдлого образа жизни в течение всего года.
Беседа о перемещении птиц, исторические факты.
(Детям вновь предлагается информация на карточках)
- Птицы могут за короткий срок пересекать громадные расстояния и чередовать свои места обитания определённым образом.
- Птицы совершали перелёты над сушей и морем задолго до того, как не Земле появились люди.
- Люди с древнейших времён обращали внимание на регулярное появление и исчезновение перелётных птиц.
- Первые упоминания о сезонных миграциях птиц можно встретить в старинной литературе, например, в Ветхом Завете, у греческих и римских авторов: Гомера, Аристотеля.
- В конце средневековья Олаус Магнус описывал следующим образом прилёт журавлей: “Журавлиная стая, подобно гусиной, к основанию постепенно расширяется, приобретая форму клина, и целиком разворачивается при попутном ветре. Она движется вперёд, как идущее на таран военное судно, рассекая воздух сильнее, чем если бы она направлялась по прямой.”
- К основным причинам, вызывающим ежегодные сезонные миграции птиц, относятся климат, погода и пищевые ресурсы.
! Если по ходу получения сведений возникают вопросы, они обсуждаются.
VII. Подготовительная работа к практическо - игровой части.
“Загадочная птица в конвертике”.
-Возвращаемся к группам птиц.
(Детям раздаются конверты с заранее заготовленным шаблоном и частями определённой птицы. Птицы: ласточка деревенская и трясогузка жёлтая).
- “Соберите” птицу.
- Кто это?
- К какой группе относится?
- Именно сейчас нам предстоит начать увлекательный перелёт вместе с данными птицами.
- Но прежде, послушайте, что говорят об этих птицах стихи. (Зачитываются стихотворения о ласточке и трясогузке).
Ласточка. День проходит, скоро вечер,
У раскрытого окна
Вьётся ласточка, щебечет:
“Вот и я! Пришла весна!”
Где ты зиму зимовала?
Из каких вернулась стран?
Хорошо ли кочевала
Через море – океан?
Самолётом прилетела?
Приплыла на корабле?
Принимайся же за дело
На родной своей земле!
Будто глиняный горшочек
Прилепился над окном.
Ласточка весь день хлопочет,
Что-то лепит, ладит в нём.Е. Трутнева
Трясогузка. Вьётся речка-быстротечка,
Травы шевелит;
Весь песок, что вымыт речкой,
Строчками увит.
Пробежит вдоль речки птичка,
Хвостиком качнёт,
Схватит муху трясовичка,
След перечеркнёт, -
И летит в гнездо под крышу,
Где за три версты
Малыши её заслышати разинут рты.Павел Барто.
- Вот что сказано об этих птицах в литературе.(Даются сведения на карточках).
- Все они принадлежат к поздним из прилетающих птиц. Это связано с их питанием.
- Ласточки прекрасно летают. Скорость полёта этих птичек может доходить до 100км/ч и более.
- Улетают все ласточки внезапно, и через несколько дней они уже ловят насекомых где – то возле египетских пирамид, а затем улетают ещё дальше на юг – в Центральную и даже Южную Африку.
- Обыкновенно они летают где-либо неподалёку от реки характерным волнообразным полётом.
- Во второй половине сентября все трясогузки улетают далеко на юг, в Африку, в долину Нила, на зимовку.
VIII. На данном этапе непосредственно образовательная деятельность тесно связывается с практической и переходит в игровую.
! Форма игровой подачи материала предполагает составление “Карты перелёта”.
Практическая деятельность: СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ.
1. На голубом фоне (водные пространства) дети по очертаниям приклеивают два материка, между которыми осуществляется перелёт – ЕВРАЗИЯ и АФРИКА.
2. Отмечают флажками начало и конец пути.
3. Отмечают основной ландшафт.
4. Отмечают основные объекты-остановки.
! Выполняя эту работу обучающиеся параллельно сверяются с оригиналами – КАРТОЙ и ВИДАМИ ПУТИ.
IX. Подготовительная беседа к работе с “картой”.
Сейчас мы рассмотрим от чего зависит благополучие перелёта. Ответьте на вопросы.
- Что помогает птицам безошибочно и терпеливо перелетать такие расстояния?
- Что влияет на протекание полёта?
! Перед детьми появляются записи
ВЫНОСЛИВОСТЬ
ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ
ОРИЕНТАЦИЯ
СКОРОСТЬ
ВЫСОТА ПОЛЁТА
ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ
Это и будут наши главные остановки.
X. Непосредственно работа с “картой” и включение в игру.
- Обратимся к нашей карте.
- Отмечаем первый пункт остановки.
- Что это за место?
- Обозначим.
- Сверим с атласом.
- Будем продвигаться дальше, сверяя наш путь с птичьим.
Проверим , готовы ли стаи к перелёту, выносливы ли они и чья “ стая” с большим успехом, без потерь преодолеет свой путь.
(Так, продвигаясь, по пути следования птиц, делая остановки на главных их стоянках, дети проходят этот этап занятия в виде соревнования, где проверяются: “выносливость”, “хорошее зрение”, “ориентация”, “скорость”, “высота полёта”, “погодные условия”. Для усиления соревновательного эффекта на каждой остановке обучающиеся , изучая материал, зарабатывают баллы)
! Кол-во баллов определяют педагоги.
! На каждой “остановке” обучающиеся выполняют определённые задания.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА – выносливость - простоять на одной ноге.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА – хорошее зрение – игра в ДАРТС.
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА – ориентация – пройти между стульев с завязанными глазами.
ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА – скорость- “размотай ленточку”.
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА – высота полёта – “строительство башни”
! На ШЕСТОЙ ОСТАНОВКЕ выясняются ОПАСНОСТИ, подстерегающие птиц во время перелётов.
(Перед детьми в закрытом виде представлены карточки с названием опасности, рядом написано кол – во баллов от 1 до5. Дети поочереди открывают карточки, параллельно получаются открыты виды опасностей, и к тому же набираются очки)
В итоге открыта следующая информация:
СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ
МЕТЕЛИ
СИЛЬНОЕ ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ
ПЕСЧАНЫЕ БУРИ
ПАЛЯЩИЙ ЗНОЙ ПУСТЫНЬ
ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ, ЗМЕИ
ВЕРОЛОМСТВО ЛЮДЕЙ
НЕФТЯНЫЕ ПЯТНА
СТОЛКНОВЕНИЯ
После “СОРЕВНОВАНИЯ” подводится итог. Выясняется сколько птиц “долетело” и “ погибло”
! Чем больше набрано баллов, тем большая “стая” оказалась сохранена.
XI. Итог.
- Получив на занятии определённые знания, нам необходимо учесть их в дальнейшей работе по следующей теме “Распространение птичьего гриппа в связи с миграцией птиц”.
- Сегодня мы убедились, что из стаи не все птицы добираются до места. Мы выяснили, какие проблемы подстерегают птиц при перелётах, как им приходится тяжело.
- Ещё одной проблемой в последнее время в мире стало распространение птичьего гриппа. ЭТО И СТАНЕТ ТЕМОЙ НАШЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Этому будет посвящено отдельное занятие.
XII. Творческое задание.
- Подводя итог, вам предлагается продумать меры и внести свои предложения по осуществлению контроля за перелётами птиц. Это и будет вашим творческим заданием к следующему занятию.