Основные цели и задачи современного образования указывают на необходимость внедрения развивающего обучения, которое сегодня нашло широкое применение. В основе его реализации лежит отыскание не только соответствующего содержания дидактического материала, но, прежде всего, способов его организации. Последнее требование особенно ярко отражено в работах Л. С. Выгодского, который при обосновании целесообразности обучения, направленного на развитие личности, призывает к новой его организации, при которой каждый ученик мог бы продвигаться вперед сообразно своим способностям. Вообще, в последнее время индивидуализации, как необходимому условию развивающего обучения, уделяется большое внимание, в связи с чем разрабатываются различные методики, максимально соответствующие данному требованию. Одной из таких методик является тестовый метод.
В теории и методике обучения сложилось традиционное мнение относительно его назначения, которое выражается в применении тестов в качестве диагностики усвоения знаний. Однако, в методических публикациях последних лет, приводятся системы тестовых заданий, направленных на обучение и развитие мышления учащихся. В психолого-педагогической и научно – методической литературе отмечаются и некоторые преимущества тестовой методики в сравнении с традиционным обучением. Для построения тестовой методики, ориентированной на обучение и развитие мышления учащихся, необходимо указать ряд требований методического характера к конструированию системы тестовых заданий, соответствующей функциям развивающего обучения.
Во-первых в основе систематизации заданий тестового типа могут быть положены основные принципы построения систем задач, адекватных развивающему обучению. Построенная система задач в соответствии с этой основной структурой обладает принципом целостности.
Во-вторых, в основе систематизации основной структуры школьных математических задач лежит их сложность. Следовательно, система задач, конструированная на основе основной структуры школьных математических задач, строится по принципу нарастания сложности.
В-третьих, психологические исследования указывают на необходимость использования дифференцированного подхода к обучению. Поэтому еще одним из требований к построению системы тестовых заданий должен быть принцип дифференциации, при осуществлении которого устанавливается соответствие между уровнями познавательной деятельности учащихся и сложностью тестовых заданий системы.
В-четвертых, в систему заданий тестового типа также должны входить задания обучающего и развивающего характера. К обучающим тестовым заданиям относятся задания на формирование понятий, приемов решения задач, которые лежат в основе построения этих тестовых заданий. К развивающим - задания, основанные на использование приемов мыслительной деятельности: тестовые задания на анализ, синтез, сравнение, общение.
Традиционная система, имеющая богатый опыт в области контроля результатов обучения, носит преимущественно субъективный характер, и в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворения потребности в объективной информации об учебных достижениях учащихся, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Эффективной системой контроля является использование тестовых технологий, предусматривающей компьютерную обработку данных тестирования и представления результатов обработки.
Преимущества тестового контроля:
- объективность оценки – субъективный фактор исключен;
- достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
- эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов тестирования при этом производится легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
- реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
- сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся;
- дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня.
Знания учащихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим А. Дистервег писал, что “развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение”.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную деятельность. Школьный курс математики представляет большие возможности для организации такой деятельности. В качестве одного из активных методов обучения является тест.