Нравственная проповедь для выпускников "Будь милостивым"

Разделы: Внеклассная работа


У вас чудесный возраст - юность. Вы уже на пороге школьной жизни. Скоро скажете: “Прощай, школа! Здравствуй, новая жизнь!” На пороге, провожая вас, хочется напомнить вам о главном.

У Ивана Сергеевича Тургенева есть замечательное стихотворение “Порог”. В нем - о юности, о выборе пути, об отношении к людям. Героиня - девушка, которая думает и заботится о других. Автор называет ее словом “святая”. Чем она заслужила такое имя? Какой путь она выбирает?

А вот другое литературное произведение “Премудрый пескарь”. Главный герой Салтыкова-Щедрина - пескарь - жил - дрожал и умирал - дрожал. И вот перед смерть пронеслась. Послушайте, какие вопросы он себе задал перед смертью:

  • Какие были у него радости?
  • Кого он утешил?
  • Кому добрый совет подал?
  • Кому ласковое слово сказал?
  • Кого приютил, обогрел, защитил?
  • Кто о его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: “Никакие, никого, никому, никто”.

Педагог и православный писатель Василий Зеньковский писал о себе: “Мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование, столько света было в моей жизни, столько душ я узнал и полюбил...”.

Посмотрите, каких два разных итога жизни?! (“Никого не обогрел” - “столько душ узнал”).

Вы тоже на пороге, ваши “корабли” только еще готовятся к отплытию от пристани “Школа”. Что нужно взять с собой на борт корабля? Нужен компас, ориентир. Ориентиры эти - нравственные ценности.

Русский философ Николай Бердяев считал: “Жизнь должна иметь смысл, чтоб быть благом и ценностью”. Чтоб жизнь была благом, человек должен сам нести благо другим.

Один человек спросил Христа:

  • Какая главная заповедь?
  • Люби ближнего твоего, как самого себя.
  • Кто же мой ближний? - спросил человек.

В ответ ему Спаситель рассказал такую притчу: По пустынной дороге из Иерусалима в Иерихон шел человек. На него напали разбойники, ограбили, изранили его и бросили чуть живым. Этим же путем проходил священник иерусалимского храма, посмотрел на него, поохал и прошел мимо. То же сделал и левит, служитель при храме. Проезжал этой дорогой один иностранец - самарянин. Увидев раненого, он остановился, перевязал его раны, посадил на осла и привез в гостиницу. Спеша по своим делам, самарянин не мог остаться с больным, но он заплатил хозяину, оставил на будущие расходы и обещал заплатить при возвращении все, что будет на него израсходовано.

Как ты думаешь? Кто был ближним раненому? - спросил Господь.

Человек ответил:

Тот, кто оказал ему милость.

Иди и поступай ты так же, - сказал Христос.

Милость - эта ценность, на которой держатся все заповеди человечества: не убий, почитай мать и отца своего.

Иди и поступай так же. Как просто! Но как сложно это делать?!

Но вот я читаю у В.Г. Белинского такие настораживающие слова: “Погодите, и у нас будут чугунные дороги и, пожалуй, воздушные почты, и у нас фабрики и мануфактуры дойдут до совершенства, народное богатство усилится, но будет ли у нас нравственность - вот вопрос. Будем плотниками, слесарями, будем фабрикантами, но будем ли людьми - вот вопрос”. Есть плотники, есть слесари, появились фабриканты, но все ли стали людьми? Написано в 19 веке. На дворе - 21 век. А вопрос остался.

Это действительно сложный вопрос. Ведь полтора века у нас существуют железные дороги и воздушные сообщения, а мы до сих пор не знаем: прогресс внешних форм задевает ли нравственность человеческую или она развивается самостоятельно? Человек уже способен за считанные секунды облететь земной шар и по-прежнему в считанные секунды может обчистить карманы своего ближнего.

Он может знать уникальную информацию, “скаченную” по Интернету, и жестоко разрушать памятники культуры. Отчего это?

В 1836 г. А.С. Пушкин работает над стихотворением “Памятник”, где он размышляет: чем он будет любезен народу. Тем, что

Чувства добрые я лирой пробуждал,
И в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Что выделяет поэт? Милость.

Каждое слово поэта заключает в себе особый смысл. Задумаемся: Что значит слово “милость”?

Милость (по словарю Ожегова) - доброе великодушное отношение, ласка. Мы с нежностью говорим: “милый”, “милая”. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому страдаем, если его нет.

Милость - это любовь, жалость. Если мы любим человека, мы готовы простить ему всё: недостатки, дурной поступок, слабость. О чем же говорит А.С.Пушкин?

Тема милости - любимая у него. О ней он пишет в письмах к жене, друзьям, в сказках, стихах, повестях. Вот эта тема в повести “Станционный смотритель”.

“Ваше высокоблагородие, сделайте божескую милость, отдайте мне бедную мою Дуню” (Так обращается станционный смотритель к гусару Минскому, и помните - конец повести печален: станционный смотритель не получил милости).

В трагедии “Борис Годунов” поэт по-разному “проговаривает” это понятие:

Нет, милости не чувствует народ

Твори добро - не скажет он спасибо, - сокрушается Борис Годунов.

Добро за спасибо?

А разве добро надо делать за спасибо - вот как поворачивает эту тему А.С.Пушкин.

Или:

Подумай, князь, я милость обещаю. (Милость не обещают, её дают).

А вот “Капитанская дочка” - это и завещание нам, русским, каким быть человеку: надо быть честным и милостивым.

В целях у милости есть великое различие. Иной подает милость для того, чтобы благословилось “поле” его, другой - чтобы спасся его “корабль”, третий подает её за детей своих, четвертый, чтобы прославиться, пятый - чтобы избавиться от будущего мучения, сказано ведь: “Грехи твои милостынями искупи”.

Притча о Мытаре и Фарисее.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей молился так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как все прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милости: ко мне, грешнику!”

Милость - это доброе дело, благодеяние.

А вспомните сцену Л. Толстого в романе “Война и мир” - Пьер Безухов и Каратаев. (Эпизод, когда Каратаев угощает Пьера картошкой).

Притча.

Иисус смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Богатые клали много. Одна бедная вдова положила 2 лепты. Подозвав учеников своих, Иисус сказал: “Истинно говорю вам, что эта бедная женщина положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей все, что имела, все пропитание свое - вот они истинная милость”.

Милость - это дар, пожертвование, награда.

Сцена из романа “Война и мир”.

Наташа Ростова и раненые (сцена, когда она отдает раненым подводы).

Интересный эпизод описал русский писатель И. Шмелев в романе “Богомолье” (сцена с сапогами).

Никто не может сказать: “Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню” (вспомните бедную вдову).

Но если и этого не можешь, словом утешь нуждающегося: найди для него милосердные слова.

Рассказ о Великой княгине Елизавете Федоровне. Что успела сделать она?

  • Марфо-Мариинская обитель - воплощенная милость.
  • Больница для бедных на 22 койки. Когда в храме шла служба, соседние с храмом двери отворялись, и больные могли молиться и слушать церковное пение.
  • Рядом с больницей аптека и амбулатория.
  • В шести оборудованных кабинетах 34 врача.
  • Дом для чахоточных женщин.
  • Наняты квартиры, закуплены швейные машины для безработных девушек, чтобы они могли шить на дому.

И потому никто не может сказать: я не могу оказать милости, ибо каждый по силе своей, по душевному устроению может оказать милость. Пусть только каждый из вас постарается то доброе, что он делает, делать от души, сердца.

Услышим мудрый совет Елизаветы Федоровны. “Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что “делить свое горе -это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить”...

Милость - это и помилование.

“Помиловать” - значит простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно. И здесь опять нам помогает опыт великого поэта.

Александр Сергеевич перед смертью говорит другу Вяземскому: “Требую, чтоб ты не мстил за мою смерть, прощаю ему” (ему, - т.е. Дантесу).

Духовно чуткий Жуковский писал после смерти А.С.Пушкина: “Особенно замечательно то, что в эти последние часы жизни он как бы сделался иной: буря, которая за несколько часов волновала его душу неодолимою страстью, исчезла, не оставив в ней следа... Никогда в его лице не видел ничего подобного тому, что было в нем в первую минуту смерти. Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение и поэтическое! Нет! Какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое удовольствованное знание. Всматриваясь в него, хотелось спросить: “Что видишь, друг?”.

Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих...

Жуковский уверяет нас, что никогда на лице поэта не видел он выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли.

Он, Александр Сергеевич Пушкин, не только писал о милости, но и сам творил милость.

Москва. Пушкинская площадь. Памятник поэту, на памятнике выбиты его слова:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Да, надо прожить так, чтоб смог сказать: “Я защитил, обогрел, утешил, сказал ласковое слово, был милостив”.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. О русских классиках. М.: “Художественная литература”, 1986.
  2. Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.
  3. Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990.
  4. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 томах. М.-Л.: Политиздат, 1959.
  5. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: РАН, 2002.
  6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.: РАН, 1994.
  7. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: “Детская литература”, 1974.
  8. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Дрофа, Вече, 2006.
  9. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. М.: “Детская литература”, 1990.
  10. Шмелев И.С. Богомолье. Издание Сретенского монастыря: 2000.