Цель урока:
Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.
Задачи:
Образовательные:
- Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
- Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
- Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.
Развивающие:
- Учиться анализировать памятники искусства.
- Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
- Развивать интерес к познанию славянской культуры.
- Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
- Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
- Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
- Обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование:
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- географическая карта.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма: урок–презентация.
Жанр: урок–панорама.
Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.
Тема урока, его место в целом программы.
«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.
План урока.
I. Оргмомент.
II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.
III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.
- Византийская архитектура.
- Искусство мозаики.
- Мастерство иконописи.
- Музыка Византии.
IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
VI. Заключительное слово учителя.
VII. Задание на дом.
Ход урока
Эпиграф.
…Все на свете уходит – остается искусство.
В Боровицкая.
- Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.
Сообщение ученика.
Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.
На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.
- На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.
Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?
Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.
(См. образец на доске).
Виды искусства | Примеры | Х Характерные черты различных видов искусства |
1. Архитектура | ||
2. Мозаика | ||
3. Иконопись | ||
4. Музыка |
Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.
- Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
- Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
- Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
- Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
- Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?
Беседа по вопросам.
- Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
- Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
- Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
- Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?
Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).
- Что такое византийская мозаика.
- Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
- Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».
Вывод. Характерные особенности мозаики:
- совершенные композиционные приемы;
- декоративность;
- колористические эффекты;
- сопоставление контрастных цветов;
- регламентация цветовой гаммы;
- манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
- композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.
Вопросы классу.
- Что такое смальта?
- Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
- Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?
Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.
- Что такое икона.
- Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.
Обсуждение вопросов.
- Какое место занимают иконы в православном мире?
- Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?
- Каковы характерные особенности икон?
Характерные особенности икон:
- фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
- строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
- высокий лоб – средоточие духовного начала;
- сияющий нимб вокруг головы;
- пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
- статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
- декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
- цвет на иконах символичен.
Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.
1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.
- Согласны ли вы с мнением автора этих строк?
2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).
- Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?
Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.
Выводы:
1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?
- Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
- В центре внимания художника стоит человек.
- Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.
2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?
- Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
- Синтез различных видов искусств.
- Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.
- Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.
3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?
- Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
- Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
- В средние века Русь становится духовным центром православия
/Москва – третий Рим/.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какое открытие сделал каждый из вас?
- Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.
…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.