Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания о правописании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского, мужского и среднего рода;
  2. Совершенствовать умения определять падеж и правильно употреблять в речи окончания имен прилагательных единственного числа;
  3. Развивать речь, обогащать словарный запас;
  4. Воспитывать навык работы в группе.

Оборудование:

1. Табличка каждому ученику.

Женский род Мужской род Средний род
     
     
     

2. Предложения в разрезанном виде по 1 комплекту каждой группе. Для работы с деформированным текстом.

3. Сводная таблица падежных окончаний имен прилагательных женского, мужского, среднего рода.

РОД ПАДЕЖ
И. Р. Д. В. Т. П.
ЖЕНСКИЙ -

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

МУЖСКОЙ -

-

-

- - -

-

как в

как в

-

-

-

-

СРЕДНИЙ -

-

-

-

-

-

как в

как в

-

-

-

-

3. Мультимедийная презентация урока.Приложение1.

4. Компьютерный тест. Приложение 2.

5. Табличка результатов по тестированию возле каждого компьютера.

Фамилия, имя ученика Оценка по тесту.
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  

6. Карточка капитанам для записи имен прилагательных по картине Шишкина.

7. Каждой группе выдан 1 экземпляр с заданием:

I группа: до волшебн__ книги, о быстр__ реке, тяжёло__ сумкой, по красн__ ленте.

II группа: около высок__ ели, дружн__ семьёй, на соседн__ полянке, по бел__ стене.

III группа: вкусн__ каши, по весенн__ траве, о зимн__ ёлке, желт__ краской.

8. Мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Деление класса на 3 группы, объявление о том, что урок будет проходить в форме соревнования, за каждый правильный ответ команда будет получать фишку. В конце соревнования определится “Сильное звено” класса.

В классе 9 компьютеров, от каждой группы по 3 человека садятся работать. Выполняют тест. Приложение 2

Оценка самостоятельно заносится в таблицу результатов. Результаты тестов учитываются при подведении итогов соревнования.

II. Знакомство с темой и целями урока:

Слайд №1. Приложение 1.

Основная задача урока обобщить знания по теме урока, по ходу соревнования составить сводную таблицу падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.

III. Актуализация опорных знаний:

1 задание: Игра “Найди лишнее слово” (слайд 2) Приложение 1..

Гроза, шторм, вьюжный, боль (повторить правило о прилагательном)

Дружная, веселая, добрый, зеленая (род прилагательных, вопросы)

Игрушечный, больные, весёлый, береговой (число прилагательных)

Веселого, красного, золотым, свежего (падежи прилагательных)

2задание: Игра “Кто больше найдет имен прилагательных” (слайд 3, 4) Приложение 1..

Задание: Написать как можно больше имен прилагательных по картинам Шишкина, записать на общий от группы лист

IV. Обобщение по теме:

Дидактическая игра "Кто быстрее" (слайд 5) Приложение 1..

3 задание: Каждая команда должна выписать слова в три столбика:

  • в первый – имена прилагательные женского рода,
  • во второй – мужского рода, в третий – среднего рода, выделить окончание, определить падеж этих прилагательных.

Ранней весной, весёлому слову, густого леса, на зимнюю прогулку, в сосновом бору, спелым яблоком, по голубому небу, седому человеку, пушистой травой.

Детям выдаются готовые таблички

Женский род Мужской род Средний род
     
     
     

Детям дается 1 минута для самостоятельной работы и группового обсуждения, выступает 1 ученик от группы, зачитывают по 1 столбику.

Дети отвечают на вопрос о том как определить род прилагательных.

V. Работа с деформированным текстом (Слайд№6) Приложение 1.

4 задание

На столах каждой группе розданы предложения в разрезанном виде, составить предложения, прочитать прилагательные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

- Наступило ранн_ зимн_ утро.

- Приятно гулять на свеж_ воздухе.

- На син_ небе не видно ни облачка.

- Как правильно подобрать окончание прилагательного?

VI. Вставить пропущенные окончания имен прилагательных женского рода, определить падеж (слайд7). Приложение 1.

5 задание.

Каждой группе выдан 1 экземпляр с заданием, обсуждение 30 секунд.

I группа: до волшебн__ книги, о быстр__ реке, тяжёло__ сумкой, по красн__ ленте.

II группа: около высок__ ели, дружн__ семьёй, на соседн__ полянке, по бел__ стене.

III группа: вкусн__ каши, по весенн__ траве, о зимн__ ёлке, желт__ краской.

После выполнения задания в сводную табличку вставить падежные окончания Р, Д, В,П падежей.

VII. Правописание имен прилагательных женского рода в И, В падежах. (Слайд №8) Приложение 1..

6 задание (обсуждение идет устно)

1 группе

И.п твердая основа___,

Мягкая основа ___

2 группе

В.п твердая основа__,

мягкая основа___.

VIII. Игра “Ералаш” (Слайд №9) Приложение 1.

3 группе

После проведения игры заполняется сводная таблица.

IX. Итог урока

1. Проверка того, как составлена сводная таблица падежных окончаний имен прилагательных (Слайд10) Приложение 1.

РОД ПАДЕЖ
И. Р. Д. В. Т. П.
ЖЕНСКИЙ -

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

МУЖСКОЙ -

-

-

-

-

-

-

как в

как в

-

-

-

-

СРЕДНИЙ -

-

-

-

-

-

Как в

Как в

-

-

-

-

2. Подведение итогов по соревнованию. Определение “Сильного звена” класса.