Имена существительные собственные и нарицательные

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование представлений учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

  1. Формировать творческую активность и самостоятельность учащихся;
  2. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Оборудование. Карточки с текстом, проектор, экран.

План.

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь.

2. Мобилизующий этап урока. Формулировка учащимися темы и задач урока.

На доске записаны слова:

стихи, Пушкин, Енисей, река, Красноярск, Россия, город, страна.

- Что общего в записанных словах?

- Молодцы! А теперь посмотрим, увидите ли вы разницу. Распределите слова в 2 столбика. (Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой)

- По какому принципу вы распределяли данные слова?

- Дополните каждую колонку своими примерами.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О правописании слов с большой и маленькой буквы)

3. Работа над новым материалом.

1) Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

- Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву (читают 2 ученицы). Проверим, кто из вас самый внимательный.

Прописная буква

(Весёлые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

- Какие же важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы)

- Вот такие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой. Прочитайте в рубрике “Тайны языка” о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

- Какие вопросы можно задать к этому тексту?

- Какова особенность написания имен существительных собственных?

2) Классификация слов.

- Итак, из упражнения 1 выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка.

- Все ли правильно выполнили это задание?

Физминутка.

- А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Зарядку выполним следующим образом.

Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперёд, услышав слово, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, соединив руки.

Постарайтесь запомнить мужские и женские имена.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.

- Сколько женских имен было названо и сколько мужских? (3 женских, 2 мужских)

- Прочитайте задание к упражнению 3. Ответьте на вопрос, заданный в упражнении, обсудите друг с другом. С данными словами придумайте и запишите сочетания слов. (Проверка)

3) Решение проблемной задачи.

На доске записаны слова:

Писатель – писатели Виктор Петрович Астафьев
Рассказ – рассказы река Ангара
Город – Енисейск
Имя –

Вопросы и задания:

- Прочитайте две пары слов левого столбика.

- Как изменяются в нем слова? (По числам)

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? (К нарицательным)

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

- К какой группе существительных относятся эти слова?

- Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам).

- Устно составьте с этими словами предложения.

4) “Корректор”

- Найдите и исправьте ошибки в тексте (карточка даётся каждому). (Правильный вариант текста проецируется на экране. Самооценка). Есть ошибки?

А ты знаешь, что рек в Северо-Енисейском районе не так много, чуть более двух десятков. Все расположены в правобережной части Енисея. И у каждой, в прямом смысле, крутой нрав, так как русла местных рек отличаются крутыми уклонами. А названия многих звучат, словно капли чарующих мелодий: Чапа, Мороко, Дыдан, Чиримба, Вангаш, Токма, Енашимо, Тея… Относительно крупными реками принято считать только Большой Пит (415 км) и Вельмо.

И все это район, в котором ты живёшь.

5) Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

Работа на компьютерах.

Тест.

1. Имена существительные собственные называют:

  1. неединичные предметы
  2. предметы, которые единичны, неповторимы

2. Нарицательные существительные пишутся:

  1. с большой буквы
  2. с маленькой буквы

3. В какой строке все слова написаны верно:

  1. дом, мама, миша
  2. кузнец, комар, Комаров

4. В какой строке допущена ошибка:

  1. кузнец, кузьма, кузов
  2. Кузнецов, Петров, Медведев

4. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что для вас было уже легко?

- Что было еще трудно?

- А что показалось самым интересным?

5. Домашнее задание.