Цели:
- Обобщить и систематизировать знания о правописании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского, мужского и среднего рода;
- Совершенствовать умения определять падеж и правильно употреблять в речи окончания имен прилагательных единственного числа;
- Развивать речь, обогащать словарный запас;
- Воспитывать навык работы в группе.
Оборудование:
1. Табличка каждому ученику.
Женский род | Мужской род | Средний род |
2. Предложения в разрезанном виде по 1 комплекту каждой группе. Для работы с деформированным текстом.
3. Сводная таблица падежных окончаний имен прилагательных женского, мужского, среднего рода.
РОД | ПАДЕЖ | |||||
И. | Р. | Д. | В. | Т. | П. | |
ЖЕНСКИЙ | - - |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
МУЖСКОЙ | - - - |
- - | - - |
как в как в |
- - |
- - |
СРЕДНИЙ | - - |
- - |
- - |
как в как в |
- - |
- - |
3. Мультимедийная презентация урока.Приложение1.
4. Компьютерный тест. Приложение 2.
5. Табличка результатов по тестированию возле каждого компьютера.
Фамилия, имя ученика | Оценка по тесту. |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. |
6. Карточка капитанам для записи имен прилагательных по картине Шишкина.
7. Каждой группе выдан 1 экземпляр с заданием:
I группа: до волшебн__ книги, о быстр__ реке, тяжёло__ сумкой, по красн__ ленте.
II группа: около высок__ ели, дружн__ семьёй, на соседн__ полянке, по бел__ стене.
III группа: вкусн__ каши, по весенн__ траве, о зимн__ ёлке, желт__ краской.
8. Мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Деление класса на 3 группы, объявление о том, что урок будет проходить в форме соревнования, за каждый правильный ответ команда будет получать фишку. В конце соревнования определится “Сильное звено” класса.
В классе 9 компьютеров, от каждой группы по 3 человека садятся работать. Выполняют тест. Приложение 2
Оценка самостоятельно заносится в таблицу результатов. Результаты тестов учитываются при подведении итогов соревнования.
II. Знакомство с темой и целями урока:
Слайд №1. Приложение 1.
Основная задача урока обобщить знания по теме урока, по ходу соревнования составить сводную таблицу падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.
III. Актуализация опорных знаний:
1 задание: Игра “Найди лишнее слово” (слайд 2) Приложение 1..
Гроза, шторм, вьюжный, боль (повторить правило о прилагательном)
Дружная, веселая, добрый, зеленая (род прилагательных, вопросы)
Игрушечный, больные, весёлый, береговой (число прилагательных)
Веселого, красного, золотым, свежего (падежи прилагательных)
2задание: Игра “Кто больше найдет имен прилагательных” (слайд 3, 4) Приложение 1..
Задание: Написать как можно больше имен прилагательных по картинам Шишкина, записать на общий от группы лист
IV. Обобщение по теме:
Дидактическая игра "Кто быстрее" (слайд 5) Приложение 1..
3 задание: Каждая команда должна выписать слова в три столбика:
- в первый – имена прилагательные женского рода,
- во второй – мужского рода, в третий – среднего рода, выделить окончание, определить падеж этих прилагательных.
Ранней весной, весёлому слову, густого леса, на зимнюю прогулку, в сосновом бору, спелым яблоком, по голубому небу, седому человеку, пушистой травой.
Детям выдаются готовые таблички
Женский род | Мужской род | Средний род |
Детям дается 1 минута для самостоятельной работы и группового обсуждения, выступает 1 ученик от группы, зачитывают по 1 столбику.
Дети отвечают на вопрос о том как определить род прилагательных.
V. Работа с деформированным текстом (Слайд№6) Приложение 1.
4 задание
На столах каждой группе розданы предложения в разрезанном виде, составить предложения, прочитать прилагательные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
- Наступило ранн_ зимн_ утро.
- Приятно гулять на свеж_ воздухе.
- На син_ небе не видно ни облачка.
- Как правильно подобрать окончание прилагательного?
VI. Вставить пропущенные окончания имен прилагательных женского рода, определить падеж (слайд7). Приложение 1.
5 задание.
Каждой группе выдан 1 экземпляр с заданием, обсуждение 30 секунд.
I группа: до волшебн__ книги, о быстр__ реке, тяжёло__ сумкой, по красн__ ленте.
II группа: около высок__ ели, дружн__ семьёй, на соседн__ полянке, по бел__ стене.
III группа: вкусн__ каши, по весенн__ траве, о зимн__ ёлке, желт__ краской.
После выполнения задания в сводную табличку вставить падежные окончания Р, Д, В,П падежей.
VII. Правописание имен прилагательных женского рода в И, В падежах. (Слайд №8) Приложение 1..
6 задание (обсуждение идет устно)
1 группе
И.п твердая основа___,
Мягкая основа ___
2 группе
В.п твердая основа__,
мягкая основа___.
VIII. Игра “Ералаш” (Слайд №9) Приложение 1.
3 группе
После проведения игры заполняется сводная таблица.
IX. Итог урока
1. Проверка того, как составлена сводная таблица падежных окончаний имен прилагательных (Слайд10) Приложение 1.
РОД | ПАДЕЖ | |||||
И. | Р. | Д. | В. | Т. | П. | |
ЖЕНСКИЙ | - - |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
МУЖСКОЙ | - - - |
- - |
- - |
как в как в |
- - |
- - |
СРЕДНИЙ | - - |
- - |
- - |
Как в Как в |
- - |
- - |
2. Подведение итогов по соревнованию. Определение “Сильного звена” класса.