Конспект интегрированного урока (педагогика + методика) преподавания начального курса математики на тему "Дидактическая игра"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: продолжить знакомство с методами обучения

Задачи:

  • познакомить студентов с видами дидактических игр, требованиями к организации игры, разнообразием игр в учебниках Л.Г.Петерсон, методической литературой по теме урока;
  • развивать умения анализировать, классифицировать, самостоятельно работать с учебником;
  • воспитывать профессиональный интерес к применению дидактических игр на уроке.

Оборудование:

  • карты игр-путешествий,
  • наглядный материал для игры “Строим дом”,
  • учебники Л.Г. Петерсон “Математика”.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

2. Слово учителя о роли дидактической игры.

Метод познавательных (дидактических ) игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В гуманистических воспитательных системах этот метод приобрел новое выражение и широкое распространение.Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя нецелесообразной.Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше сочетаются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением.

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов. Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтессори, Блехер Ф.Н.,Сорокина А.И. и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.

Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы, развивают интерес, внимательность, любознательность, способности детей; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувства ми, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем. В играх, особенно коллективных, формиру ются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них воспитывается чувство ответственности, развиваются воля и характер.

Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.

Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение. Исследования А.Я. Савченко помогают выделить оптимальные способы использования игровых ситуаций в системе уроков:

- весь урок строится как сюжетно-ролевая игра ( игра-путешествие, игра по станциям, помощь сказочному герою); - игра вводится как элемент урока;

- во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задания, элементов соревно
вательности и т.п.)

Педагогические требования:

  • игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана;
  • иметь интересное, привлекательное название;
  • наглядное оформление;
  • содержать действительно игровые элементы;
  • иметь обязательно правила, которые нельзя нарушать;
  • содержать считалки, рифмы, стихи;
  • увлеченность, эмоциональность ведущего;
  • подведение итогов.

Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.

3. Демонстрация игр студентами:

  • короткие игры: “Внимательный”, “Продолжи фразу”, “Перемена мест”;
  • игровые сюжеты: игра-путешествие по стране “Грамматика”, игра “Строим дом”.

4. Слово учителя.

Одной из особенностей математического курса в системе “Школа-2100”, разработанного Л.Г. Петерсон, является ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету.

Система заданий составлена таким образом,что наряду с развитием вычислитель ных навыков ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации и т.д. С первых уроков детям предлагаются задания, требующие творческого участия (... разгадать,... нарисовать,... придумать ), что развивает не только ум, но и чувства, духовные потребности, а также положите ль ные мотивы учебной деятельности.

Подробнее рассмотрим систему дидактических игр, встречающихся в учебниках:

  1. Блиц-турнирв
  2. Расшифруй слово
  3. Продолжи и раскрась узор
  4. Игра “Ханотная башня”
  5. Игра “Преобразование слов”
  6. Лабиринт
  7. Вычислительная машина
  8. Найди близнецов
  9. Распутай клубок
  10. Парашютисты
  11. Сосчитай геометрические фигуры
  12. Составь и найди лишнее слово

5. Практическая работа в подгруппах.

Задание: рассмотреть учебники математики Л.Г. Петерсон, найти игры, которые не названы; рассказать об их правилах.

6. Проверка результатов самостоятельной работы в виде отчета подгрупп.

7. Домашнее задание: найти дидактические игры в учебниках математики М.Я. Моро.

8. Подведение итога урока.