Интегрированный урок с элементами игры "Десятичная запись дробных чисел", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: введение понятия десятичной дроби и ее записи.

Форма - игровая.

Тип урока - урок объяснения нового материала. Интегрированный урок с элементами игры.

Дидактические цели:

  1. Четкое формулирование задач.
  2. Систематичность и последовательность.
  3. Связь теории и практики.
  4. Создание условий успешности учения учащихся.

Дидактические задачи:

  1. Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий.
  2. Развивать навыки культуры речи устной и письменной.
  3. Развивать самостоятельность и трудолюбие
  4. Учить выделять главное в ходе решения задач.

Методы обучения - практические. По дид. Задачам – урок-введение; по характеру – частично-поисковый.

Задачи:

1 этап урока. Повторить запись обыкновенных дробей в виде перевода из неправильной дроби в смешанное число и из смешанного числа в неправильную дробь.

2 этап урока. Учить переводить обыкновенные дроби со знаменателем содержащим единицу с нулями в десятичную.

3 этап урока. Через игру перейти к восприятию правильной формы записи десятичных дробей.

На 1 этапе урока провести устный фронтальный опрос на знание видов дробей и тест-готовность к восприятию нового материала (вместо устного счета, смотреть приложение 1).

На 2 этапе урока ввести понятие десятичной дроби, формы записи. Рассмотреть и вспомнить разряды и форму записи разряда, если нет цифры. Объяснение темы вести в виде беседы и фронтального опроса. Немного из истории десятичных чисел (смотреть приложение 3).

На 3 этапе урока (отработочный) записать в виде обыкновенных дробей ,а затем и в виде десятичных дроби связанные с определенными мерами измерения (задания смотреть в приложении 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Провести устный опрос на знание дробей и тест (см. приложение 1). Тест-палитра: правильному ответу соответствует цвет, учащимся надо только закрасить поле с номером вопроса соответствующим цветом (см. приложение 2).

3. Объяснение нового материала. Ввести понятие десятичной дроби, формы записи. Рассмотреть и вспомнить разряды и форму записи разряда, если нет цифры. Объяснение темы вести в виде беседы и фронтального опроса. Немного из истории десятичных чисел. Далее предложить задания в интегрированной форме.

Сегодня мы поговорим о классе позвоночных животных. В настоящее время известно 9000 видов этих животных. На земном шаре их обитает более 100 миллиардов, это указывает на их значимость в жизни на Земле. Мы поговорим о самых ярких представителях и конечно о самом большом и самом маленьком представителе.

Предлагаю сделать это в виде эстафеты. Мы решим ряд задач о самом большом представителе и самом маленьком и необычном, о ком решаем узнаем позже (класс делим на 3 команды, например по рядам).Речь пойдет о птицах. Каждому ряду свое задание. Выразите: а) массу; б) рост; в) (1 и 2 команда) размер яйца, (3 команда) размах плавников; г) (1 и 2 команда) масса яйца, (3 команда) глубина погружения (о том, что они выражали можно сказать и позже). Каждая команда на доске записывает свой столбик. Пока учащиеся работают визуально очень легко проверить тест, данный в начале урока.

После эстафеты дать краткую характеристику 1 ряд: СТРАУС самая крупная птица несущая самые крупные яйца с очень прочной скорлупой. Скорлупа может выдержать вес 115 кг и по массе это около 18 куриных яиц, а чтобы его сварить всмятку требуется целых 40 минут!

2 ряд: КОЛИБРИ самая маленькая птица, которая питается нектаром цветов орхидеи. Зато если считается ,что у лебедей самые густые перья, то рекордсменом является колибри имея на своем крохотном теле всего 940 перьев, но это значительно гуще ,чем у лебедя.

3 ряд ПИНГВИН ИМПЕРАТОРСКИЙ это рекордсмены по глубине погружения и по продолжительности пребывания под водой, они могут находиться до 18 минут. До своего стойбища они могут проходить более 300 километров.

На этом этапе урока можно провести тест-контроль результатов первичного запоминания. Этот тест затрагивает минимальный объем знаний

На четвертом этапе подвести итог урока и объявить результаты тестов. Разобрать домашнюю работу, запись в дневники.

(для учителя)

Выразите:

а) в килограммах 156500 грамм;
б) в метрах 275 сантиметров;
в) в дециметрах 15 сантиметров;
г) в килограммах 1780 грамм.

Все результаты запишите в виде десятичных дробей.

Выразите:

а) в граммах 16 миллиграмм (1 грамм=10 миллиграмм);
б) в сантиметрах 57 миллиметров;
в) в сантиметрах 11 миллиметров;
г) в виде десятичной дроби грамма.

Все результаты запишите в виде десятичных дробей.

Выразите:

а) в килограммах 42600 грамма;
б) в метрах 130 сантиметров;
в) в метрах 115 сантиметров;
г) в километрах 483 метра.

Все результаты запишите в виде десятичных дробей.

Тест-итог урока.

Вариант 1.

1. Какие из дробей можно записать в виде десятичных дробей:

1) 5,
    7
2) 12,
     10
3) 32,
     60
4) 9,
    40
5) 7.
  100

А) все;
Б) 2,3,4,5;
В) 2,5;
Г) свой ответ.

2. Запишите дробь в виде десятичной дроби

  75
100

А) 7,5;
Б) 0,75;
В) 0,075
Г) свой ответ.

3.В записи числа 738,923 на месте числа сотых долей стоит цифра:

А) 2;
Б) 3;
В) 7;
Г) свой ответ.

4.С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 73 грамма:

А) 0,73;
Б) 0,073;
В) 7,3
Г) свой ответ.

5.Запишите в виде десятичной дроби три целых семьдесят пять сотых:

А) 37,05;
Б) 3,075;
В) 3,75;
Г) свой ответ.

Вариант 2.

1. Какие из дробей можно записать в виде десятичных дробей:

1) 9,
   11
2) 25,
     100
3) 17,
      50
4) 7,
     10
5) 13.
     70

А) 2,4;
Б) все
В) 2,3,4,5;
Г) свой ответ.

2. Запишите дробь в виде десятичной дроби

47
100

А) 4,7;
Б) 0,47;
В) 0,047
Г) свой ответ.

3. В записи числа 567,368 на месте числа десятых долей стоит цифра:

А) 7;
Б) 6;
В) 3;
Г) свой ответ.

4. С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 89 грамма:

А) 0,89;
Б) 0,089;
В) 8,9
Г) свой ответ.

5. Запишите в виде десятичной дроби пять целых шестьдесят восемь сотых:

А) 5,68;
Б) 5,068;
В) 56,8;
Г) свой ответ.