Полезные ископаемые и их охрана. Урок природоведения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • ознакомление с полезными ископаемыми (в том числе с полезными ископаемыми Кемеровской области), их свойствами, применением и способом добычи,
  • обоснование необходимости охраны полезных ископаемых;

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности,
  • расширение кругозора;

Воспитательная:

  • формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых,
  • карты полезных ископаемых России и Кемеровской области,
  • знаки полезных ископаемых,
  • карточки для практической работы,
  • учебник А.А. Плешакова “Природоведение для 3 класса”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.
Можно к делу приступать:
Вот учебник и тетрадь,
Природу будем изучать.

II. Объявление темы урока.

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Наш родной край (Кузбасс) – очень богат полезными ископаемыми. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе. А вот почему полезные ископаемые так называются, вы ответите мне в конце урока.

III. Практическая работа.

(Учащиеся работают в парах)

Каждая пара получает образец полезного ископаемого и карточку с заданием:

  1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрацией в учебнике “Природоведение 3 класс” на с.46, определите его название.
  2. Установите свойство полезного ископаемого (твёрдое или жидкое, плотное или рыхлое, цвет, прозрачность).
  3. Узнайте у учителя, горючее ли это полезное ископаемое.
  4. Подумайте, где можно использовать данное полезное ископаемое.
  5. Полученные результаты учащиеся заносят в таблицу на карточке с заданиями:
Название полезного ископаемого Свойства полезного ископаемого Служит топливом Использование
       

Обсуждение результатов. (Выслушиваются ответы учащихся.

IV. Физкультминутка.

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают большой палец)
Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук)
Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)

V. Работа над новым материалом.

1. Чтение статьи учебника (с. 46-47)

2. Знакомство с картой полезных ископаемых России.

Ознакомление со знаками полезных ископаемых:

И другие…

3. Знакомство с картой полезных ископаемых Кемеровской области.

Мы живём в Кемеровской области, которая называется Кузбасс, т. е. Кузнецкий угольный бассейн. Кузбасс – самое крупное месторождение угля в мире. Здесь запасы угля огромные, их хватит на 1000 лет. Его первооткрывателем стал Михайло Волков. Во время своего путешествия по реке Томи он увидел “горелую гору”, о чём сообщил горному начальству.

По карте показываются самые крупные угольные месторождения: г. Прокопьевск, г.Новокузнецк, г.Осинники, г Калтан, г.Белово и г. Киселёвск (открытая добыча угля).

Наш край богат железными рудами – это посёлки городского типа Темиртау, Каз, г.Таштагол(Горная Шория).

4. Чтение статьи учебника (с.48).

Сейчас невозможно представить современную шахту или угольный разрез без машин и механизмов, облегчающих работу. А раньше единственным орудием был специальный заострённый молоток.

Быть шахтёром почётно. Среди шахтёров много героев труда. Труд шахтёров очень сложен и опасен. Уголь скрыт под землёй. А земля не желает просто так расставаться со своим богатством. В г.Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня.

VI. Закрепление изученного материала.

А сейчас я проверю с помощью загадок, как вы запомнили название полезных ископаемых:

Он очень прочен и упруг;
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
Если встретить по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобиться сразу.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А ещё он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он чёрный и блестящий.
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

VII. Охрана полезных ископаемых.

1. И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке - это охрана полезных ископаемых.

Охрана недр.

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.

Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.

2. Чтение статьи учебника (с.49)

3. Работа по вопросам задания “Проверь себя” (по учебнику с.50).

- Для чего добывают полезные ископаемые?

- Люди какой профессии отыскивают месторождение в природе?

- Расскажи о том, как добывают полезные ископаемые?

- Почему надо бережливо использовать полезные ископаемые?

VIII. Итоги урока.

А теперь я напомню вам вопрос, который я задала вам в начале нашего урока:

- Почему “полезные ископаемые” так называют? (Выслушиваются ответы учащихся).

Выставление оценок за работу на уроке.

IX. Домашнее задание.

Чтение материала учебника на с. 46-50, приготовить сообщение о полезном ископаемом, добываемом в Кузбассе.

Прозвенел звонок.
Окончен наш урок.
Много сделали, узнали,
Хорошо работали.

Список использованной литература

  1. Брыкина Л.Н. Природоведение. Поурочные планы. 3 класс (по учебнику А.А.Плешакова)/ Сост. Л. Н. Брыкина, Волгоград: Учитель, 2003.-99 с.
  2. Куприянов А.Н., Манаков Ю.А. “ Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи”.
  3. Лаврина В. “История Кузбасса в рассказах для детей”.
  4. Плешаков А.А. Природоведение: Учеб. Для 3 кл. нач. шк. / А.А.Плешаков; под ред. И.Д.Зверева, - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 160 с.: ил. – (Зелёный дом).
  5. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для учащихся 3–го класса четырёхлетней школы 8-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2002. -48 с.: ил.