Декада науки в гимназии

Разделы: Администрирование школы


Проведение Декады науки в нашей гимназии стало традицией, которой в этом учебном году исполняется шесть лет. За это время накоплен определенный опыт проведения Декады, которым мы и хотим поделиться в данной статье. Думаем, что наш опыт проведения Декады будет интересен для образовательных учреждений различного типа, так как организация исследовательской деятельности учащихся, развитие исследовательских навыков, приобщение учащихся к научной и исследовательской работе является одним из важнейших направлений школьного образования.

В нашей школе Декада науки традиционно проводится в апреле. Проведению Декады предшествует большая подготовка: на заседании школьного научно-методического совета разрабатывается план проведения Декады, предложенный план обсуждается и уточняется на заседаниях предметно-методических кафедр, Совете научного общества учащихся. После обсуждения план проведения Декады утверждается приказом директора и вывешивается на информационном стенде Совета НОУ (план проведения Декады науки в приложении 1).

Открытие Декады науки проходит в торжественной обстановке в актовом зале гимназии. Готовится небольшое театрализованное представление, на открытие Декады приглашаются почетные гости: представители высших учебных заведений (студенты и преподаватели), молодые специалисты предприятий города – призеры научно-практических конференций различного уровня, родители. Форма одежды учащихся в день открытия – парадная. После торжественного открытия Декады учащиеся расходятся на классные часы, тематика которых связана с наукой, например: “Урай научный”, “Освоение космоса”, “Великие научные открытия” и т. п. На классные часы также приглашаются гости, причем в качестве выступающих могут быть приглашены победители и призеры школьных НПК прошлого учебного года с интересными исследовательскими работами. В день открытия Декады работает школьное радио, в каждом кабинете и рекреации вывешиваются высказывания о науке, исследованиях, мышлении, логике, знаниях и т. п.

Одним из важных направлений Декады науки является проведение научно-практических конференций, на которых подводится итог исследовательской работы учащихся за год. Мы проводим школьную научно-практическую конференцию в два этапа: сначала по секциям, потом пленарное заседание.

Для учащихся 5-7-х классов (малое НОУ) работают секции: физико-математическая, гуманитарная, иностранных языков, естественных наук.

Для учащихся 8-11-х классов работают 6 секций: физико-математическая, филологическая, общественных наук, естественных наук, иностранных языков и компьютерный салон.

Участие в работе секции – добровольное, любой ученик гимназии может выбрать себе ту секцию, тематика работ которой соответствует его интересам. Для педагогического коллектива гимназии участие в работе секций по своему профилю является делом чести, так как большинство педагогов являются руководителями работ учащихся, поэтому, если проводится заседание секции иностранных языков, то, как правило, в ее работе участвуют все учителя иностранного языка.

Для оценивания работ учащихся на заседаниях каждой секции работает совместное жюри (учительское и ученическое), членами жюри являются учителя соответствующего профиля и учащиеся, не обязательно члены Совета НОУ, имеющие опыт исследовательской деятельности. Как правило, работа секций НОУ проходит организованно и вызывает интерес у учащихся.

По итогам работы каждой секции отбираются самые интересные исследовательские работы, которые будут участвовать в пленарных заседаниях НПК. Таких заседаний мы проводим два: для 5-7-х классов и для 8-11-х классов.

Пленарные заседания НПК проходят в актовом зале школы, в работе пленарных заседаний принимают участие все учащиеся, подготовившие в этом учебном году исследовательские работы, а так же представители от каждого класса. Для работы в жюри приглашаются преподаватели вузов, представители управления образования, Советов молодых специалистов, молодые специалисты различных предприятий города - призеры НПК, члены Совета НОУ, родители. Для каждого ученика гимназии выступление на пленарном заседании научно-практической конференции очень престижно, попасть в число выступающих на такой конференции - значит уже победить. И очень почетно по итогам конференции получить Диплом и звание “Цицерон года”, которым награждается лучший оратор. Исследовательские работы учащихся, представленные на пленарное заседание НПК и получившие дипломы жюри конференции, отбираются для участия в НПК более высокого уровня.

В прошлом учебном году мы провели на базе гимназии городскую научно-практическую конференцию, в работе которой приняли участие представители образовательных учреждений города (список участников и тематика выступлений на городской НПК в приложении 2).

Состав жюри конференции: Шмидтбергский Павел Анатольевич, кандидат технических наук, заведующий кафедрой технической физики ТГУ – председатель жюри; Сперанская Нина Ивановна, кандидат педагогических наук, заместитель начальника УО; Буряк Максим Владимирович, мастер нефтеперерабатывающего завода, победитель окружного конкурса “Золотое будущее Югры”; Чуйкин Максим Владимирович, геолог ТПП “Урайнефтегаз”, призер конкурса предприятия на лучшую научно-техническую разработку; Колосенко Нина Николаевна, руководитель службы профориентации МУ “Молодежный центр”; Максименко Ольга Васильевна, учитель гимназии, призер окружного конкурса “Золотое будущее Югры”. Работало и ученическое жюри в составе: Лысенко Алеся, 11 класс, призер окружной НПК “Шаг в будущее”; Коновалова Ксения, 10 класс, лауреат окружной НПК “Шаг в будущее”, Бровкин Александр, 11 класс, победитель и постоянный призер окружных олимпиад по физике. По итогам конференции были отмечены Дипломами I степени – 3 работы; II степени – 4 работы и III степени – 3 работы. Приз “Цицерон года” получила Арсланбекова Алена, 11 класс. В гостевой книге осталось много хороших отзывов, пожеланий и предложений. Самый главный итог такой конференции – мотивация учащихся на занятие исследовательской деятельностью, как правило, у большинства слушателей появляется желание стать непосредственным участником конференции.

Одной из новых традиций гимназии мы считаем проведение в рамках Декады науки Фестиваля первых открытий для учащихся начальных классов. Это также очень интересное мероприятие, на котором учащиеся 2-4-х классов выступают со своими первыми открытиями, опытами, исследованиями. В прошлом учебном году тематика выступлений учащихся была следующей: “Всё о кошках”, “Почему стекло прозрачное”, “Бытовая химия в нашем доме”, “Леворукость – это феномен”, “Обзор клуба “Почемучка”, “Вреден ли компьютер?”, “Египетские пирамиды”, “Почему вымерли динозавры”, “Лекарственные растения нашего края”, “Исследование “Земля – шар””, “Эти вездесущие грибы”, “Неопознанные объекты”, “Военный альбом”. Все участники Фестиваля награждаются дипломами и грамотами, а лучший оратор также получает диплом и звание “Цицерон года”.

Одним из любимых дней Декады науки стал для наших учащихся День нестандартных уроков. В этот день все учителя гимназии проводят уроки только в нестандартной форме. По итогам Дня нестандартных уроков проводится экспресс-опрос, в ходе которого определяется победитель Дня - учитель, набравший большее количество голосов учащихся по итогам опроса.

Для педагогов гимназии в ходе Декады науки работают творческие мастерские, дающие возможность познакомиться с новыми приемами работы, использованием новых технологий обучения, например: “Приемы работы с интерактивной доской”, “Конструктор тестов и его использование в работе педагога” и т. п.

В течение Декады проходят встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия города, работает школьный пресс-центр, информационные выпуски которого отражают ход Декады, достижения учащихся и педагогов. Школьная библиотека принимает участие в Декаде, работая по своему плану, который также составляется с учетом Декады.

По итогам Декады науки составляется информация; приведем пример мониторинга участия каждого класса, каждой секции в Декаде:

Информация классных руководителей

Класс_________ Классный руководитель ___________________________________

1.Участие в работе научно-практических конференций:

Количество учащихся

Участвовали в работе НПК

секция

Пленарное заседание

Всего присутствовали    
Выступили с работой    

2. Участие во внеклассных мероприятиях в рамках Декады науки:

Виды деятельности

Тема

Форма проведения

Количество учащихся

Классный час

     

Экскурсия

   

Другие мероприятия:

   
   
   

3. Предложения по проведению Декады науки:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе секции НОУ

Название секции

Количество присутствующих учителей

Количество присутствующих учеников

Всего

Из них выступили с работой

       

Мы подводим итоги участия каждого педагога в Декаде науки, отмечаем классы, подготовившие больше всего исследовательских работ, по итогам работы каждой секции выпускается буклет, победители и призеры НПК приглашаются на классные часы. Завершается Декада науки Балом умников и умниц, на котором подводятся итоги Декады, зачитывается приказ директора гимназии “Об итогах Декады науки”, награждаются учащиеся и педагоги.

Считаем, что Декада науки, ставшая традиционной в гимназии, является хорошим средством мотивации учащихся к занятию исследовательской деятельностью.