Урок русского языка "Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущих уроках;
  • повторить и закрепить правописание безударных окончаний имён существительных I склонения;
  • способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
  • развивать речь детей, обогатить словарь;
  • повторить состав слова, разбор предложений по членам, процессы словоизменение и словообразование.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Путешествуя, мы должны закрепить наши знания о склонениях имён существительных мужского рода с нулевым окончанием и повторить правописание безударных окончаний имён существительных I склонения.

А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Итак, прошу вас занять свои места в вагонах. В добрый путь!

II. Минутка чистописания.

Посмотрите в окно своего вагона. Мимо чего мы с вами проезжаем? Мимо горы “Чистописание”.

поезд поезда поездка
  1. Какая орфограмма нам встретилась в слове “поезд”? Как её проверим?
  2. Что изменилось?
  3. Мы образовали новое слово? А что образовали?
  4. Какой процесс провели словоизменение или словообразование?
  5. Почему словоизменение?
  6. С помощью чего мы можем образовать новое слово?
  7. Образуйте новое однокоренное слово.
  8. Разберите его по составу.

Молодцы!

III. Словарная работа.

А теперь мы подъезжаем к озеру “Словарное”. В этом озере утонули буквы из словарных слов. Давайте их спасём.

Вагон, вокзал, дорога.

Кто догадался, почему именно эти словарные слова встретились нам в пути? Давайте составим со словом “вокзал” предложение и лучшее запишем. Подчеркнём главные члены предложения.

Повторение и закрепление изученного.

Мы с вами уже долго находимся в пути. Подъезжаем к поляне Склонений. Сделаем остановку.

1. На поляне нас ждут волшебные мешочки. Что положим в I, II, III мешочки? Какие существительные относятся к I, II, III склонениям?

2. Давайте на нашей полянке поиграем – определим склонения имён существительных. (Проверка – круг-сигнал)

Стрела, гвоздь, море, река, морковь, поле, стая, ель, конь, сосед, змея, кость.

Молодцы!

3. Что значит, просклонять имена существительные?

Повторим падежи и вопросы.

Вспомним, какие окончания будем писать у существительных I склонения и существительных II склонения мужского рода с нулевым окончанием. Какие слова помогут?

И.п. кто? что? -а, -я
Р.п. кого? чего? -ы, -и -а, -я
Д.п. кому? чему? -у, -ю
В.п. кого? что? -у, -ю -а, -я
Т.п. кем? чем? -ой, -ей -ем, -ом
П.п. о ком? о чём?

А не засиделись ли мы на нашей полянке? Давайте отправимся дальше. Прошу занять свои места в вагонах.

А теперь мы подъезжаем с вами к станции “Упражнение”. Эта станция находится на 353 километре. Давайте откроем учебник и найдём упражнение № 353. Прочитайте задание. (1 и 2 предложение с комментированием, 3 и 4 – самостоятельно. Проверка.)

V. Итог.

И вот наше путешествие подходит к концу. Что повторяли, путешествуя по стране?

VI. Домашнее задание.

Упр. 357, стр. 136.