Цель: Формирование представлений учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.
Задачи:
- Формировать творческую активность и самостоятельность учащихся;
- Воспитывать любовь к своей малой родине.
Оборудование. Карточки с текстом, проектор, экран.
План.
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь.
2. Мобилизующий этап урока. Формулировка учащимися темы и задач урока.
На доске записаны слова:
стихи, Пушкин, Енисей, река, Красноярск, Россия, город, страна.
- Что общего в записанных словах?
- Молодцы! А теперь посмотрим, увидите ли вы разницу. Распределите слова в 2 столбика. (Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой)
- По какому принципу вы распределяли данные слова?
- Дополните каждую колонку своими примерами.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О правописании слов с большой и маленькой буквы)
3. Работа над новым материалом.
1) Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
- Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву (читают 2 ученицы). Проверим, кто из вас самый внимательный.
Прописная буква
(Весёлые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
- Какие же важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы)
- Вот такие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой. Прочитайте в рубрике “Тайны языка” о том, как называются такие существительные и что они обозначают.
- Какие вопросы можно задать к этому тексту?
- Какова особенность написания имен существительных собственных?
2) Классификация слов.
- Итак, из упражнения 1 выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка.
- Все ли правильно выполнили это задание?
Физминутка.
- А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Зарядку выполним следующим образом.
Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперёд, услышав слово, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, соединив руки.
Постарайтесь запомнить мужские и женские имена.
Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.
- Сколько женских имен было названо и сколько мужских? (3 женских, 2 мужских)
- Прочитайте задание к упражнению 3. Ответьте на вопрос, заданный в упражнении, обсудите друг с другом. С данными словами придумайте и запишите сочетания слов. (Проверка)
3) Решение проблемной задачи.
На доске записаны слова:
Писатель – писатели | Виктор Петрович Астафьев |
Рассказ – рассказы | река Ангара |
Город – | Енисейск |
Имя – |
Вопросы и задания:
- Прочитайте две пары слов левого столбика.
- Как изменяются в нем слова? (По числам)
- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? (К нарицательным)
- Измените по числам остальные слова.
- Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
- К какой группе существительных относятся эти слова?
- Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам).
- Устно составьте с этими словами предложения.
4) “Корректор”
- Найдите и исправьте ошибки в тексте (карточка даётся каждому). (Правильный вариант текста проецируется на экране. Самооценка). Есть ошибки?
А ты знаешь, что рек в Северо-Енисейском районе не так много, чуть более двух десятков. Все расположены в правобережной части Енисея. И у каждой, в прямом смысле, крутой нрав, так как русла местных рек отличаются крутыми уклонами. А названия многих звучат, словно капли чарующих мелодий: Чапа, Мороко, Дыдан, Чиримба, Вангаш, Токма, Енашимо, Тея… Относительно крупными реками принято считать только Большой Пит (415 км) и Вельмо.
И все это район, в котором ты живёшь.
5) Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
Работа на компьютерах.
Тест.
1. Имена существительные собственные называют:
- неединичные предметы
- предметы, которые единичны, неповторимы
2. Нарицательные существительные пишутся:
- с большой буквы
- с маленькой буквы
3. В какой строке все слова написаны верно:
- дом, мама, миша
- кузнец, комар, Комаров
4. В какой строке допущена ошибка:
- кузнец, кузьма, кузов
- Кузнецов, Петров, Медведев
4. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что для вас было уже легко?
- Что было еще трудно?
- А что показалось самым интересным?
5. Домашнее задание.