Цель: продолжить знакомство с методами обучения
Задачи:
- познакомить студентов с видами дидактических игр, требованиями к организации игры, разнообразием игр в учебниках Л.Г.Петерсон, методической литературой по теме урока;
- развивать умения анализировать, классифицировать, самостоятельно работать с учебником;
- воспитывать профессиональный интерес к применению дидактических игр на уроке.
Оборудование:
- карты игр-путешествий,
- наглядный материал для игры “Строим дом”,
- учебники Л.Г. Петерсон “Математика”.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
2. Слово учителя о роли дидактической игры.
Метод познавательных (дидактических ) игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В гуманистических воспитательных системах этот метод приобрел новое выражение и широкое распространение.Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя нецелесообразной.Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше сочетаются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением.
Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов. Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтессори, Блехер Ф.Н.,Сорокина А.И. и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы, развивают интерес, внимательность, любознательность, способности детей; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувства ми, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем. В играх, особенно коллективных, формиру ются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них воспитывается чувство ответственности, развиваются воля и характер.
Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.
Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение. Исследования А.Я. Савченко помогают выделить оптимальные способы использования игровых ситуаций в системе уроков:
- весь урок строится как сюжетно-ролевая игра ( игра-путешествие, игра по станциям, помощь сказочному герою); - игра вводится как элемент урока;
- во время урока несколько раз создаются
игровые ситуации (с помощью сказочного
персонажа, игрушки, необычного способа
постановки задания, элементов соревно
вательности и т.п.)
Педагогические требования:
- игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана;
- иметь интересное, привлекательное название;
- наглядное оформление;
- содержать действительно игровые элементы;
- иметь обязательно правила, которые нельзя нарушать;
- содержать считалки, рифмы, стихи;
- увлеченность, эмоциональность ведущего;
- подведение итогов.
Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.
3. Демонстрация игр студентами:
- короткие игры: “Внимательный”, “Продолжи фразу”, “Перемена мест”;
- игровые сюжеты: игра-путешествие по стране “Грамматика”, игра “Строим дом”.
4. Слово учителя.
Одной из особенностей математического курса в системе “Школа-2100”, разработанного Л.Г. Петерсон, является ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету.
Система заданий составлена таким образом,что наряду с развитием вычислитель ных навыков ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации и т.д. С первых уроков детям предлагаются задания, требующие творческого участия (... разгадать,... нарисовать,... придумать ), что развивает не только ум, но и чувства, духовные потребности, а также положите ль ные мотивы учебной деятельности.
Подробнее рассмотрим систему дидактических игр, встречающихся в учебниках:
- Блиц-турнирв
- Расшифруй слово
- Продолжи и раскрась узор
- Игра “Ханотная башня”
- Игра “Преобразование слов”
- Лабиринт
- Вычислительная машина
- Найди близнецов
- Распутай клубок
- Парашютисты
- Сосчитай геометрические фигуры
- Составь и найди лишнее слово
5. Практическая работа в подгруппах.
Задание: рассмотреть учебники математики Л.Г. Петерсон, найти игры, которые не названы; рассказать об их правилах.
6. Проверка результатов самостоятельной работы в виде отчета подгрупп.
7. Домашнее задание: найти дидактические игры в учебниках математики М.Я. Моро.
8. Подведение итога урока.