Цели:
- закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущих уроках;
- повторить и закрепить правописание безударных окончаний имён существительных I склонения;
- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
- развивать речь детей, обогатить словарь;
- повторить состав слова, разбор предложений по членам, процессы словоизменение и словообразование.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Путешествуя, мы должны закрепить наши знания о склонениях имён существительных мужского рода с нулевым окончанием и повторить правописание безударных окончаний имён существительных I склонения.
А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Итак, прошу вас занять свои места в вагонах. В добрый путь!
II. Минутка чистописания.
Посмотрите в окно своего вагона. Мимо чего мы с вами проезжаем? Мимо горы “Чистописание”.
поезд | поезда | поездка |
- Какая орфограмма нам встретилась в слове “поезд”? Как её проверим?
- Что изменилось?
- Мы образовали новое слово? А что образовали?
- Какой процесс провели словоизменение или словообразование?
- Почему словоизменение?
- С помощью чего мы можем образовать новое слово?
- Образуйте новое однокоренное слово.
- Разберите его по составу.
Молодцы!
III. Словарная работа.
А теперь мы подъезжаем к озеру “Словарное”. В этом озере утонули буквы из словарных слов. Давайте их спасём.
Вагон, вокзал, дорога.
Кто догадался, почему именно эти словарные слова встретились нам в пути? Давайте составим со словом “вокзал” предложение и лучшее запишем. Подчеркнём главные члены предложения.
Повторение и закрепление изученного.
Мы с вами уже долго находимся в пути. Подъезжаем к поляне Склонений. Сделаем остановку.
1. На поляне нас ждут волшебные мешочки. Что положим в I, II, III мешочки? Какие существительные относятся к I, II, III склонениям?
2. Давайте на нашей полянке поиграем – определим склонения имён существительных. (Проверка – круг-сигнал)
Стрела, гвоздь, море, река, морковь, поле, стая, ель, конь, сосед, змея, кость.
Молодцы!
3. Что значит, просклонять имена существительные?
Повторим падежи и вопросы.
Вспомним, какие окончания будем писать у существительных I склонения и существительных II склонения мужского рода с нулевым окончанием. Какие слова помогут?
И.п. | кто? что? | -а, -я | ||
Р.п. | кого? чего? | -ы, -и | -а, -я | |
Д.п. | кому? чему? | -е | -у, -ю | |
В.п. | кого? что? | -у, -ю | -а, -я | |
Т.п. | кем? чем? | -ой, -ей | -ем, -ом | |
П.п. | о ком? о чём? | -е | -е |
А не засиделись ли мы на нашей полянке? Давайте отправимся дальше. Прошу занять свои места в вагонах.
А теперь мы подъезжаем с вами к станции “Упражнение”. Эта станция находится на 353 километре. Давайте откроем учебник и найдём упражнение № 353. Прочитайте задание. (1 и 2 предложение с комментированием, 3 и 4 – самостоятельно. Проверка.)
V. Итог.
И вот наше путешествие подходит к концу. Что повторяли, путешествуя по стране?
VI. Домашнее задание.
Упр. 357, стр. 136.