Цели урока:
- ознакомить учащихся с понятием отделки; с требованиями, предъявляемыми к материалам, используемым в отделке помещения;
- учить оформлять тканью окна и двери помещений;
- воспитывать эстетический вкус, гармоничные начала.
Опорные понятия:
- шторы;
- гардины;
- портьеры;
- жалюзи.
Ход урока
I. Организационная часть. /3 мин/
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
II. Изложение нового материала. /20 мин/
Легенда.
Вначале появился человек. Огляделся он вокруг себя – и чужой и опасной показалась ему Мать-Природа. И решил человек тогда отгородиться от нее в своем укромном мирке. Так появился первый Дом. Но неуютно было в нем. Тогда снова пришел человек к Природе, взял у нее материал и стал его для своего удобства кроить. Дикая “неотесанная” Природа постепенно превращалась в услужливые вещи. Так появилась мебель и многое чего другого.
Уютно стало в доме и удобно, но все же чего-то не хватало. Стал тогда человек свой дом украшать – то цветы на стол поставит, то картинку на стене нарисует, то узор на ножке стула вырежет. Так и первый Декор появился.
Красивыми стали вещи, но выглядели как-то беспорядочно. Решил тогда человек все расставить, одно с другим согласовать, чтоб и удобно, и красиво было. Так возник первый Дизайн.
Пошел после трудов своих человек к соседям. И видит: у того – кровать удобней сделана, у другого – занавеска красивее расшита. Тогда стали люди друг у друга лучшее перенимать, и вскоре дома соседей приобрели что-то общее, похожее. Так появился Стиль.
Общий характер интерьера квартиры во многом зависит от отделки стен – это фон для мебели и предметов убранства. Для стен жилых комнат выбирают клеевые или силикатные краски, обои. Отделка стен красителями особенно рекомендуется для комнат, где планируется разместить картины, рисунки, скульптуру. Широкое распространение в городском жилище получила оклейка обоями стен жилых и подсобных помещений. Обои различаются по цвету, рисунку, способу наклейки, материалу, из которого они изготовлены.
Выбор обоев.
Необходимо учитывать:
- размер рисунка;
- цвет.
Например, небольшая комната будет казаться еще меньше, если ее оклеить обоями с крупным рисунком.
- вертикальные полосы на обоях – увеличивают высоту;
- горизонтальные полосы – уменьшают высоту;
- ромбы – дают ощущение большого объема.
Покрытие для пола.
- паркет;
- ламинатная плитка;
- линолеум.
Потолок:
- известковые или клеевые краски;
- водоэмульсионные краски;
- оклейка обоями;
- натяжные потолки;
- подвесные потолки.
Стены и полы санитарных узлов – отделывают долговечными водостойкими материалами.
Все материалы должны быть экологически чистыми.
Среди предметов, которыми люди украшают свое жилище, ткани и изделия из них занимают первое место.
Декоративные ткани – это все виды текстильных изделий, используемых для отделки и оформления квартиры.
Это обивка мягкой мебели, ковры и дорожки, занавеси на окна и двери, покрывала и скатерти. Декоративные ткани могут быть фоном для отдельных предметов мебели и убранства. Ткани придают интерьеру неповторимый характер, создают атмосферу уюта и теплоты.
Излишняя пестрота рано или поздно начинает раздражать человека.
Кухня.
Материалы с рисунком в клетку, полоску или горошек, цветочный орнамент, но не слишком яркие.
Для занавесей, скатерти и салфеток – ткань с одинаковым рисунком.
Гостиная.
Обивка мебели, занавеси – ткань с крупным выразительным рисунком.
Оформление оконных и дверных проемов.
Самый распространенный вид – драпировка.
Шторы – занавеси из не просвечивающихся тканей. Бывают подъемные и раздвижные.
Гардины – занавеси на окне из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, кружева, сетки, которые разнообразно и свободно драпируются.
Портьеры – занавеси на двери из не просвечивающейся плотной ткани, используемые для изоляции от света и шума соседних помещений, маскировки дверного проема.
Жалюзи – ряд пластин, соединенных между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться, изолируя комнату от улицы. Жалюзи бывают с горизонтально и вертикально расположенными пластинами.
III. Вводный инструктаж. /10 мин/
- Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.
- Демонстрация порядка выполнения работы.
- Обсуждение сложностей, которые могут возникнуть в работе.
Учащимся предлагается самостоятельная работа на компьютере. Задание включает в себя четыре варианта оформления квартиры. Работа выполняется в графическом редакторе Paint. Широкие возможности изменения палитры цвета в программной среде дают возможность выбрать неповторимый стиль оформления интерьера комнаты. Каждый рисунок необходимо открыть с помощью графического редактора Paint, а затем выполнить задание, указанное на карточке.
IV. Самостоятельная работа учащихся. /35 мин/
Текущий инструктаж:
- Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда.
- Проверка и помощь в преодолении сложностей по ходу работы.
- Оценка работы.
V. Заключительный инструктаж. /7 мин/
- Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.
- Оценка работы учащихся.
- Домашнее задание. Учащимся предлагается повторить основные понятия, изученные на уроке. Выполнить макет оформления окна в помещении с использованием картона, цветной бумаги и ткани.
- Уборка рабочих мест и помещения /5 мин/.
Литература:
- Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. Книга для учителя. Брянск, 1999.
- Грожан Д. Справочник начинающего дизайнера (2-е изд.). Серия “Стильные штучки”. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.